Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
11 ЯНВАРЯ, 2019
В сентябре завершаются полномочия Волгоградской областной думы пятого созыва. Приступал к работе этот состав под грузом исключительно высоких ожиданий со стороны избирателей. В какой мере депутатам удалось с этой ношей совладать? Как и почему областной парламент отказался от значительной части полномочий? Каких успехов добился? Что изменилось за последние годы, и какие вызовы предстоит преодолеть уже новому созыву? Тенденции, успешные, неоднозначные и провальные решения областной думы – в материале «ФедералПресс».
Более чем за четыре года работы областная дума приняла несколько сотен законов и постановлений. «Не так важны количественные показатели. По моему комитету мы за год приняли 10 проектов, например, – пояснил председатель комитета по аграрным вопросам, охране окружающей среды и природопользованию Владимир Ефимов. – Дума в целом сконцентрировалась на подготовке качественных поправок ко многим нормативным документам. Для этого был проведен интеллектуальный анализ, построена обратная связь – и с органами власти, и с бизнесом. Нужно было понять, что и как работает. В этом смысле важны не только деньги, но и механизмы. Большое значение имеет, какой конкретно инструмент дать чиновнику для поддержки той или иной сферы. Чтобы было эффективно, но и не дать поводов для коррупционных проявлений».
Полностью новых законов было не очень много, основой нормотворчества стала корректировка существующего законодательства. Далеко не всегда это делалось «для приведения в соответствие с федеральным». Куда чаще речь шла о том, что федеральный законодатель оставлял региональному парламенту вилку возможностей, в которой они выбирали вариант, практически всегда согласованный с исполнительной властью региона.
Ранее парламент утверждал премьер-министра областного правительства. Одним из первых решений новой думы стало переформатирование системы региональной власти. Вместо правительства была возвращена администрация, при этом число областных органов госвласти выросло – с 27 до 33. Бывшие министры стали председателями комитетов, а функции премьера были упразднены еще раньше, когда глава региона Андрей Бочаров взял их на себя.
Решение о реформировании эксперты назвали популистским – прежняя структура соответствовала модели федерального правительства, что воспроизведено почти во всех субъектах. Изменения можно объяснить только желанием губернатора, который заявил, что «правительство в Москве, другого быть не должно».
В думе были выдвинуты инициативы согласования парламентом кандидатур вице-губернаторов, однако большинство народных избранников не поддержало эту идею. Дума получила право согласовывать назначения новых глав комитетов. По имеющейся информации, кандидаты на эти посты приходили на «собеседование» с депутатами после беседы с губернатором. За четыре года не было случаев, чтобы хоть одного из претендентов отклонили.
Дума приняла поправки к закону о статусе депутатов, которых приравняли к госслужащим. Это позволяет требовать отчета о доходах даже от народных избранников, занятых на непостоянной основе.
Ввели и норму о вынесении думой собственной меры дисциплинарного воздействия – выражение «неодобрения» коллеге. Интересно, что инициатором этих изменений был депутат Александр Осипов. Спустя несколько лет он же допустил крайне неэтичные высказывания в адрес депутата от КПРФ Михаила Таранцова и по решению комиссии по этикебыл вынужден принести публичные извинения.
В конце 2015 года депутаты утвердили новый регламент, который вызывал много споров. В документ впервые внесли обязанность не пропускать без уважительной причины не только пленарные заседания, но и заседания комитетов и комиссий. Впоследствии именно это помогло единороссам найти формальный повод для наказания своих коллег за инакомыслие.
Кроме того, в новом регламенте ограничили одним часом время обсуждения вопроса. Максимальное время отвели и для выступлений докладчика и содокладчика – 10 и 7 минут (против 15 прежде), а задать вопрос и ответить на него нужно не более чем за две минуты. Позже отменили запрет принятия изменений в бюджет в окончательном чтении за одно заседание.
Дума передоверила целый ряд полномочий по утверждению разных положений, советов и методик в пользу областной администрации. Среди них распределение региональной земли, а также утверждение размера платы за капремонт. Несколько раз после споров депутаты отказывались повышать тариф, однако в 2018-м передоверили право губернатору и размер платы вырос.
«Все четыре года с настойчивостью дума отказывалась и отказывалась от полномочий в пользу губернатора и чиновников вообще. Все больше теряла самостоятельность, – говорит депутат Михаил Таранцов. – Не надо путать с конструктивным взаимодействием, как нам это иногда говорят. Есть правила, которые показали жизнеспособность уже не годами, а веками, – то, что называется разделение властей. Любой перекос в сторону чиновничества – это всегда не на пользу жителей. В нашем регионе это потеря контроля над финансами, которая выражается в том, что на важные для людей социальные вещи найти деньги мы не можем, но постоянно обеспечиваем все новые льготы крупным компаниям».
Глава думской фракции «Справедливой России» и председатель комитета по промышленности, ТЭК и транспорту Дмитрий Калашников рассуждает: «Где-то просто был необходим отказ от собственных полномочий для более оперативного использования возможностей. Вести контроль – это вопрос желания самих парламентариев. Никто не отнимал права у профильного комитета, фракции или даже конкретного депутата интересоваться тем или иным родом деятельности исполнительной власти».
Владимир Ефимов считает, что бесконфликтность думы пошла на пользу региону. «Мы вернули доверие федерального центра к субъекту. Войнушки и конфликты внутри думы, постоянное желание захватить власть определенных сил, групп влияния – все это было практически зачищено. Именно это бесконфликтное существование помогло нам вернуть нормальную работу».
Уходящий состав думы также принял много важных и результативных законов и постановлений.
Среди первых решений думы был целый пакет налоговых льгот. Не обошлось без курьезов. Двухлетние налоговые каникулы для начинающих предпринимателей были приняты с любопытным перечнем видов деятельности, подпадающих под льготы, среди которых экзотические для волгоградского климата «выращивание сахарного тростника, тропических и субтропических растений» и «разведение северных оленей».
Вице-спикер заксобрания Сергей Булгаков, курирующий в думе экономический блок, отмечает: очень продуктивными стали не только работа в стенах думы, но и совместные встречи и комиссии с комитетами областной администрации, а также энергетиками, представителями РЖД.
Булгаков называетодним из самых важных закон № 85-ОД, принятый в июне 2015 года, который определяет для инвесторов порядок получения земли без проведения торгов.
«Мы этот закон регулярно совершенствуем. В прошлом году приняли изменения, направленные на решение проблемы обманутых дольщиков. Если инвестор готов достроить проблемные дома, то он получает участки. Второй новый критерий касался благоустройства территорий в объеме не менее 100 млн рублей, – пояснил Сергей Булгаков. – Были споры, кто-то говорил, что нужно 200 миллионов и так далее. Мы исходили из того, что и с такой суммой инвестора найти проблематично. При этом потери бюджета тут невеликие. Участок же предоставляется в аренду, которая платится полностью».
Системно важным Булгаков считает и создание фонда перспективного развития, в который в этом году бюджет направит 300 млн рублей. Распоряжаться средствами будет Корпорация развития региона, возглавляемая бывшим вице-губернатором Александром Сиваковым.
В 2016 году депутаты приняли бюджет с профицитом в 4,2 млрд рублей, хотя эксперты и думская оппозиция в один голос утверждали, что он нереальный. В итоге профицит обернулся дефицитом почти в 6 млрд рублей.
Депутаты также не спасли от акционирования ГУПы «Волгафарм», «Заря» и «Волгоградвзрывпром». В 2017-м дума приняла решение об их приватизации, а годом спустя вновь вернулась к вопросу возможной продажи активов.
Не смог парламент иучредить региональный знак «Дети войны».
Хорошо запомнилась избирателям история со сменой часового пояса в регионе. В 2015-м в думу было внесено сразу три законопроекта на эту тему. В соседних регионах – Саратовской и Астраханской областях – такие решения были приняты именно парламентами. Волгоградские депутаты, хотя и проводили дискуссии и соцопросы, на самостоятельные действия не решились, но поддержали губернатора осенью 2017 года. Он запустил процесс регионального референдума по этому вопросу. В октябре 2018 года стрелки часов в области перевели, но дума выполнила лишь чисто техническую функцию.
Не вполне ясна и реальная роль парламента в утверждении областного Социального кодекса, который забрал у многих жителей региона часть льгот. Осенью 2018 года Андрей Бочаров и дума вернули часть выплат.
«Это неправда, что вернули что было. Например, меры поддержки, касающиеся молодых семей и бюджетников в части оплаты первоначального взноса по ипотеке. Этой меры не было вовсе. И там гораздо больший блок», – настаивает Сергей Булгаков.
Михаил Таранцов, напротив, уверен, что все послабления и даже нововведения все равно не компенсируют отобранное ранее: «До принятия кодекса мать при рождении ребенка получала 11,4 тыс. рублей. А затем стала только при рождении первого. При возрасте до 23 лет включительно. Сейчас отчаянно пиарят изменения, что с 2019 года будет до 24 лет и 50 тысяч. Хорошо, что 50 тысяч, но почему такие условия? У остальных же по факту отобрали».
Владимир Ефимов считает, что властям региона (думе в том числе) во взаимодействии с другими регионами и правительством страны пока не удалось в полной мере реализовать промышленный потенциал области. «Поэтому у нас много аренды, продажи, а специалисты уезжают в другие субъекты. Без федерального влияния не получается пока достойно использовать нашу специализацию», – сетует депутат.
Добавим, что первое заседание думы в новом году предварительно назначено на 24 января.
Фото:ФедералПресс / Ярослав Малых, пресс-служба Волгоградской областной думы (главный снимок).