Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Годовой рейтинг медийной активности правительства Мишустина: «Это не Рогозин, они так не пиарятся»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева, Оксана Дякина, Артем Тутов
Москва
19 ЯНВАРЯ, 2021

«ФедералПресс» и Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов представляют первый годовой рейтинг медиаактивности федеральных министров. По сути исследование включает в себя не просто присутствие министров в СМИ в течение календарного года, но и демонстрирует, насколько активно они и их PR-команды включились в работу с журналистами и насколько они открыты для общества. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Пятерка самых медийных министров

Рейтинг медиаактивности федеральных министров составлен за период с 16 января по 31 декабря 2020 года. Суммарно члены кабмина появились в СМИ 2 млн 888 тысяч 833 раза.

Ожидаемо, что абсолютным лидером рейтинга стал премьер Михаил Мишустин. В СМИ его имя прозвучало в 809 тысячах 231 сообщении. Как отмечают авторы исследования, высокая медиаактивность главы кабмина объясняется «спецификой организации управленческой модели российского правительства, а также высокой цитируемостью выступлений премьер-министра». Мишустин выступал по широкому кругу вопросов, которые были связаны и с внутриполитическими темами, и с международной деятельностью.

Если в начале года, в первые пару месяцев, имя Михаила Мишустина появлялось в СМИ в контексте деловых поездок и совещаний, интервью, то с началом пандемии глава кабмина стал едва ли не основным спикером по теме борьбы с распространением COVID-19, поддержки граждан и бизнеса. Мишустин регулярно также упоминается в материалах о взаимодействии России с партнерами по интеграционным площадкам, о налаживании контактов с зарубежными странами.

Как отмечает политолог Дмитрий Журавлев, «Михаил Мишустин – главный, кто отвечает перед президентом и формулирует народу те механизмы помощи и правила игры, которые создает коронавирус». «Он и есть главный спикер правительства. В обычных условиях это было бы не так заметно, потому что любой министр в какой-либо газете мог тоже что-то сказать. Общие рассуждения никому не нужны. Необходимы некие формулировки правил игры, которые, естественно, эффективнее, разумнее и спокойнее давать премьеру», – пояснил эксперт.

Очевидно, что для российских медиа международная повестка – одна из ключевых тем. Отчасти это подтверждает и второе место главы МИД Сергея Лаврова: в прошлом году его упомянули 235 тысяч 380 раз. «Это во многом обусловлено активной внешнеполитической деятельностью страны, а также посреднической ролью, которую наш МИД берет на себя в ходе урегулирования международных конфликтов», – отмечают авторы рейтинга.

Действительно, работы у Лаврова и его ведомства было предостаточно: это урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке, в Африке и Средиземноморье, развитие диалога с зарубежными партнерами. Часто глава МИД упоминался в сообщениях по «делу Навального» и «делу Родченкова», «в рамках которых МИД РФ вел активную политику по противодействию фейкам». Впрочем, усталости от Лаврова, кажется, нет: по словам политолога Журавлева, министр – «человек очень обаятельный, однако если бы в международных отношениях ничего не происходило, то и медийная активность его была бы меньше».

На третьей строчке рейтинга закрепилась вице-премьер Татьяна Голикова – 194 тысячи 87 упоминаний. Голикова фигурировала в СМИ преимущественно по социальным вопросам, в большинстве своем связанным с пандемией коронавируса. Часть публикация посвящена участию вице-премьера в развитии нацпроекта «Демография».

Четвертым в рейтинге стал глава Минздрава Михаил Мурашко – 191 тысяча 474 упоминания за год. Объяснимо, что имя Мурашко фигурирует в сообщениях, связанных с организацией здравоохранения. «Однако если до марта 2020 года на переднем плане находились темы, связанные с научными исследованиями в области медицины, а также развитием системы местного здравоохранения в регионах (например, проект больницы нового поколения), то с началом пандемии COVID-19 существенную долю публикаций составили материалы, посвященные борьбе с распространением инфекции», – поясняют авторы рейтинга.

Пятерку лидеров замыкает глава Минобороны Сергей Шойгу – 141 тысяча 135 упоминаний. Авторы рейтинга выделили несколько тематических блоков: военные операции, реформирование и модернизация армии, борьба с коронавирусом в Вооруженных силах России и помощь зарубежным армиям и деловые поездки. Вообще, комментирует рейтинг политолог Дмитрий Журавлев, «традиционно считается, что министр обороны не должен лишний раз выходить в эфир». «Он должен миру показывать себя своими действиями. Такая традиция существует еще с царских времен, – говорит эксперт. – Шойгу популярен и интересен. Кроме того, внешнеполитическая обстановка требует его медийной активности. Ну и Министерство обороны приняло активное участие в строительстве госпиталей во время пандемии коронавируса, что тоже добавило публичного рейтинга Шойгу».

Любопытно, что в период пандемии, когда возникало много вопросов по ситуации в экономике, по дистационному образованию, не «выстрелили» главы профильных министерств (пожалуй, только за исключением министра просвещения Сергея Кравцова, который обосновался на шестой строчке рейтинга). Доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Максим Чирков поясняет, что «во власти сложилась такая практика, когда более высокий чиновник по рангу имеет большую цитируемость вследствие своего статуса». «Вообще это не очень правильно, поскольку за конкретные отрасли российской экономики должны отвечать соответствующие министры, а не глава правительства. Чтобы система госуправления и экономического управления работала корректнее, важно, чтобы больше цитируемости было у тех, кто работает ближе к сфере образования, экономики и так далее», – говорит эксперт.

Самые незаметные министры

Среди членов кабмина, работающих на своих постах со дня формирования действующего состава правительства, самыми незаметными оказались трое: руководитель аппарата правительства РФ, вице-премьер Дмитрий Григоренко – 9 тысяч 996 упоминаний, министр юстицииКонстантин Чуйченко – 11 тысяч 379 упоминаний и вице-премьер Алексей Оверчук – 12 тысяч 972 упоминания.

Политтехнолог Марат Баширов, например, скромные показатели вице-премьера Григоренко объясняет тем, что «как руководитель аппарата он и не должен заниматься публичной деятельностью». «Он, что называется, бэк-офис премьера, он руководит аппаратом правительства, его задача – обеспечить поддержку деятельности премьера, вице-премьеров и других членов правительства. Это теневая фигура, которая не должна быть в публичном пространстве», – говорит Биширов, добавляя при этом, что Григоренко на самом деле имеет «большой аппаратный вес, но у него малая потребность в пиаре».

Что касается министра юстиции Чуйченко, то, по словам Марата Баширова, у него слишком узкая тематика. Комментировать социальные или политические процессы не входит в его компетенцию. Он спокойно работает с законодательством, а «если есть разногласия, они обсуждаются в тишине».

А вот вице-премьеру Оверчуку, как считает политтехнолог Баширов, в инфополе нужно занимать более активную позицию. «Считается, если вице-премьеры не появляются раз в неделю с инфоповодами, то к ним появляются вопросы – чем они занимаются. То, что находится в ведении Оверчука, важно для многих процессов, в том числе для трансформации госуправления», – говорит эксперт.

Отдельно можно выделить еще трех министров – главу Минтранса Виталия Савельева (4 тысячи 372 упоминания), министра энергетики Николая Шульгинова (3 тысячи 96 упоминаний) и главу Минвостокразвития Алексея Чекунова (213 упоминаний). Но все они пришли на свои посты лишь в ноябре прошлого года и «не успели полностью интегрироваться в информационное поле».

Новым министрам нужно дать время, считают эксперты. Хотя, с другой стороны, у отраслевых специалистов уже есть опасения, что новый министр энергетики Шульгинов будет менее активен, чем его предшественник. Объясняется это и возрастом (новому министру уже 69 лет), и его консервативностью. Остальным новичкам просто нужно время, чтобы освоиться.

Резонанс в обществе и критика Путина

В первой половине года наибольший резонанс, связанный с деятельностью правительства, вызвало открытие главного Храма Вооруженных сил (парк «Патриот»). Этот проект курировал лично министр обороны Сергей Шойгу. Сообщение об открытии храма активно обсуждали в СМИ и в социальных сетях. Оценки пользователей оказались противоречивыми: кто-то посчитал сооружение слишком милитаризованным, кто-то поддержал Шойгу и его вклад в духовно-патриотическое воспитание.

Большинство резонансных инфоповодов последовало ближе к концу года. Это так называемый закон об иностранных агентах, который многими воспринят как попытка властей расслоить системную оппозицию в России и противодействовать деятельности правозащитников.

Оживление вызвали перестановки внутри правительства, которые произошли в ноябре прошлого года. При этом новые министры назначались уже в соответствии с изменившейся Конституцией – через согласование в Госдуме.

Большой резонанс вызвал рост цен на продукты первой необходимости. Скачок произошел в конце ноября – начале декабря. Президент Владимир Путин раскритиковал экономический блок кабмина, прежде всего главы Минэка Максима Решетникова, и потребовал оперативно решить вопрос по заморозке роста стоимости социально значимых товаров. Досталось тогда и министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву.

Вообще, публичной критики правительства со стороны Путина в прошлом году было не так много. Недовольство президента чаще всего доводится до министров кулуарно, по крайней мере «не под камеры».

Свою долю критики в феврале прошлого года получил глава МВД Владимир Колокольцев. Тогда в СМИ прошла целая череда публикаций по теме полицейского произвола. Президент потребовал принять меры и сказал, что устранение первоисточника – это «принципиальный момент». А вице-премьеру Виктории Абрамченко досталось от президента за катастрофу в Норильске, где из резервуара вылились тонны нефти.

Визуал не чужд министрам

Члены действующего кабмина в большинстве своем в социальных сетях не представлены. Коммуникацию с пользователями они переложили на официальные страницы своих министерств и аппараты. Но все же есть министры, которые завели личные аккаунты. Самый активный из них – вице-премьер Марат Хуснуллин. У него свой Instagram, где 22,6 тысячи подписчиков, Twitter с 5,7 тысячи читателей, Facebook с 4,68 тысячи подписчиков и «ВКонтакте», где у министра чуть больше двух тысяч подписчиков.

Самыми активными пользователями Instagram, помимо Марата Хуснуллина, являются глава Минприроды Александр Козлов (48,1 тысячи подписчиков) и глава Минтранса Виталий Савельев (58,1 тысячи подписчиков), на министра экономики Максима Решетникова в этой соцсети подписано 12,2 тысячи пользователей, на вице-премьера Викторию Абрамченко – 11,2 тысячи пользователей.

В социальных сетях представлены также вице-премьеры Александр Новак и Юрий Трутнев, причем оба используют в том числе Twitter.

Эксперты любовь некоторых министров к Instagram объясняют его спецификой. «Его преимущество – упор на визуал. Он выглядит привлекательно, как фотоальбом. Он чем-то напоминает Twitter, там так же можно коротко выступить. Это хорошее место для коммуникации», – убежден политолог Илья Быков.

Министры-долгожители

Бонусом годового министерского исследования стал рейтинг долгожителей российского кабмина. Так, дольше всех на своем посту остается глава МИД Сергей Лавров – с марта 2004 года (201 месяц).

На второй строчке – вице-премьер Юрий Трутнев (185 месяцев): в 2004–2012 годах он успел поруководить Министерством природных ресурсов и экологии. Третий в списке – глава Минфина Антон Силуанов: свой пост он занимает с декабря 2011 года (108 месяцев).

Четвертое место поделили сразу несколько министров, каждый из которых входит в правительство уже 103 месяца: экс-глава Минэнерго, ныне – вице-премьер Александр Новак, глава Минпромторга Денис Мантуров и глава МВД Владимир Колокольцев.

Вице-премьер Татьяна Голикова замкнула пятерку долгожителей правительства. В кабмине она работает (правда, с перерывом на Счетную палату России) 98 месяцев: в 2007–2012 годах она возглавляла Минздрав, с мая 2018 года является вице-премьером.

Подводя итоги рейтинга, политолог Илья Быков говорит, что на самом деле «в правительстве и в чиновничестве есть две большие группы медиаактивности: большая часть – закрытые и лишь немногие – активные». «Это ощущается и на федеральном, и на региональном уровнях. Есть те, кто проводит пресс-конференции, стримят свои совещания, но большая часть предпочитает кулуарный тип работы. Это нормально. Так можно показать руководству, что ты не пиаришься, а работаешь, – комментирует эксперт. – Впрочем, все зависит от договоренности при назначении, какие задачи ставились. Не все руководители готовы день и ночь пиариться. Вот глава Роскосмоса Рогозин – его хлебом не корми, дай инфоповод распространить».

Фото: government.ru