Редакция «ФедералПресс» / Артем Тутов
Москва
1 АПРЕЛЯ, 2021
Жизнь сенаторов усложняется. В обновленном своде правил поведения членов Совфеда появились пункты, которые направлены на повышение дисциплины. Несколько лет назад спикер Госдумы Вячеслав Володин то же самое проделал в нижней палате. Впрочем, и в Совете Федерации, когда его возглавила Валентина Матвиенко, даже опытные сенаторы подчинились ее дисциплинарным требованиям дисциплины. Некоторые эксперты уже заявляют, что изменение сенаторского кодекса этики рано или поздно позволит без труда избавляться от неугодных политиков. Подробности читайте на «ФедералПресс».
В этическом кодексе Совета Федерации появились новые основания для лишения статуса сенатора, а также санкции за прогулы и другие нарушения дисциплины. Но как пояснил сенатор Андрей Климов, это не говорит о том, что кодекс может быть использован для лишения сенатора полномочий – это прописано в федеральном законе. «Кодекс – морально-этическая история, которая позволяет проверять сенаторов на соответствие этим критериям. И это действительно необходимо, так как люди, которые работают в Совете Федерации, должны быть ориентиром для населения», – отмечает Климов.
Согласно дополнению в этический кодекс, сенатор лишится своего статуса за совмещение работы в парламенте с нахождением на госслужбе, иностранного гражданства, вида на жительство в другой стране, предпринимательской деятельности. Не забыто и взаимодействие с иностранными НКО: сенатор не имеет права состоять в их руководящих органах. Исключениями могут быть лишь организации, деятельность которых предусмотрена международными договорами РФ или российским законодательством. Лишить статуса сенатора теперь могут и за нарушения в подаче сведений о доходах-расходах. То же самое ждет сенатора и за открытие счета в зарубежном банке. Причем счет не может быть открыт даже на имя жены и детей.
Главная задача обновленного этического кодекса – исключить репутационные издержки, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. «До его появления правила игры были до конца не ясны. Да, существует федеральный закон, но в нем не оговаривались вещи, которые оговариваются в кодексе. Безусловно, кодекс не является обязательным к исполнению, но если следовать ему, о многих проблемах и нарушениях можно будет забыть. Это такая шпаргалка для сенаторов, которая не должна позволить им ступить на скользкую дорожку», – уверен Мухин.
А это нелишне, ведь буквально пару лет назад в Совете Федераций происходили неординарные события. Так, в 2019 году во время пленарного заседания Совфеда был задержан сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков. В том же году сенатор от Хабаровского края Дмитрий Приятнов покинул Совфед после огласки истории о его погашенной судимости. Впрочем, не все нарушения настолько серьезные.
Это не первая попытка заставить некоторых сенаторов исполнять свои прямые обязанности. Сразу после прихода на пост спикера Валентина Матвиенко начала «крестовый поход»: она обещала усилить контроль за прогулами, в 2014 году она даже поставила ультиматум богатейшему сенатору Ефиму Малкину, который регистрировался на заседания, но редко их посещал. Матвиенко требовала объяснительные с тех, кто «забывал» вернуться на заседание после перерыва. Но добиться полного соблюдения требований у нее так и не получилось.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, казалось, с помощью штрафов за прогулы смог быстро наладить дисциплину среди депутатов. В 2017 году он заявил, что посещение заседаний стабильно на уровне 97%. Но уже в 2019 году каждый депутат в среднем не принимал участие в голосовании в 26,5% случаев. Подтвердил низкую посещаемость и сам Володин, когда все в том же 2019 году раскритиковал прогульщиков и заявил, что «такого полупустого зала давно не видно было».
В теории, этический кодекс должен стать ориентиром для сенаторов, но, по мнению политолога Александра Шпунта, это лишь игра на публику. «По сути, этот кодекс не имеет никакой юридической силы. И сейчас я даже не понимаю механизмы его дальнейшего задействования», – отметил Шпунт.
Далеко не все разделяют мнение, что обновление этического кодекса – лишь попытка бороться с сенаторами-прогульщиками. Как отмечает политолог Дмитрий Журавлев, теоретически такой шаг позволит при необходимости убирать неудобного сенатора. «После внесения поправок в Конституцию, у Совета Федерации появилось больше полномочий. Открытое напоминание о том, что вариантов для потери должности много – намек тем, кто будет идти вразрез с мнением большинства. При желании, их можно будет легко снять с должности», – считает Журавлев.
При этом он добавляет, что после парламентских выборов влияние Совфеда на ситуацию в стране может вырасти. Правда, только в случае, если «по итогам парламентских выборов конфигурация Госдумы изменится». «Тогда может понадобиться возможность точечно прекращать работу некоторых сенаторов», – говорит эксперт, добавляя, что уже сам факт введения правила отзыва сенатора может положительно повлиять на образ Совфеда.
Политолог Илья Гращенков также полагает, что вероятность некоторого давления на сенаторов присутствует, хотя в Совфеде нет явно оппозиционно настроенных политиков. «Это может быть напоминанием тем немногим, кто не хочет придерживаться мнения большинства. Хотя, как мне кажется, для снятия их с должности есть и другие инструменты. Если необходима перетасовка, ее можно сделать на уровне региона», – отметил Гращенков.
Фото: ФедералПресс /Елена Сычёва