Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
9 АВГУСТА, 2024
Екатеринбургские ученые несколько лет подряд изучали современных молодых матерей и выяснили, что они заметно отличаются от предыдущего поколения. «Мамы с колясками» вовсю занимаются бизнесом, участвуют в общественных движениях и осваивают новые профессии. О том, как маркетплейсы, интернет-форумы и IT помогают пережить самый тяжелый период в жизни женщины, с какими проблемами сталкиваются молодые матери и что может подтолкнуть их к рождению второго ребенка, «ФедералПресс» рассказала кандидат философских наук, доцент, директор департамента философии УрФУ Ирина Симонова.
Ирина Александровна, вы недавно окончили длительное исследование нематеринских практик. Что это такое и какую роль они играют в жизни молодых матерей?
— Нематеринские практики – это те активности, которые женщины начинают воспроизводить, оказываясь в непривычной ситуации материнства, но не связанные с непосредственным уходом за ребенком. Это довольно большая линейка: одни активности приносят деньги, другие – нет. Некоторые из них институционализируются и легализуются: например, женщины регистрируются как самозанятые или ИП, открывают ООО или НКО. Другие обходятся без этого: допустим, женщина изготавливает и продает косметику, но не регистрируется как предприниматель и по документам обнаружить ее невозможно.
Если говорить о конкретных вещах, то это очень часто бьюти-сфера: молодые матери делают ногти, ресницы, массажи, производят натуральную косметику. Также они часто ведут консультации по лактации, детскому сну, воспитанию, какие-то занятия. Многие производят товары для матерей. У таких практик есть одна важная особенность: обычно они вырастают из собственной потребности матери. Например, ей нужен какой-нибудь конверт для ребенка. Она посмотрела по всем магазинам, и такого, как ей надо, нет. Она сама его сшила, а потом его видят друзья, знакомые, запускается сарафанное радио, формируются заказы.
Точно так же распространена ситуация, когда нематеринские практики связаны с социальным активизмом. Женщина выходит на улицу с коляской и выясняет, что городская среда максимально неудобна: парк у дома грязный, нет дорожек и пандусов. И она начинает заниматься активизмом, с одной стороны, из своих потребностей, а с другой – чтобы усовершенствовать мир, в который пришел ее ребенок.
Многие в декрете осваивают новые профессии. IT, SEO – все, что позволяет быть занятой с гибким графиком. Ведь даже если до этого женщина строила карьеру и хорошо зарабатывала, то после рождения ребенка она лишается этих денег. Для многих это тяжело, а для некоторых встает просто вопрос выживания. Выйти на обычную работу молодая мать не может, потому что ребенок без конца болеет. Мама с ребенком – как правило, самый нежеланный работник. А гибкая занятость позволяет планировать свой день, раскидывать рабочие часы в зависимости от графика жизнедеятельности ребенка.
Почему именно в России это получило такое распространение?
— Я бы не сказала, что это популярно только в России. Материнское предпринимательство очень распространено во всем мире. В английском языке есть даже термин mompreneurship – «мамское предпринимательство». Но есть разные стратегии поддержания материнства: в некоторых странах создаются условия, чтобы женщина как можно быстрее вышла на работу. У нас, наоборот, достаточно длительный декретный отпуск, есть минимальные выплаты, на которые при наличии мужа можно выжить. В таких случаях материнские практики, конечно, более развиты.
Изменилась ли ситуация за последние двадцать лет?
— Конечно, цифровизация изменила картину. Очень большую роль сыграло появление маркетплейсов: для женщины появились каналы реализации ее крафтовых продуктов. В основном это просто площадки для продажи товаров, например, «Авито» и «Юла». Более смелые мамы, которые готовы масштабировать бизнес, используют Wildberries или Ozon, но это уже реже. То есть в целом возникли удобные инструменты продвижения, стало легче монетизировать то, что женщины делают. Опять же есть много профессий в цифровой сфере: дизайн, разработка сайтов, тестирование, SEO и так далее.
С другой стороны, нужно понимать, что мама никогда не была такой одинокой, как в наши дни. В советское время бабушки и дедушки принимали более активное участие в воспитании детей, а сейчас даже сами матери не всегда готовы доверить им ребенка из-за большой разницы в подходах к воспитанию. К тому же еще двадцать лет назад бытовало представление, что чужих детей не существует: можно было оставить ребенка у соседки или на детской площадке под чьим-то присмотром. Сами родители были менее невротизированы и готовы были так поступать.
Еще к женщине сейчас предъявляется очень много запросов. Она должна быть «суперженщиной», хорошей мамой и при этом идеально выглядеть. Если мама неряшлива или набрала вес, то общество ее осуждает. Интернет-среда дает ей образы, которым очень трудно соответствовать. Типичная «инстамама» красива, ухоженна, весела, у нее пара улыбающихся румяных младенчиков, хороший чистый дом, правильное питание. Вдобавок женщина не должна быть глупой, не должна «обабиться», должна интеллектуально развиваться и зарабатывать. Это огромное количество требований, соответствовать которым очень сложно.
Разве это не уходит? Я, наоборот, чаще вижу мемы вроде «бинго матери-ехидны», где нужно заполнять клеточки «накормила пельменями», «наорала» и так далее.
— Действительно, женщины этому сопротивляются. Например, очень популярен паблик «Щастье материнства», где они анонимно делятся историями о том, как они «не вывозят», устали, кричат на ребенка, не могут содержать дом в идеальной чистоте. Но эта «битва» далеко не выиграна. Женщины жалуются, что запросы на «суперженщину» предъявляют и домочадцы, и партнеры. Или вот попробуйте в общественном месте дать чипсов ребенку, чтобы он не кричал, и посмотрите, что будет. Советчиков очень много.
Все еще есть стереотипы, что молодая мама не должна посещать какие-то места. Есть претензии к женщинам, которые кормят грудью в общественном месте или приходят с маленьким ребенком в картинную галерею. То есть, с одной стороны, она должна быть развита и красива, а с другой – ей нигде не рады.
Помогают ли нематеринские практики повышению рождаемости?
— Определенно да. Успешный опыт с первым ребенком, когда женщина смогла поддерживать свое существование, мотивирует родить второго. К тому же нематеринские практики имеют очень большой потенциал с точки зрения самоощущения женщины, ее представления о своем благополучии. Ей важно, что она реализуется не только как мать, но и как социальное лицо, как актор. Не только финансово рентабельные практики, но и активности, не связанные с зарабатыванием денег, нормализуют женщину в ситуации материнства и очень полезны.
Есть и обратная сторона. Скажем, женщина родила ребенка одна или партнер ей не помогает, возникает острая финансовая потребность. Молодая мать начинает работать, теперь она может прокормить себя, обеспечить ребенка. Но в таком случае формируется ситуация «двойной занятости». В то время, когда ребенок спит, она сама должна бы отдыхать, а она в это время садится работать. Возникают физические и эмоциональные перегрузки, и в какой-то момент любой человек от такого устает.
То есть нематеринская практика – это в многом «антикризисная мера» для женщин. В зависимости от того, насколько легко или тяжело все это проходит, она принимает решение о рождении второго или последующего ребенка. Но здесь влияет большое количество других факторов: состояние здоровья, поддержка партнера и семьи, сохранение социальных связей. Все это нужно учитывать. Хотя в целом нематеринские практики нужны женщинам и благоприятно сказываются на представлениях о последующем материнстве.
Некоторые политтехнологи сейчас шутят, что раньше надо было «окучивать» бабушек, а теперь «мамы с колясками» – не менее значимая аудитория.
— Я не политолог, но «мамы с колясками» однозначно стали заметнее и активнее, больше показывают себя как некое сообщество. Есть разные группы: одни выделяются просто по общему признаку, а внутри других есть коммуникация. Раньше молодые мамы были группой по общему признаку, а теперь они консолидируются и, говоря языком политической философии, политизируются. Не в том смысле, что они лезут в большую политику, а в том, что они показывают свои потребности, претендуют на некоторые ценности как некий коллективный субъект.
Мы изучали самые разные форумы – и те, где «я супермама» и «мой милый годовасик-тугосеря», и «Щастье материнства», где женщины пишут, как они задолбались. Но и там, и там часто звучит: «Для меня очень важно, что вы существуете, я понимаю, что я не одна, что мои проблемы не уникальны, что ваше сообщество меня поддерживает». И это уже совершенно другой уровень: определенная идентичность, появление групповых практик, формирование некоего сообщества.
Сейчас мы видим, что городская среда становится более «отзывчивой»: в новостройках хотя бы появляются пандусы. Но в целом молодые мамы остаются группой с особыми потребностями, которые не всегда заметны. Если бы их больше замечали, это стимулировало бы рождаемость на порядок больше, чем прямые призывы «срочно рожайте всех детей», «три ребенка – это норма». Они, наоборот, раздражают. Разговоры о запрете абортов вызывают очень большой негативный резонанс в материнской среде – не потому что там чайлдфри и экстремисты, а потому что женщины хотят просто человеческих условий.
Например, я работаю в университете и должна идти в туалет, чтобы покормить младенца. Насколько это гигиенично? Информантка, которая тоже работает в сфере образования, рассказывала, что ей приходится для этого выгонять коллег с кафедры. Или, например, служба занятости ввела программы в рамках нацпроекта «Демография», чтобы мамы могли получать новые профессии. И оказалось, что очень многие подают онлайн-заявку, а потом не приходят. Мы выяснили, что иногда они просто физически не могут приехать в эту службу занятости. Например, у тебя два ребенка-погодка, которые спят вразнобой, а если они не поспят, то ты потом просто умрешь. Или нужно пройти профориентационное тестирование, на котором ты должна быть спокойна и не отвлекаться. А ты с двумя детьми пришла в пространство, где нет детской комнаты и пеленального стола. Это мелочи для человека, у которого нет детей, но на самом деле это очень важно и «делает погоду». Какие-то такие вещи и могли бы увеличить рождаемость.
Какие практические выводы из исследования сделаны?
– В последнее время появляются тенденции помощи молодым матерям: программы для женщин-предпринимателей, юридические консультации, НКО и прочее. Но проблема в том, что сами женщины не очень информированы. В женской консультации вы получаете советы о том, как помыть младенца или поменять подгузник, а о том, как записать ребенка в детский сад или куда можно обратиться за помощью при послеродовой депрессии, вы там не узнаете.
Поэтому, во-первых, помогая нематеринским практикам, власти должны использовать не только официальные, но и неформальные каналы. Условно говоря, женщина больше поверит форуму и скорее будет искать ответ там, чем на официальных государственных сайтах. Во-вторых, система информирования о мерах поддержки должна быть более активной, надо в том числе задействовать места, где женщины бывают: поликлиники, роддома, детские сады.
Еще один вывод: нужно понимать, что женщины с детьми – это люди с огромным предпринимательским потенциалом. У них появляются или прокачиваются определенные soft skills: умение планировать время, организовать процессы, вести коммуникацию у них выше, чем у тех, у кого нет малышей или у кого дети уже стали взрослыми. Это большой потенциал. Но я лишь один-единственный раз слышала мнение, что самый желанный «продажник» – это разведенная женщина с двумя детьми, потому что это супермотивированный работник с желанием зарабатывать. Такое видение – пока редкость.
В целом, если бы женщины больше знали о нематеринских практиках и быстрее к ним приходили, это было бы хорошее подспорье. Сейчас уже есть тенденция к поддержке материнского и вообще женского предпринимательства. Но конкретные практические меры плюс соответствующая среда сделали бы больше для рождаемости, чем любая идеологическая работа.
Справка «ФедералПресс»: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00636 «Современные «нематеринские» практики молодых матерей: репертуар, потенциал и общественный риск».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин