Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
26 АВГУСТА, 2019
В Волгоградской области завершилось выдвижение кандидатов на выборы губернатора региона на следующую пятилетку. Предсказуемый сценарий немного изменило «Яблоко», поддержавшее выдвижение 34-летнего бывшего вице-мэра, ставшего в последнее время гражданским активистом. Остальные условно оппозиционные партии кандидатами если и удивили, то в отрицательном смысле, выставив на таком уровне и в такой ситуации фигуры еще более несостоятельные, чем от них ожидалось. Обозреватель «ФедералПресс» Ярослав Малых считает все это закономерностью и рассуждает на тему шансов на раскрутку интриги. Что состоявшаяся кампания говорит о состоянии волгоградского общества и элит, а также любопытные прогнозы – в личном мнении журналиста:
«Две новости. Почти синхронные, что уже, как говорится, намекает.
Первая. В Волгоградской области вымер крупный город, населенный почти исключительно молодыми, инициативными людьми.
Это не бред, это статистика. Свежая новость от Росстата – в Волгоградской области постоянно заняты только 55 % населения. Ужасающая цифра складывается из следующей математики: на начало 2019 года население трудоспособного возраста в сравнении с 2014-м сократилось на 100,3 тысячи человек. На 80,5 тысячи сократилось население в возрасте от 20 до 29 лет.
Для сравнения, 100 тысяч человек – это население Камышина, третьего города в регионе.
Новость вторая. Партии в Волгоградской области определились с кандидатами, которых они выдвигают на выборы губернатора региона. Узнаваемостью у большинства населения обладает только один из них – кандидат «Единой России», действующий губернатор Андрей Бочаров. Он же останется главой региона и после выборов. Хотя бы потому, что никакой альтернативы никто из участников не выстраивает, а с учетом времени, оставшегося до волеизъявления, даже немалый протестный потенциал, который в регионе есть, не будет аккумулирован ни одним из соперников.
Сколько-нибудь содержательную кампанию вела только ЛДПР, строившая ее, впрочем, на тотальной критике и на раскрутке чужого для региона человека Игоря Торощина. Это изначально ошибка, потому что именно фактор «варяга» есть один из главных мотивов отторжения Бочарова частью общества. Он, впрочем, невозмутимо презрел его и даже в кандидатской анкете указал местом жительства Москву. Если бы губернатора волновали общественные настроения, то с учетом всех его разговоров про долгосрочные планы развития региона, конечно, зарегистрировался бы в Волгограде.
Не помешает Бочарову и выдвижение от «Единой России», что так страшит его коллег в других регионах. Да, в силу ряда обстоятельств это решение было практически вынужденное, да еще и тщательно залакированное многочисленными группами вроде как общественников, просивших его непременно идти на новый срок.
Что же другие партии? ЛДПР в итоге погрязла во внутренних дрязгах, сменила региональное руководство. Выдвинули в итоге кандидатом 58-летнего депутата думы Котовского района Владимира Рублева. Кому он известен, что он предлагает и предлагает ли?
В лучшем случае только от названия партии и на протестной волне он наберет процентов 10–12. И это только если ЛДПР будет отстаивать свой результат на участках и в избиркомах, а не так, как она делала последние несколько лет.
«Справедливая Россия», которая заметной кампании не ведет, если не считать нескольких билбордов с портретами федерального и регионального лидеров, этого самого регионального руководителя двигать не стала. Альтернатива в виде 62-летнего главы областного отделения ГМПР (Горно-металлургический профсоюз) Сергея Полещука, при всем к нему уважении, не выглядит весомой. Я опросил полдюжины работников двух металлургических заводов. Так вот, даже в отрасли его фамилия оказалась знакома только троим из шести респондентов. На репрезентативность такая кустарная социология не претендует, но мне хватает и этого.
Как большинство до сих пор не знают, несмотря на почти 5 лет в думе, кандидата от КРПФ Алексея Бурова. А те, кто знают, не считают борцом и человеком, способным представить альтернативу.
Доктор наук, профессор, но точно не отчаянный оппозиционер, готовый биться за торжество коммунистических идеалов. Кстати, возмущающиеся по поводу того, что не выдвинулся Михаил Таранцов, просто не в курсе позиции самого коллеги Бурова по заксобранию. В кулуарах поговаривают, что он трезво оценивал свои стартовые позиции и говорил, что ему выдвигаться нет смысла, потому что это нужно готовить пару лет, иметь программу действий и команду. А ее нет даже в КПРФ, еще недавно правящей силе в регионе и главном кадровом лифте. В ее рядах побывали и многие из нынешних руководителей «Единой России». Что тогда говорить про остальных оппонентов?
Вот и получается, что Бочарову предстоит биться только с самим собой.
Как же так? Вот на этом вот фоне: минус 20 тысяч трудоспособного населения ежегодно – и безальтернативный кандидат? Что же за люди так… стоп. Не надо обобщать. Люди-то нормальные – они все видят.
Весной социологические замеры зафиксировали, что у Бочарова худший в стране рейтинг из всех действующих губернаторов, кому предстоит переизбираться. Его работой были довольны только 42 % опрошенных, а 33 % недовольны.
Но вот этим недовольным обращаться некуда, точнее, не к кому. Альтернативы никто не представляет. Другие пути развития, то есть варианты будущего, хотя бы представления о будущем – это обязанность элиты. У нас она эту обязанность игнорирует.
Волгоградские элиты, которые изрядно потрепались на внутренних войнах в «нулевые», после жесткого Сергея Боженова получили еще более жесткого Андрея Бочарова. Человека, плохо разбирающегося в людях и во многих вопросах, которыми распоряжается, но человека целеустремленного, способного добиваться любых целей. И решили не связываться. Общий консенсус, который по итогам этой выборной кампании уже очевиден, сводится к формуле «лучше не высовываться». Его придерживаются почти все.
Редкие исключения имеют обыкновение заканчиваться. Вот один из самых эффективных, по представлению жителей, депутатов областного парламента Николай Свиридов в новый созыв облдумы не будет избираться. Для жителей Михайловки это упущение, а для стабильности бочаровской политсистемы – очередное достижение. Сомнительное, если разобраться. Если интересы граждан не представляют легальные политические институты, то они ищут способы найти представительство в других формах. Например, в гражданском активизме.
Что интересно, именно там может появиться хоть какой-то шанс на иллюзию конкурентности.
Последнее по времени выдвижение неожиданно от, казалось бы, не существующей в регионе партии «Яблоко» стоит обсудить особо. Партия выдвинула Дмитрия Любитенко, который и есть настоящий гражданский активист. А еще он кандидат юридических наук, успел некоторое время поработать вице-мэром. В последнее время он известен тем, что запускает обсуждения общественно значимых тем, предлагает проекты развития городской среды, причем самые простые примеры организует практически – собирал субботники по уборке мусора из поймы реки Царица.
Говорит Любитенко ровно о том, о чем молчит власть. О диалоге, об отказе от директивных решений в пользу выяснения подлинного мнения общественности, о сомнительной эффективности при использовании крупных бюджетных средств на благоустройство.
Мой прогноз: муниципальный фильтр Дмитрий Любитенко преодолеет. Это будет на пользу не только ему, но и всему нашему обществу. И, что интересно, Андрею Бочарову тоже.
Одним этим губернатор мог бы надолго закрыть все пересуды про то, что его команда боится конкуренции. А заодно и снять практически все вопросы по темам, что поднимает Любитенко. Эта повестка важная, заметная, но не имеет потенциала избрания прямо сейчас.
А Андрей Бочаров – наш губернатор. Мы все вместе это заслужили. Каждый своими действиями или бездействием.
И второй срок будет интереснее. Знаковые кадровые решения, которые не только назрели, но их, по моей информации, от Бочарова активно требует Кремль, будут совершены вскоре после выборов.
Я давно позаимствовал у одного знакомого, совершенно неполитичного человека, шутку: «Обязательно надо поддерживать Бочарова. Просто потому, что следующий может быть хуже. У нас уже давно каждый новый губернатор хуже предшественников».
Вот мы и не решились играть в эту игру дальше. Пока оставляем все как есть».