Нижегородская область в четверг приняла два закона с политическим подтекстом. Первый лишил муниципалитеты права выдачи разрешений на строительство, а второй – двуглавой системы управления, устоявшейся с 2010 года. Он не распространяется на Нижний Новгород и Саров, но есть возможность включить приволжскую столицу в список позднее. Проекты приняты в кратчайшие сроки, несмотря на мнение парламентского меньшинства и призывы проработать инициативу по МСУ. Настроение многих депутатов обозначило их нежелание подчиняться губернатору. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
В начале был отчет главы региона 2015 год, а после активной полемики все же приняли парламентским большинством два законопроекта, которые эксперты назвали политическими, и которые принимались второпях перед грядущими выборами в региональный парламент. В спор с губернатором вступили коммунисты и либерал-демократы, отказавшиеся поддержать проекты законов и доклад Шанцева.
Критика отчета
Губернатор выступает перед парламентариями ежегодно по собственной инициативе, отвечает на поступившие заранее вопросы и слушает критику депутатов. Традиционно в Нижегородской области вопреки падению российской экономики растут показатели почти во всех сферах, но уровень жизни населения, несмотря на старания властей, снижается. При этом уделяется особое внимание поддержке инвесторов. Например, губернатор объявил, что «не испытывает негативных чувств» к синим заборам вставших в Нижнем Новгороде строек, а жителям приволжской столицы надо уметь ждать и терпеть.
Почти сразу председатель фракции КПРФ Владислав Егоров заявил, что правительство не желает прислушиваться к мнению депутатов о ситуации в регионе, не учитывает их критику и предложения. Более того: парламентарии даже не имели возможности ознакомиться с документом, чтение которого заняло почти час. «Все это могло придать отчету о достижениях больше самокритичности и сделать очередной шаг в сторону развития продуктивного диалога законодательной и исполнительной власти», – подчеркнул Егоров и, сказал, что фракция отказывается принимать результаты деятельности правительства.
Позднее ситуацию пытался смягчить спикер заксобрания Евгений Лебедев. «Отношения между законодательным собранием Нижегородской области и губернатором основаны на принципах соработничества и взаимного уважения. Темы, которые находят отражение в отчете, ложатся в основу работы профильных комитетов областного парламента», – отметил Лебедев.
Это последний доклад Шанцева перед законодательным собранием Нижегородской области VI созыва.
Спешная реформа МСУ
Настроение парламентариев вылилось в полемику о предложенных поправках в закон о МСУ, лишающий муниципалитеты двуглавой системы управления (глава города – глава администрации города). Резонансная инициатива предлагалась еще в августе прошлого года перед муниципальными выборами и сейчас всплыла в преддверии выборов в законодательное собрание, новый состав которого Шанцеву, возможно, будет сложнее контролировать. Поправки не затрагивают Саров и Нижний Новгород, а одноглавая система МСУ в областном центре может быть принята отдельным законом, подчеркнул инициатор проекта, единоросс Валерий Осокин.
Проект одобрил совет муниципальных образований Нижегородской области, но его мнение сразу же подверглось критике. Депутаты настаивали, что закон должен «идти из низов» и обсуждаться, в первую очередь, с муниципальными чиновниками. Кроме того, инициатива требует доработки. «Такой глобальный для местного самоуправления закон нельзя принимать втихую. Вчера только приняли решение, что его надо принять, без обсуждения, без согласования с местным самоуправлением», – сказал депутат КПРФ Сергей Лесков.
Обсуждение свелось к мнению о необходимости избирать глав МСУ всенародным голосованием. Владислав Егоров отметил, что изменяемый закон так же принимался в 2010 году в спешке и кулуарно, и призвал рассмотреть все три предусмотренные федеральным законодательством модели.
Либерал-демократ Михаил Шатилов заявил, что предлагаемые поправки направлены против народа и избирателей: «Никаких назначений глав районов не должно быть. Они должны избираться на всенародных выборах. Если мы говорим про конфликтные ситуации, то главам администрации не надо заниматься политикой», – сказал Шатилов.
«Немало примеров, когда назначенных и по одной системе, и всенародно выбранных глав и мэров отстраняли и даже сажали в тюрьму. Тем не менее, высшей формой демократии являются их прямые выборы», – считает депутат фракции КПРФ Михаил Завьялов. В итоге проект поддержали две трети депутатов.
Строительные полномочия отдали без боя
Еще один закон на стыке бизнеса и политики прошел в законодательном собрании практически без обсуждения. Речь идет о лишении муниципалитетов права выдачи разрешений на строительство. Теперь это право передано областным структурам и вступит в силу с 2017 года.
Инициатива дополняет принятый в 2014 году закон о запрете МСУ проводить земельные аукционы и, по словам замгубернатора Антона Аверина, упрощает инвесторам получение документации.
Между тем ранее принятый закон лишил Нижний Новгород значительной части доходов из-за невозможности проведения земельных аукционов. Так, в начале года председатель комиссии нижегородской думы по строительству Вячеслав Растеряев назвал потери в 1,6 млрд рублей по итогам 2015 года, средства могли быть направлены на решение социальных задач.