На первом заседании коллегии Министерства по делам Северного Кавказа присутствовали практически все главы регионов СКФО, кроме руководителя Ставропольского края, который был занят на другом мероприятии. Правда, почему-то не позвали руководство Ессентуков, где и проходило заседание. Как передает корреспондент «ФедералПресс», основными темами стали итоги Минкавказа за прошлый год и планы на будущее. Подробности – в материале экспертного канала.
Стабилизировать по мере возможностей
Вице-премьер России Александр Хлопонин, почему-то грустный, а может просто уставший, напомнил, что уже прошло два года с тех пор, как было создано министерство по делам Северного Кавказа, и «решение было обоснованное и правильное». «Стратегические задачи на будущее надо обсуждать, особенно на стратегических территориях, таких, как СКФО, – опять-таки грустно рассказал Хлопонин. – Главная задача сейчас не только в СКФО, но и во всей стране – это стабилизация экономической и социальной обстановки. Это и занятость населения, и снижение безработицы, снижение социальной напряженности. Для ее реализации был создан набор инструментов. Есть специальная комиссия под руководством Дмитрия Медведева, создан институт развития, перечень приоритетных инвестиционных проектов. Создан и образовательный институт – им стал Северо-Кавказский Федеральный университет. К 2025 году в соответствии с госпрограммой мы планируем инвестиции в 2,5 раза увеличить, налоги – в 1,7, а занятость людей – в полтора раза. Да, есть проблема, это младенческая смертность, но ее мы планируем в СКФО сократить. Это большой объем мероприятий, из-за этого и возникло министерство по делам Северного Кавказа», – обосновал работу ведомства Хлопонин.
…не удалось
Вице-премьер также добавил, что большой вклад в развитие региона вносят и представители общественных организаций. «Что-то удалось и не удалось. Количество безработных сократилось в три раза. Достаточно ли это для округа? Конечно, нет», – отметил он.
Рассказал Александр Геннадьевич и о первостепенных задачах: «Мы изначально решили, что на первом этапе направим деньги на социальную инфраструктуру. Построено 43 школы, сняли трехсменную систему образования. Острый вопрос – обеспечение здравоохранения: построено 13 медучреждений, но этого мало. Только 20 процентов населения СКФО могут получить высокотехнологичную медицинскую помощь в регионе, остальные вынуждены получать эту помощь за пределами округа. Надо, чтобы люди не ехали в Москву, а лечились здесь. А может и наоборот – ехали оттуда сюда. К тому же никуда не делась нехватка специалистов. Наши ребята стараются устроиться не дома, они уезжают. А надо сделать все, чтобы их оставить в округе».
Конечно, Хлопонин указал на множество вопросов и проблем, связанных со строительством медицинского кластера на Кавмингруппе, заявив, что не надо бояться нового. А что касается экологии, то вице-премьер привел в пример известные европейские курорты, где от строительства высокотехнологичных медицинских центров природа никак не пострадала, поэтому не пострадает она и на Ставрополье. Также он отметил рост в строительстве, сельском хозяйстве и туризме (число отдыхающих увеличилось за последний год втрое – до 2,7 млн человек. Мечта вице-премьера – чтобы на Северный Кавказ приезжало ежегодно до 10 тысяч туристов.
Северный Кавказ не просто увидел шансы для развития, но и начал занимать освободившиеся из-за санкций ниши. «Мы должны уже приступить к реализации новых проектов, предприятий, рабочих мест. Инвестор должен чувствовать себя комфортно и не ощущать на себе административного давления. Еще задача – совместная работа с Абхазией и Южной Осетией. Сейчас будет работать обновленная версия соцпрограммы, но это не значит, что социальные задачи отодвинутся на второй план. Но все равно надо заниматься реальным сектором экономики и вырастить своего, родного инвестора», – сказал Хлопонин.
Заберем деньги в Москву
С каждым годом ужесточается политика субсидий, которые выделяются территориям, и остатки денег будут изыматься, если они не освоены, или по другим объективным причинам. Александр Хлопонин назвал это жесткой позицией: «Если не освоены, то заберем, они нужны стране».
«Еще несколько лет назад Северный Кавказ вызывал у других россиян раздражение. Мы меняли облик Кавказа и в прошлом году отметили 2000-летие Дербента, будем праздновать 200-летие города Грозного. Ну хотите, будем отмечать 2000 лет Грозного, – пошутил вице-премьер, рассмешив Рамзана Кадырова. – Задача – чтобы люди приезжали на отдых, а еще лучше, чтобы и на работу».
Хлопонин напомнил, что санкции не вечны, они могут закончиться в этом или следующем году. «И мы должны на тот момент стать конкурентоспособными, научиться экономически думать, иначе опять все придет в упадок», – предостерег вице-премьер.
Ставрополь теряет звание города фонтанов
Заместитель председателя Совфеда России Ильяс Умаханов напомнил, что Матвиенко четко следит за Кавмингруппой. «Мне выпала почетная миссия по поручению Валентины Матвиенко пожелать успешной работы. Совфед рассматривает Минкавказ как свое родное министерство, и мы удовлетворены интенсивностью работы ведомства. Предметом особого внимания являются Кавказские Минеральные Воды, Матвиенко выполняет неформальный патронат. Речь идет и о дорожной карте Кисловодска, и о законе КМВ, и о парке Кисловодска, который становится национальным парком, это будет другое отдельное финансирование, это адекватные деньги, которые позволят решать определенные вопросы. Сейчас там строится самый большой на Ставрополье цвето-музыкальный фонтан, да и вообще там неплохие перспективы», – сказал Умаханов.
Экономическое лицо СКФО
Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов в основном подтвердил слова Хлопонина, отметив, что ведомство старалось найти конкурентные преимущества каждого из регионов, которые бы дали экономический и социальный эффекты. «И я думаю, что мы нашли эти ниши. И в АПК, и в отдельных отраслях промышленности, туризм – тоже отдельная важная отрасль. Отдельно мы выделили развитие малого и среднего предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса сейчас велика в СКФО, как никогда, и именно это станет лицом Северного Кавказа. Опять же селекция. Мы тщательно подошли к перезагрузке институтов, чтобы подобрать точечную и правильную поддержку «Курортов Северного Кавказа» и Корпорации по развитию Северного Кавказа. Первые эффекты даже в таких отраслях, как сельское хозяйство, можем получить только через 3–5 лет. А диспропорции надо решать уже сегодня. СКФО – приоритетный для страны округ, это подтвердил и президент РФ. Тут важна активная позиция руководителей субъектов СКФО, без вас нам будет сделать это очень тяжело», – призвал присутствующих Кузнецов.
Не терять связь с землей
Увы, есть три субъекта СКФО (это Дагестан, Чечня и Ингушетия), где дети учатся в третью смену. Но у каждой медали есть две стороны, как отметил Кузнецов. И он явно не имел в виду медали золотые или серебряные. Таким пассажем он объяснил, что в СКФО самые высокие демографические показатели, мол, поэтому школ и не хватает. Видимо, надо либо строить больше школ, либо меньше рожать.
Для страны
Есть несколько основных задач для работы в СКФО, которые отражаются на всей стране. Первая – формирование подпрограмм каждого округа региона. Вторая – занимаясь планированием, не упустить уже начатые социальные объекты. «Для нас критично важно, чтобы они были построены. Третья – работа по якорным проектам. Тут необходимо ручное сопровождение. У нас большая палитра господдержки. Отдельный сектор – приоритетные проекты для СКФО, знаковые и для всей страны. Первый из них, запланированный на этот год, – это медицинский кластер, далее – возрождение тернаузского месторождения, еще создание всесоюзного туристического курорта «Ведучи». Потом поддержка федеральных органов исполнительной власти, и, конечно, формирование имиджа Северного Кавказа», – перечислил Кузнецов.
Рамазан Абдулатипов напомнил всем, что Северный Кавказ очень разный. «За каждой горой другой Кавказ. Сейчас проблема – чаще и чаще федеральные министерства – Минфин, Минэконом – посылают в Минкавказ. И другая проблема – плохая интеграция СКФО, ведь в округе нет ни одного общего большого проекта, нужна интеграция деятельности региональной политики, а ее как таковой нет, кроме работы Минкавказа. Раньше мы говорили о бюджетном федерализме, сейчас об этом уже не говорят. Многие проекты бюджета принимаются без согласования с субъектами РФ. Надо учитывать потребности каждого субъекта, в государстве должна быть политика стандартов социальных услуг. Из программы выпали объекты инфраструктуры обучения и образования», – подчеркнул Абдулатипов.
Фото с сайта theins.ru