В Новосибирске разразился скандал, связанный с исполнением Ленинградской симфонии под открытым небом. Мэрия, в пожарном темпе готовящая Международный форум мира с городами-побратимами, предложила исполнить это легендарное произведение 22 июня на ступеньках оперного театра. В ответ на то, что это «не представляется возможным», поскольку в театре еще четыре месяца назад на этот день была назначена премьера балета, начальник департамента культуры мэрии Анна Терешкова фактически инициировала кампанию против директора театра Владимира Кехмана, намекая на политическую составляющую отказа. Впрочем, театр на обвинения среагировал оперативно, заявив, что в обращениях со стороны городских властей ни слова не было сказано об исполнении Ленинградской симфонии и о приглашении на мероприятие ветеранов войны. Мэрия пока полна решимости в любом случае провести концерт на площади Ленина, а специалисты говорят, что в городе достаточно мест для исполнения Шостаковича в режиме open air, лучшим из которых мог бы стать Монумент славы сибирякам – участникам Великой Отечественной войны. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Выносить детали подготовки любого мероприятия на обозрение всей общественности я считаю недопустимым, – заявил «ФедералПресс» Александр Савин, ранее курировавший культуру в новосибирском обкоме КПСС. – По-моему, делать предметом для публичного обсуждения вопрос, который является чисто организационным, – это заниматься не делом, а пиаром».
Александр Савин (он также в свое время руководил новосибирской филармонией и театром «Балет Новосибирск-100») убежден, что у руководителей мэрии Новосибирска были все возможности для того, чтобы лично позвонить и обсудить возникшую проблему с Владимиром Кехманом. В то же время у руководителя федерального театра было немало оснований для того, чтобы заявить о невозможности проведения концерта. «Это вам не какие-то кредиты, которые волнуют какие-то банки, – полагает он, – а вопрос безопасности реальных людей».
«В Новосибирске назревает жесткая конкуренция концертных площадок»
Новый конфликт вокруг новосибирского театра оперы и балета разразился в связи с намерением мэрии города провести 22 июня на ступеньках театра концерт, на котором планировалось исполнить симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича. Значительная часть этого произведения была написана в блокадном Ленинграде, хотя уже точно установлено, что так называемая тема фашистского нашествия была придумана еще в конце 30-х годов по канонам, схожим с «Болеро» Равеля. В то же время она считается символом пережившего героическую блокаду города и получила название «Ленинградская». В Новосибирске произведение впервые прозвучало 9 июля 1942 года в исполнении находившегося в эвакуации оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского – ровно за месяц до того, как произошло легендарное исполнение в блокадной Северной столице.
Именно поэтому, по замыслу мэрии, Ленинградская симфония Шостаковича, звучащая на ступеньках построенного во время Великой Отечественной войны театра оперы и балета, как нельзя лучше подходила бы для Дня памяти и скорби, который отмечается 22 июня. Произведение должен был исполнить Новосибирский академический симфонический оркестр, который уже исполнял его в недавно завершившемся сезоне. Правда, за дирижерским пультом должен был стоять заслуженный деятель искусств России Алексей Людмилин, а не художественный руководитель оркестра Гинтарас Ринкявичюс.
Предполагалось, что исполнение Седьмой симфонии должно стать частью программы организуемого мэрией Международного форума мира, в котором должны были принять участие города-побратимы Новосибирска. Постановление о проведение форума было принято городскими властями 25 мая. Не подумав, что еще в феврале театр оперы и балета обнародовал свой репертуар, где на 22 июня была назначена премьера балета «Дон Кихот», департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска направил в дирекцию театра письмо с предложением провести концерт. И получил ответ первого заместителя директора театра Людмилы Таран, где говорится, что концерт на ступенях театра провести «не представляется возможным». В ответе также предлагалось «при планировании любых мероприятий, проходящих около или внутри театра, координировать их проведение с руководством театра не менее чем за полгода».
«Это просто демарш какой-то, – заявила начальник департамента культуры мэрии Анна Терешкова, обвинив директора театра Владимира Кехмана в неуважении «к истории города и его ценностям». Помимо возмущения в ее словах явно сквозила мысль о том, что вся эта история может приобрести политический оттенок. «Я не буду комментировать моральную сторону вопроса, – сказала она. – Тем более в такой день есть вещи святые для Новосибирска, когда мы хотим соединить два символа – оперный театр и Седьмую симфонию Шостаковича в одном месте. Сделать такой центр Победы!»
Сообщив, что такое случается впервые за два десятилетия, Анна Терешкова не стала ничего говорить о том, что подготовка любого открытого концерта перед оперным театром всегда велась задолго до его начала и была предметом нескольких совещаний. Правда, тогда театр объявлял о своем текущем репертуаре за два месяца, в то время как сейчас он уже перешел, как и во всем мире, на долгосрочное планирование (его репертуарный план обнародован до конца года). Ничего не было сказано о том, как мэрия предлагает решить проблему доступа зрителей на спектакль, если обычно во время концертов open air не бывает спектаклей, а все подходы к театру перекрываются. Не говоря уже о том, что начало концерта (20.00) по времени наверняка совпадет с первым антрактом спектакля, который публика в летнее время обычно использует для прогулок возле театра.
Отказываться от исполнения «Ленинградской» симфонии Шостаковича городские власти были не готовы, решив переместить место проведения концерт с земли театра на землю муниципальную. «У театра есть своя позиция, поскольку там идут свои мероприятия, – в довольно примирительном тоне выступил мэр Новосибирска Анатолий Локоть. – Они по-своему видят ситуацию. Поэтому на ступеньках не будем делать, чтобы не мешать театру».
Тренд на то, что концерт как футбольный матч должен состояться в любую погоду, подтвердила и Анна Терешкова, сообщив, что он пройдет в 10 метрах от колонн оперного театра. «За эти дни я изучила документы основательно, – заметила начальник департамента. – И знаю вплоть до сантиметра, где заканчивается земля оперного, а где начинается муниципальная территория». С ее слов неожиданно выяснилось, что мероприятие можно было провести без привлечения театра, установив специальные автономные генераторы. «Но это классическое произведение все равно прозвучит там, где ему положено звучать, – настаивала начальник департамента – А Кехману, скажу в следующий раз: пожалуйста, предупреждайте нас о своих накладках за полгода».
Слова начальника департамента мэрии стало импульсом для новой кампании против Владимира Кехмана, возглавляющего театра уже более года. Местные средства массовой информации запестрели заголовками о том, что «запретил концерт» и «отказал мэрии» именно директор театра, сопровождая свои тексты обильными комментариями о «грехах его молодости». Стоит отметить, что, чуть более года назад в прессу просочилась информация о том, что Анна Терешкова сильно повздорила с Владимиром Кехманом, с которым знакома, видимо, еще с тех времен, когда возглавляла Центр современного искусства в Новосибирске. Очевидцы утверждали, что между ними произошел «разговор на повышенных тонах» после закрытия второго Трассибирского арт-фестиваля Вадима Репина, в ходе которого начальник департамента мэрии пыталась внушить только что назначенного директору мысль о том, что «у Новосибирска есть свои традиции».
«Позиция мэрии выглядит странно, – говорили в театре, комментируя разгоревшийся скандал в СМИ. – С одной стороны, городские власти говорят о том, что оперный является символом Новосибирска, а, с другой стороны, в ходе Международного форума мира использует его в качестве туалета, гардероба и источника электроэнергии. Для приличия могли хотя бы предложить исполнить симфонию Шостаковича усилиями объединенного оркестра».
Своего рода ответом на политические намеки городских властей в том, что в День памяти и скорби проводятся увеселительные мероприятия, стал довольно жесткий текст релиза, который был опубликован на официальном сайте театра оперы и балета. И него стало известно, что мэрия уведомила театр о концерте под открытым небом всего за 10 дней до его проведения. Во-вторых, как оказалось, городская администрация предлагала установить тут концертную площадку не на один день, а на всю неделю – до Дня города, который проводится в последнее воскресенье июня. «В письме мэрии нет ни одного слова о том, что в концерте 22 июня прозвучит 7-я симфония Шостаковича и что на него приглашены ветераны Великой Отечественной войны, – говорится в заявлении. – Со стороны организаторов мероприятия не было никаких попыток конструктивно обсудить вопрос в рамках принятого делового регламента, а с театром организаторы мероприятия общаются исключительно через прессу».
Появление заявления театра довольно сильно осадило комментаторов разразившегося скандала. В социальных сетях и на форумах замелькали сообщения о том, что не дело в пожарном режиме организовывать такие мероприятия. Многие обратили внимание на последний штрих пресс-релиза, который был воспринят как своего рода ответ на реплику Анны Терешковой о том, что симфония именно «здесь в июле 1942 года прозвучала в присутствии автора». «Подлинные исторические обстоятельства следующие, – отмечается на сайте театра. – В Новосибирске исполнение 7-й («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича оркестром Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского 9 июля 1942 года проходило в ДК Октябрьской революции (современный адрес — улица Ленина, 24; адрес в военные годы — проспект Сталина, 1)».
«Почему всегда все зацикливаются на проведение мероприятий у театра оперы и балета, хотя на той же площади Ленина есть место у краеведческого музея, где регулярно возводят концертную площадку? – заявил «ФедералПресс» Александр Савин. – В конце концов, почему у нас на культурную жизнь не имеет право левый берег Оби, где есть Монумент славы сибирякам? Полагаю, что исполнение «Ленинградской» симфонии Шостаковича там было бы гораздо более эмоциональным и впечатляющим».