Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

Есть ли жизнь после путча? Эксперты оценили перспективы турецко-российских отношений после попытки госпереворота

Путч в Турции
Эксперты не ждут быстрой динамики в развитии российско-турецких отношений

Ночью 16 июля группа военных попыталась захватить власть в Турции. Повстанцы намеревались взять под контроль мосты через Босфор, два национальных телеканала и приступила к обстрелу правительственных зданий в Анкаре. Также военные приняли попытку захватить ряд стратегически важных объектов в Стамбуле, Мармарисе и Марматье. В результате погибли 200 человек, включая 47 мирных жителей. Однако попытка обернулась неудачей – власть по-прежнему остается в руках действующего руководства Турции. Каковы причины переворота и как дальше будут развиваться отношения России и Турции – мнения экспертов в материале «ФедералПресс».

Почему путч провалился?

Пока эксперты сошлись лишь в одном – делать однозначные выводы о произошедшем пока рано: у мировой общественности на руках нет четких фактов, нет результатов расследований и полной и достоверной информации. Однако уже сейчас можно говорить о деталях, которые выглядят достаточно странно. В первую очередь бросается в глаза малое количество повстанцев (по различной информации, до 350 человек) и военной техники. Вопросы вызывают и их действия во время путча. По мнению главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова, попытка переворота была организована откровенно бездарно.

«Турецкие военные – люди высокообразованные, это офицерство. Они никогда не были замечены в пристрастии к военным авантюрам. Но предпринятые ими в ходе путча действия были странными. Зачем было перекрывать мосты через Босфор? Зачем было атаковать с воздуха турецкий парламент – Великое собрание? Ведь эти дни он не имеет никакого значения в стране. Ничего, кроме раздражения населения, это не вызвало», – сказал Куртов.

«Путч был откровенно сырым и даже с точки зрения турецких военных переворотов организован слабо, – согласен с ним директор Института каспийского сотрудничества, политолог Сергей Михеев. – Эрдогану, без сомнения, помогли его сторонники – тысячи людей, вышедших на улицы столицы. Военные же не смогли внятно артикулировать свои тезисы, не обратились к народу и не смогли мобилизовать своих сторонников».

Существуют и другие детали, которые эксперты пока затрудняются оценить. К примеру то, что Эрдоган ускользнул от путчистов ровно за полчаса до того, как они атаковали резиденцию президента в Мармарисе. «При надлежащей разведке сомнительно,чтобы это было ошибкой», – сомневается Аждар Куртов.

Или слова военнослужащих о том, что они не были в курсе о своем участии в мятеже – кого-то мобилизировали под предлогом учений, кого-то – якобы для помощи полиции. Пилоты авиации, в настоящий момент попросившие политического убежища, заявили, что им приказали транспортировать раненых. О том, что происходит государственный переворот, они узнали уже в воздухе.


Фото Reuters / A. Konstantinidis

Отчаяние или провокация?

Пока основных версий попытки переворота несколько. И первая из них ближе к теориям мирового заговора – всеведущая рука Соединенных Штатов Америки, преследующих свои интересы на Ближнем и Дальнем Востоке. Однако в ней эксперты предварительно усомнились, допуская при этом некоторое вмешательство Америки в дела Турции.

Вторая версия – на столкновение с действующей властью пошли сами военные, недовольные действиями правительства в отношении Сирии. Военные являются традиционными идеологическими оппонентами Реджепа Тайипа Эрдогана – он последовательно оттеснял их от политической жизни страны с самого начала своего правления в 2007 году. И именно военные могли помешать конституционному правлению действующего президента страны.

«Я склоняюсь к точке зрения, что это не инсценировка. Это могло быть намеренное создание условий для того, чтобы военные выступили преждевременно. Может быть, их спровоцировали на это выступление, играя на их недовольстве. Возможно, Эрдогану удалось внедрить в ряды заговорщиков «кротов», свою агентуру», – отметил Куртов.

«Совершенно очевидно, что так называемый переворот был организован очень скромными силами и это порождает вопросы ко всей истории», – отметил эксперт Центра изучения стран Кавказа, Центральной Азии и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев.

Третья версия – попытка переворота была инициирована самим президентом Турции для последующего силового устранения военных. В пользу этой версии говорит беспрецендентный масштаб респрессий, прокатившихся по стране буквально через двое суток после путча. По данным Euronews, в настоящий момент в стране уволено более 9 тысяч служащих (включая 30 губернаторов, свыше 500 прокуроров, тысячи судей), задержано около 6 тысяч военных (из них 103 генерала и адмирала, среди которых бывший глава ВВС).

«Реджеп Тайип Эрдоган является опытным политиком и будет делать все для консолидации своей власти и устранения тех политических противников, которые у него есть», – подчеркнул Андрей Арешев.


Фото MIGnews.com

Пиррова победа Эрдогана

Тем не менее, по признанию экспертов, каковы бы ни были причины случившегося путча, его последствия можно с полной уверенностью назвать победой Эрдогана. Многочисленная толпа, скандирующая лозунги в его поддержку – не фикция. Люди искренне разделяют его политику и одобряет его методы управления. Начальник отдела национальных проектов МИА «Россия Сегодня» Радик Амиров убедился в этом лично – приехав в Турцию на очередную конференцию, он стал невольным свидетелем путча.

«Первое, что меня удивило – как быстро все было сделано. Улицы были заполнены людьми буквально через час-два. Я практически не видел полицейских. Инцидентов не было: люди не дрались, угощали друг друга чаем. В воскресенье это уже были не демонстрации, это были народные гулянья», – поделился впечатлениями журналист.

Сам Эрдоган, впрочем, о своих сторонниках прекрасно осведомлен – не раз и не два он обращался к людям с призывами продолжать демонстрации и оказывать действующей власти всяческую поддержку. Однако эти призывы можно расценить еще и как неуверенность в своих силах, отметил востоковед-тюрколог, эксперт Кавказского геополитического клуба Юрий Мавашев.

«Создается впечатление, что накал в обществе подогревается. И вряд ли сбиваемые на мосту солдаты забудут об этом», – сказал Мавашев.

«Сейчас Эрдоган будет занят чисткой, укреплением собственной власти, решением собственных проблем. Маховик репрессий будет раскручиваться. Но не думаю, что это решит всех проблем, ставших перед Эрдоганом как внутри Турции, так и за ее пределами», – уверен Сергей Михеев.


Фото chto-proishodit.ru

Турция и Россия: что дальше?

Как оценить последствия путча с точки зрения международных отношений Турции и России? СМИ неоднократно сообщали о попытках Эрдогана наладить отношения: начиная от извинений за сбитый истребитель (западные газеты категорично припечатали президента, назвав это капитуляцией) до идеи об экспорте помидоров (за что Эрдоган получил уже от российских СМИ).

Ряд политиков, экспертов и журналистов склонен полагать, что России по пути с Турцией – и в первую очередь потому, что у обеих стран имеются разногласия с США по вопросам внешней политики с Америкой.

«Я не стал бы преувеличивать напряженность отношений Турции с Америкой. Как и в любой восточной стране, напряженность в отношениях со Штатами слишком слабый повод для дружбы», – уверен Сергей Михеев.

Надеются люди и на восстановление экономических российско-турецких отношений – и не в последнюю очередь с точки зрения чисто обывательской. Многие россияне с ностальгией вспоминают бюджетный курортный отдых по системе «все включено».

«Турция с точки зрения экономики гораздо больше заинтересована в России, чем Россия в Турции. Поэтому мы будем ждать шагов с их стороны. У России есть шанс улучшить свои переговорные позиции по всем вопросам. Другое дело, займем ли мы более жесткую и прагматичную позицию, пользуясь трудностями Эрдогана? Я бы занял. Хочешь туристов, хочешь наши рынки сбыта своих помидоров, хочешь «Турецкий поток» и атомную электростанцию – двигайся в цене и условиях сделки. Что конкретно предпримет Кремль, я не знаю. Но надеюсь, так и будет», – отметил Михеев.

В любом случае эксперты не ждут быстрой динамики в развитии российско-турецких отношений.

«Все равно осталось недоверие, и оно очень глубокое. Тот финт, который Эрдоган выкинул с самолетом, – его запомнят надолго. Думаю, что Владимир Путин его запомнит навсегда. Кроме того, внутренняя нестабильность в Турции не способствует созданию экономических связей. Дестабилизация всегда ухудшает ситуацию. Мы уже сейчас видим, как на рынках и биржах Турция во всех смыслах ушла в минус. В итоге я полагаю, что отношения с Турцией пойдут по пути медленной нормализации», – резюмировал Сергей Михеев.

 

Верхнее фото – rg.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.