Top.Mail.Ru
Энергетика
ЦФО
1

Двойные стандарты правительственных чиновников

Почему «Башнефть» не хотят отдавать госкомпаниям

Идея о приватизации ряда активов госкомпаний для пополнения доходной части российского бюджета была высказана уже давно. К реализации этой идеи правительство приступило в июле, когда состоялась первая сделка по продаже части госпакета «Алросы». Приватизация этого актива прошла сравнительно спокойно. Однако когда на продажу приготовили контрольный пакет акций «Башнефти», уровень информационного «белого шума» побил все рекорды. За компаниями, подающими заявки, аналитики следят пристальнее, чем букмекеры за ходом боксерского матча. Но основная битва идет не в спокойных коридорах «ВТБ Капитал». Краеугольным камнем стал вопрос, должны ли компании с госучастием присутствовать в подобных сделках. И если да, то почему «кто угодно, лишь бы не «Роснефть»?

Ровно полгода назад президент РФ Владимир Путин озвучил рамочные принципы приватизации госкомпаний: стать владельцами активов смогут только те структуры, которые находятся в российской юрисдикции и имеют стратегию развития покупаемой госкорпорации. В июле с заявлением по поводу приватизации «Башнефти» выступил вице-премьер Аркадий Дворкович: «Было принято решение не допускать к участию в приватизации компании, контролируемые государством, и речь идет как о прямом контроле, так и о косвенном». Тем не менее непосредственно первые лица государства в публичной плоскости никаких заявлений еще не делали.

Возможно, поэтому ряд интересантов, подавших заявки «ВТБ Капитал», пополнился сразу несколькими компаниями, которые контролируются государством: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Татнефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Последний, кстати, и стал владельцем 50 процентов выставленного на продажу пакета «Алросы».

Если рассмотреть подробно структуру акционерного капитала этих компаний, становится очевидным, что принадлежность государству «Татнефти» является практически полной –государство владеет компанией суммарно на 90,09 % (через Центральный депозитарий республики Татарстан и Национальный расчетный депозитарий). РФПИ и вовсе является 100%-й «внучкой» правительства РФ через «Внешэкономбанк». На этом фоне контроль государства над «Роснефтью» (69,5 % которой принадлежат АО «Роснефтегаз», учрежденному ФГУП «Технопромэкспорт») является куда менее жестким. Что, в принципе, в Кремле прекрасно понимают.

«Почему никого не смущало, что в июле Российский фонд прямых инвестиций, который на 100 % принадлежит государству, приобрел вместе с соинвесторами половину выставленного на продажу госпакета «Алросы»? Или первая сделка «большой приватизации» проходила по каким-то другим правилам? Может быть, теперь, исходя из логики правительственных чиновников, следует пересмотреть результаты июльской приватизации?» – недоумевает в «Известиях» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Предельно логичный интерес именно «Роснефти» к активам «Башнефти» (и в первую очередь – к лицензиям на разработку месторождений имени Требса и Титова) вызвал в публичной плоскости самые острые дискуссии. К Аркадию Дворковичу присоединился и глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, заявивший журналистам: «С моей точки зрения, «Роснефть» – ненадлежащий покупатель для такого актива».

Кто же тогда «надлежащий покупатель»? С одной стороны, по словам Владимира Путина, государство не должно терять контроль за стратегическими предприятиями. Но при этом правительству необходимо быстро и максимально эффективно сократить бюджетный дефицит, не в последнюю очередь – за счет как можно более высокой премии к рыночной стоимости акций «Башнефти».

Если рассматривать вопрос национальной принадлежности и вырабатываемой на этом фоне стратегии распоряжения активами – безусловно, «Роснефть» воспримет интересы государства ближе к сердцу, чем, к примеру, китайская Sinopec или арабская Mubadala.

С точки зрения платежеспособности – кто как не самая дорогая компания России способна ее обеспечить? С 2010 года «Роснефть» подорожала почти на 700 млрд рублей, сокращая долговые объемы и наращивая FCF (свободный денежный поток) – в 2015 году этот показатель достиг $12 млрд долларов.

Может быть, предпочтение отдадут отечественному частному игроку? Если посмотреть на список российских заявителей, подтвердивших интерес к «Башнефти», становится очевидным, что вторым по масштабам интересантом и конкурентом «Роснефти» является «ЛУКойл».

«А что если, руководствуясь заявлениями представителей финансово-экономического блока, вообще исключить контролируемые государством компании из списка возможных кандидатов на покупку «Башнефти»? Фактически такое решение будет означать зеленый свет «ЛУКойлу». Не этого ли добиваются некоторые участники разыгрывающейся на наших глазах драмы, которые изначально рассчитывали провести приватизацию башкирской компании в лучших традициях 90-х?» – интересуется Рустам Танкаев.

«Напомним, что глава «ЛУКойла» говорил, что готов приобрести башкирскую компанию лишь по январской цене, – пишет Танкаев. – А ведь ее акции за последние полгода выросли на 40 %. (В январе выставленный на продажу пакет «Башнефти» стоил $ 2,3 млрд, сейчас он стоит $ 3,5 млрд.) Так вот, если исключить из конкурса госкомпании, фактически придется согласиться на условия Алекперова, а значит, бюджет недосчитается $1,2 млрд. Но разве не для пополнения бюджета была задумана «большая приватизация»?

Экономист Никита Кричевский отмечает, что ситуация с «Башнефтью» выявила противоречия, которые существуют в правительстве. «Дворкович, примеряясь, видимо, к премьерскому креслу (потому что только премьер может решить в конечном итоге, будет «Роснефть» участвовать в приватизации или нет), уже заявил: официальная позиция правительства такова, что «Роснефть» не может быть допущена к приватизации. Это всего лишь вице-премьер, даже не первый вице-премьер. Господин Шувалов, кстати говоря, как-то сказал, что это наоборот позитив, если «Роснефть» будет участвовать в приватизации», – заявил Кричевский в эфире «Русской службы новостей».

Между тем инвестиционные аналитики по-прежнему склонны видеть в «Роснефти» наиболее выгодного кандидата на госпакет «Башнефти». Так, аналитики UBS Group AG (Швейцария) считают, что «Роснефть» лучше справиться с задачами по приватизации, имея опыт в создании и монетизации синергий в процессе консолидации ТНК-ВР.

«Мы оцениваем потенциал роста акций «Башнефти» на уровне 7 %. По нашему мнению, у «Роснефти» достаточно денежных средств для покупки 100 % «Башнефти» по текущим котировкам. Кроме того, в случае интеграции «Башнефти» прибыль на инвестированный капитал (ROIC) «Роснефти» вырастет с 20 % до 21 %, а прибыль на акционерный капитал (ROE) вырастет с 19 % до 20 %. По нашим расчетам, «Роснефть» в данный момент торгуется с премией в 10 % к «Башнефти» по мультипликатору «EV/дисконтированный средний денежный поток», – уверены аналитики UBS.

Как пишут «Известия» со ссылкой на аналитиков российской финансовой группы БКС, «Роснефть» остается среди ключевых кандидатов на приватизацию «Башнефти», так как позиция вице-премьера Аркадия Дворковича не нашла поддержки среди прочих госструктур – в первую очередь, в Росимуществе.

«С учетом этого мы полагаем, что «Роснефть» остается ключевым кандидатом. Кроме того, «ВТБ Капитал», который выступает государственным агентом по проведению сделки, уже провел анализ заявок потенциальных покупателей. Ожидается, что «ВТБ Капитал» представит в Росимущество доклад по заявкам до конца недели. После этого будет сформирован краткий список наиболее вероятных кандидатов», – говорится в их аналитической записке.

Тем не менее очевидно, что окончательно вопрос о приватизации контрольного пакета «Башнефти» будет решаться президентом, позиция которого до сих пор не ясна. Никто из первых лиц государства (ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев) до сих пор не высказал публично свою точку зрения.

«С формальной точки зрения, «Роснефть» не является госкомпанией. Есть разные точки зрения на этот счет», – цитирует ТАСС осторожное заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.

«Похоже, речь идет о субъективной дискриминации одной компании. Ожидается, что «ВТБ Капитал» представит в Росимущество доклад по заявкам до конца недели. После этого будет сформирован краткий список наиболее вероятных кандидатов. Будем надеяться, что к этому времени правительство откажется от двойных стандартов, выработает четкую позицию и не будет делить кандидатов на «надлежащих» и «ненадлежащих», – резюмировал в «Известиях» Рустам Танкаев.

Сюжет по этой теме
1 июня 2017, 10:05

Приватизация «Роснефти»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.