В нижегородском заксобрании вновь поднимают вопрос о возвращении областному центру полномочий в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений, которого он наряду с другими муниципалитетами лишился с начала 2015 года. Город жалуется на не поступающие в казну доходы от реализации земельных участков и вставшую программу переселения людей из аварийного жилья. Положение дел не устраивает не только Нижний Новгород, но и другие муниципалитеты: в течение последнего года полномочия попросили вернуть Дзержинск, Арзамас и Саров. В правительстве Нижегородской области в свою очередь возвращение полномочий считают нецелесообразным и возможным не ранее 2020 года. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Депутаты законодательного собрания Нижегородской области Андрей Тарасов и Антон Москалев внесли на рассмотрение областного парламента проект изменений в областной закон от 23 декабря 2014 года, который с 1 января 2015 года передал градостроительные и земельные полномочия от муниципалитетов региональному правительству. Напомним, что в ведение региона перешли, в частности, утверждение генеральных планов и проведение аукционов по неразграниченным земельным участкам, а с 1 января 2017 года должны быть отданы полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Как рассказал РИА «ФедералПресс» Андрей Тарасов, возглавляющий комитет заксобрания по земельным и имущественным отношениям, предлагаемые им и Москалевым изменения по сути являются поправками к законопроекту, инициированному городской думой Дзержинска и случайно принятому в первом чтении весной 2016 года. Тогда Дзержинская дума тоже просила вернуть городу полномочия в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений.
Тарасов рассказал, что его поправки возвращают эти полномочия не только Дзержинску, но и Нижнему Новгороду как городскому округу с населением более 200 тыс. человек. Депутат Москалев в свою очередь предлагает вернуть эти полномочия муниципалитетам с постоянно проживающим в них населением от 100 тыс. человек. Тогда, по словам Тарасова, действие законопроекта распространится практически на все городские округа. Как следует из материалов на сайте заксобрания, еще в марте эту инициативу выдвинула Арзамасская городская дума.
Необходимость принятия закона о возвращении градостроительных и земельных полномочий Тарасов объяснил тем, что с начала 2015 года значительно увеличились сроки прохождения документов, которые раньше оформляли муниципалитеты, продолжается точечная застройка, сокращается количество зеленых и рекреационных зон, уменьшается доходная часть муниципальных бюджетов.
Собеседник посетовал, что в Нижнем Новгороде практически прекратилась программа волнового переселения граждан из аварийного жилищного фонда и развития застроенных территорий, по которым, по словам Тарасова, в 2014 году проведено 38 конкурсов, а в 2016 году – всего два. Доходы от проведения соответствующих аукционов, выпадающие из городского бюджета, за 2015–2016 годы составили почти 2 млрд рублей. «Сейчас пришла поправка от Сарова, который также просит им такие полномочия передать, активизировались Бор, Богородск, то есть они все хотят сегодня получить такие полномочия, потому что у всех них такие проблемы», – отметил депутат.
Накануне, 15 ноября, поправку Тарасова поддержали члены постоянной комиссии думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре, этот вопрос вынесен на заседание думы. К слову, дума Нижнего Новгорода и раньше обращалась к губернатору Валерию Шанцеву и в областной парламент за пересмотром земельных отношений, отобранных с 1 января 2015 года.
В государственно-правовом департаменте правительства Нижегородской области считают, что перераспределение градостроительных полномочий в регионе невозможно ранее 2020 года, поскольку, исходя из норм федерального законодательства, оно допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта (в Нижегородской области он составляет пять лет).
В областном министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений возвращение муниципалитетам градостроительных и земельных полномочий назвали нецелесообразным. Там настаивают, что система, действующая в настоящий момент, позволяет значительно ускорить процесс принятия решений по выделению земельных участков и сделать систему максимально прозрачной. По мнению министерства, организация «единого окна» для инвесторов давно зарекомендовала себя как наиболее эффективная схема работы.
«Противники новой системы работы говорят о снижении активности инвесторов ввиду неэффективного использования полномочий. При этом стоит отметить, что все инвестиционно привлекательные участки уже были разыграны в предыдущие годы, те участки, которые предлагаются сейчас, являются менее привлекательными, к ним отсутствует интерес у потенциальных инвесторов, – сказали в министерстве. – Сравнивать разные периоды времени также некорректно, так как инвесторы были в разных экономических условиях, и активность инвесторов в разные годы была принципиально разной».
Поправки депутатов Москалева и Тарасова планировалось обсудить на сегодняшнем заседании комитета по земельным и имущественным отношениям, однако из-за отсутствия заключений прокуратуры и государственного-правового управления заксобрания этот вопрос был снят с повестки, его планируется рассмотреть на совместном с комитетом по вопросам госвласти и МСУ заседании 23 ноября.
Сам закон с предложениями депутатов в случае принятия может вступить в силу с 1 января 2017 года.
Фото: Google maps.