В Волгограде обострилось противостояние между внедряемой администрацией города «комплексной транспортной схемы» (КТС), основанной на автобусах большой вместимости, и владельцами маршрутных такси. Последние, напомним, с 15 мая будут фактически запрещены. В результате волгоградские активисты привезли несколько коробок подписей горожан за сохранение маршруток в администрацию президента России. Власти пока отказываются даже смягчать внедрение КТС, однако, как выяснилось, сама схема в виде документа не существует, есть только «видение и концепция», хотя именно на КТС и ссылаются чиновники, обосновывая свои действия. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».
«Власти региона приняли очередную попытку, направленную на уничтожение малого бизнеса и успешно ее реализуют. Сотни предпринимателей получили уведомления о закрытии маршрутов, которые они обслуживают. Значит удобный транспорт, которым долгие годы мы пользуемся, буквально в мае исчезнет с дорог. А тысячи водителей останутся на улице, тем самым пополнив ряды безработных», – говорится в обращении, подписи под которым поставили около 6,4 тыс. жителей Волгограда.
Это подписи сегодня сдал в приемную администрации президента председатель правления «Общественной независимой инспекции» Алексей Ульянов. Первоначально, как сообщил активист, заявления у него принимать отказывались, ссылаясь на то, что их слишком много и надо рассматривать каждое в отдельности, хотя сам общественник предложил считать их приложениями к его личному заявлению. Ульянов заявил, что готов «хоть жить» в приемной, чтобы сдать все подписи, в итоге он провел в приемной с 09:30 до 15:45.
Микроавтобус, на котором активисты везли четыре ящика подписей, был расписан надписями: «Мы хотим работать!», «За каждым водителем семья!», «Путин – единственная надежда Волгограде» и «Это не шутки – остаться без маршрутки!». Отдельно в заявлении отмечено: «Необходимо провести проверку на предмет лоббирования интересов частной компании чиновниками Волгоградской области». Алексей Ульянов рассказал, что по тому же вопросу хочет попасть на прием и в генпрокуратуру.
Напомним, о решении постепенно избавиться от маршруток в пользу больших автобусов мэрия Волгограда официально заявила год назад. Соответствующее постановление предписывало закрытие 87 маршруток до мая 2017 года. А в декабре 2016 года был завершен конкурс на организацию новых автобусных маршрутов, дотируемых из бюджета города – за пять лет новый перевозчик получит 1,6 млрд рублей. На все семь маршрутов заявился единственный участник – ООО «Волгоградский автобусный парк», учрежденный ООО «Питер-авто». Компания поставил 160 больших автобусов. За каждый километр пути каждого автобуса горбюджет будет платить компании 28 рублей 39 копеек. При этом субсидии своим, муниципальным, ПАТП-7 (автобусы) и «Метроэлектротранс» (трамваи и троллейбусы) рассчитываются исходя из пассажиропотока, а не километража.
Согласно постановлению мэрии, 15 апреля и 15 мая закрывается 87 маршрутов – фактически все маршрутки, существующие в Волгограде. Многие наблюдатели также предполагают, что передел рынка пассажирских перевозок Волгограда изначально «заточен» под интересы конкретной бизнес-структуры. Федеральный инспектор проекта ОНФ «За честные закупки» Эдгар Петросян считает, что внедряемая модель направлена не только против маршруток, но и против муниципального электротранспорта, отмечая, что многие из уже введенных маршрутов фактически дублируют троллейбусы и трамваи.
Действительно, по данным самой мэрии Волгограда, в январе-феврале 2017 года (после запуска новых линий автобус) продолжила снижаться востребованность трамваев и особенно автобусов. В целом за десять лет пассажиропоток электротранспорта снизился почти в пять раз, после внедрения новых автобусных маршрутов активность пассажиров упала еще на 30 %.
«Совершенно абсурдное решение по «Питер-авто». Его ничем, никакой логикой логичным нельзя объяснить, кроме как обстоятельствами, в которых надо разбираться правоохранительным органам», – говорит бывший мэр Волгограда и вице-премьер областного правительства Роман Гребенников.
К этому времени пройдут еще два конкурса, по условиям которых также будут учреждены автобусные маршруты, но уже средней вместимости. «Принимайте участие в конкурсах, кто мешает? Они по каждому маршруту, мы не стали делать по всем стразу, что отсекло бы мелких игроков», – заявил во время заседания экспертной группы по торговле и транспорту волгоградского реготделения Общероссийского народного фронта председатель профильного комитета мэрии Дмитрий Веркин.
А зампред комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации области Игорь Кузюткин пояснил общую позицию властей по проблеме. По его словам, разработана не схема, а ее концепция. «Разработана и в области, и в городе, но в городе мы вынуждены приниматься ускоренно в связи с требованиями ФИФА», – сообщил Кузюткин. По словам чиновника, в Волгограде около 3 тыс. маршруток, 94 % из которых старше 2009 года. «Все сроки эксплуатации вышли. Это техника, опасная для жизни. Губернатор высказывает озабоченность, – отметил Кузюткин. – Нужно срочно нормализовать ситуацию с транспортным обслуживанием».
Как рассказал чиновник, предприниматели конкурируют между собой и не имеют средств для обновления транспортного парка. «Эти так называемые предприниматели пожирают друг друга. Нас это не устраивает. Наша задача, чтобы нормальный предприниматель взял на обслуживание и имел социальные обязательства. Для этого надо, чтобы он зарабатывал», – уверен он. При этом Кузюткин похвалил инвестора, который «пришел со своим новым хорошим транспортом по 13 миллионов за автобус, а налоги платит здесь». В ближайшее время в Волгограде планируется провести конкурс на так называемые «вспомогательные» маршруты, где будут работать автобусы средней вместимости – на 150 и 183 машины.
Дмитрий Веркин (слева) и Игорь Кузюткин (справа) обещают повернуться лицом к народу
Отметим, что на упомянутом заседании выяснились интересные подробности. Игорь Кузюткин признался, что КТС в виде документа не существует. «Есть концепт. Это транспортная система. То, что называется транспортная схема, это принимается в рамках градостроительной документации, последний раз ее принимали при Гребенникове (мэр Волгограда в 2007-2011 годы, – прим. «ФедералПресс»). Это не на коленке делается, – пояснил Кузюткин. – А мы предложили транспортную схему». Он также добавил: «Хорошая она, плохая, покажет время. Есть прорехи, будем дорабатывать, все живой процесс. Не ошибается, кто работает. Пока не убедимся, что четко налажено транспортное сообщение по всем районам, не будем снимать маршрутки».
Дмитрий Веркин комментирует, что учитываются пожелания граждан, а в основе новых маршрутов лежат наблюдения. «50-70 человек считали пассажиропоток», – отметил Веркин.
Нововведениями недовольны не только маршрутчики, но и горожане. Маршруты автобусов не захватывают некоторые удаленные участки города, а также люди жалуются на большие интервалы в движении, которые достигают 30 минут, хотя власти заявляют о «не больше 6-7 минут».
Один из маршрутчиков, отправившихся в Москву вместе с протестными подписями и Алексеем Ульяновым, Алексей Бируля заявил корреспонденту «ФедералПресс»: «Далеко не все такие, кто на ржавых ведрах ездит. Я взял кредит и купил новую машину, многие знакомые, кто также делал, и речь не об одной, а о нескольких. Мы готовы вкладываться, но теперь нас оставляют на улице. С чего они вообще решили, что город может обойтись только автобусами? Ни по каким нормам такого не следует». «При этом конкретно нам вообще забыли прислать уведомление о закрытии маршрутов. Нас не уведомили в законном порядке, и мы направили по этому поводу жалобу в прокуратуру. Как мы будем работать после 15 апреля, вообще не знаем. Под угрозой увольнения только у нас порядка 100 человек», – рассказал Бируля.
Отметим, что ранее в управлении президента по работе с обращениями граждан на обращение председателя Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрия Белоусова отвечали, что маршруты в Волгограде отменяют в связи «с изменениями тяготения граждан, маршруты утратили свою актуальность либо не отвечают потребностям населения в перевозках». Какой же будет реакция на более чем 6,4 тыс. обращений, в которых жители просят президента страны проверить чиновников на предмет лоббирования интересов частного бизнеса, пока неизвестно.