Мэрия Волгограда опубликовала распоряжение, которым подтвердила ранее озвученные планы радикальной смены устройства пассажирского транспорта в городе – уже к 15 мая в городе фактически не останется маршрутных такси, при этом роль муниципального транспорта почти не изменится. Основным перевозчиком станет частная компания, последовательно выигрывающая соответствующие конкурсы. Как ранее сообщал «ФедералПресс», это дочерняя структура холдинга «Питер-Авто», что многие участники отрасли и наблюдатели объясняют проявлением недобросовестной конкуренции. Маршрутчики заявляют, что готовы дойти до Верховного суда, общественники предрекают митинги недовольных горожан, а вот сами власти уверяют, что никаких проблем с транспортным обслуживанием не случится. Подробности – в нашем материале.
Вчера, 24 января, на заседании совета волгоградской городской думы прошло обсуждение внедрения в Волгограде комплексной транспортной схемы (КТС), которая, как считают действующие перевозчики, на практике реализуется в виде неприкрытого лоббизма иногороднего перевозчика, пытающегося стать монополистом.
Напомним, на официальном сайте мэрии было опубликовано постановление комитета по транспорту, промышленности и связи, согласно которому в городе закрывают 87 маршрутных такси, а также 14 автобусных и два троллейбусных маршрута. Изменения вступают в силу в апреле и мае этого года. Решение впервые было предложено еще в апреле прошлого года и вызвало бурные споры. Причем как власти, так и недовольные заявляли, что схема будет дорабатываться, однако фактически КТС осталась в неизменном виде.
В качестве альтернативы КТС предлагает 15 так называемых «опорных» автобусных маршрутов. Это восемь действующих маршрутов, обслуживаемых муниципальным ВПАТП № 7 (убыточный и датируется из муниципального бюджета, как и МУП «Метроэлектротранс»), и семь новых (будут работать 164 больших автобуса), которые обеспечивает дочерняя компания «Питер-Авто» ООО «Волгоградский автобусный парк». Она внедрила еще не все маршруты, но уже заняла часть производственной базы ПАТП-7.
Другая «дочка» «Питер-Авто» занимается реализацией в Волгограде единой системы оплаты через внедрение карты оплаты «Волна» – она будет работать и для всего муниципального транспорта. По ней предусмотрена скидка 10 %, однако в декабре прошлого года городская дума, несмотря на отдельные протесты, утвердила повышение тарифов на 20 %. По словам представителей мэрии, утвержден и существенный перечень вспомогательных маршрутов, на которых будут работать и коммерческие перевозчики. С учетом трамваев и троллейбусов (соответственно 13 и 9 маршрутов) перечисленные «призваны охватить все основные направления», сообщили в мэрии. «Специалисты администрации Волгограда подчеркнули: изменения, предусмотренные новой транспортной схемой, позволят полностью удовлетворить потребности жителей и гостей города в пассажирских перевозках, обеспечат высокую транспортную доступность для горожан, а также повысят безопасность и комфорт пользования городским пассажирским транспортом», – сообщили в гордуме.
Однако пока эти заявления, по мнению экспертов, вызывают сомнения. Председатель реготделения «Движения Автомобилистов России», член штаба областного отделения ОНФ Армен Оганесян говорит: «Полностью отменить маршрутки – шаг крайне необдуманный. Вообще непонятно, например, как в некоторых местах автобусы просто будут поворачивать. В данной ситуации необходимо все очень глубоко проанализировать. Пока не все понятно и прозрачно». Оганесян также рассказал, что в ближайшее время ОНФ пригласит руководителя профильного комитета мэрии Дмитрия Веркина с докладом по итогам рейда фронтовиков в декабре. «Мы выяснили, что в городе есть места, где вообще почти нет транспортного сообщения, и дети в школу ходят пешком через камыши, на них нападают дикие собаки. На это нам отвечают, что бизнесмен не пойдет туда, куда ему не выгодно. Фронт настаивает: это ваша проблема, администрации. У нас же датируют другим бизнесменам (тому же «Питер-Авто») за пустые автобусы», – заключил Оганесян. Общественник отметил, что «под личиной заботы о гражданах лоббируются интересы какого-то конкретного перевозчика». «Мы займемся этим вопросом, изучим», – пообещал Оганесян.
Другой известный активист, руководитель «Общественной независимой инспекции» Алексей Ульянов открыто заявляет, что интересантом КТС является «Питер-Авто». «По некоторым фактам их деятельности написаны уже заявления в полицию. В частности, они как инвесторы должны были покупать валидаторы, а у нас это делали МУПы, хотя и находятся в предбанкротном состоянии. Кстати, в случае, если все будет выполнено, то ПАТП потеряет еще треть своей выручки и просто неизбежно банкротство предприятия», – заявил Ульянов. Он также отметил, что протесты против действий властей были малозаметны, потому что чиновникам удалось реализовать в отношении перевозчиков политику «разделяй и властвуй». «Выделяли из них определенных, которое продолжали работать, не было единства, сейчас все поняли, что уже уйдут все, отступать некуда», – считает Алексей Ульянов.
Председатель «Ассоциации пассажирских автотранспортников» Юрий Белоусов называет действия властей «незаконными», объясняя, что заявленные решения «просто игнорируют Конституцию РФ в плане защиты и поддержки собственности, какой и являются маршрутки». По словам Белоусова, перевозчики рассчитывают отстоять свой бизнес в правовом поле. «Подаем иски на эти действия властей, оспариваем нормативно-правовые акты по ликвидации маршруток. Дойдем до Верховного суда, но докажем произвол властей», – уверен руководитель Ассоциации. Белоусов также добавляет, что чиновники просто обманывают, заявляя, что принятые решения сделаны на основании проведенных исследований пассажиропотоков. «Никто не представил даже общих данных этих исследований», – говорит он.
Депутат областного заксобрания от КПРФ Михаил Таранцов удивляется, что ситуация до сих пор не вызвала широкого народного протеста. «Многие вообще не знают об этом или не хотят знать. Наверное, это такая чисто российская особенность, мало ли что будет завтра, сейчас-то ездят. Как говорится, пока петух жареный в одно место не клюнет», – рассуждает депутат. При этом Таранцов рассказал, что только в отношении одной маршрутки под номером 56а, идущей из поселка Нижние Баррикады в Дзержинский район, лично он собрал более тысячи подписей. Однако в КТС маршрутка подлежит закрытию. «Не исключаю, что будут митинги, пикеты», – рассуждает народный избранник.
Добавим, что редакция «ФедералПресс» сделала официальный запрос о позиции по ситуации председателя комитета по транспорту Госдумы Евгения Москвичева, который избрался в парламент от межрегиональной группы с участием Волгоградской области. Об ответе депутата мы обязательно сообщим.