В Волгограде активно обсуждают возможные нормативные изменения в сфере оборота пива и других слабоалкогольных напитков. Заявление о необходимости жесткого упорядочения этой сферы сделал глава региона Андрей Бочаров. При этом он заявил, что честному и ответственному бизнесу власти «будут и дальше помогать». Игроки рынка возможные изменения не комментируют, а эксперты склоняются к мысли, что губернатор лишь призывает к неукоснительному соблюдению уже существующих ограничений, а не введению новых запретов, как это было в других регионах. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На областном координационном совещании по правопорядку, в котором помимо исполнительной власти участвуют руководители силовых и надзорных структур, Андрей Бочаров заявил о необходимости наведения порядка в торговле слабоалкогольными напитками. По его словам нужно «упорядочить торговлю этим напитком (пивом)».
«Мы поддерживаем ответственных производителей и будем им помогать, — сказал Андрей Бочаров, – Но культура употребления этого напитка не отвечает никаким нормам: нам вместе с жителями, предпринимательским сообществом и правоохранительным блоком необходимо организовать процесс размещения и функционирования объектов общественного питания». По словам губернатора, многие жители жалуются, что пиво распивают в общественных местах, где гуляют дети. «В конце марта в России ужесточатся требования к розничным продавцам пива. Кроме того, на совещании выдвинули предложения о дополнительных мерах на региональном уровне. Так, предлагается запретить реализацию пива в торговых предприятиях, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, где вход для покупателей расположен со стороны двора. Ограничения также коснутся предприятий общепита, расположенных в нестационарных торговых объектах», – сообщили в пресс-службе губернатора.
О каких именно дополнительных мерах идет речь, пока неясно. Подобных инициатив в областной или городской думе не рассматривалось, но на региональном уровне действует закон, ограничивающий продажу пива и других слабоалкогольных напитков, например вблизи помещений детских и спортивных учреждений, на некоторых мероприятиях и так далее. Руководитель фракции «Справедливая Россия» в областной думе Дмитрий Калашников убежден, что дополнительные меры не требуются, а следует добиться выполнения уже имеющихся норм.
«Какие еще меры мы можем ввести? Я думаю, все адекватные ограничения уже действуют. Их надо только исполнять. Проблема в том, что нарушаются существующие правила. Да, если пивной ларек или магазин их нарушает, например работает рядом со школой, то он подлежит уничтожению, но это касается любого бизнеса, – рассуждает депутат Калашников, – а вообще какая разница между некой «пивной лавкой» и магазином в 100 метрах от нее, где можно приобрести то же самое? Нет разницы». При этом Дмитрий Калашников отметил, что у него есть данные о снижении употребления пива в последние годы. «Наверное, на это повлиял запрет рекламы», – пояснил парламентарий.
Другие эксперты с такой оценкой не согласны. По оценкам участников рынка, в Волгограде сегодня около 400 точек (не все они хоть сколько-нибудь легальные) продажи пива на розлив, помимо кафе и ресторанов, многие из которых также строят свой бизнес в основном на пивном напитке и часто расположены на первых этажах жилых домов. Даже примерный оборот этой отрасли эксперты не известен. По предположению владельца одной из сетей «разливаек», объем «пролива» в таких точек составляет примерно 40 % к размеру продаж пива в торговых сетях.
Предприниматель, эксперт в сфере потребительского рынка (ранее занимал руководящие должности в администрации Волгограда) Дмитрий Семененко отмечает, что за последние два-три года рынок пивной розницы «рос как на дрожжах». «Все прежние оценки сейчас уже некорректные, но это большой рынок, в нем работают несколько тысяч сотрудников», – добавил эксперт. «Насколько я понял губернатора, он не призывает закрывать всех, как некоторые, увы, возможно уже поняли. Он говорил о культуре потребления. В этом смысле, даже если точка такая в жилом доме, то кто сказал, что она автоматически мешает? У нас есть ТСЖ, советы домов, пусть они разбираются, встречаются с предпринимателями. Любой запрет, конечно, ударит по малому бизнесу, который тоже волгоградцы, причем они платят налоги. И это не только сами точки, продающие напиток, но и его производители, производители оборудования, тары, логистические компании и так далее. Если в конкретном месте продают несовершеннолетним, то это и так нарушение, надо за него наказывать, а не за факт существования магазина, который сам по себе не мешает никому», – рассуждает Дмитрий Семененко.
В волгоградских пивоварнях получить официальных комментариев не удалось. На условиях анонимности руководитель одной из них пояснил: «Мы имеем и собственную дилерскую сеть, но она вряд ли попадет под какие-то ограничения, в этом смысле все выверено. А вот что касается распределения рынка между такими компаниями, как наша, и транснациональными гигантами, продукция которых продается в торговых сетях, то понятно, что любое сокращение мелкой розницы – это удар если не конкретно по волгоградским, то по российским производителям – саратовским, башкирским и так далее».
Дмитрий Семененко настаивает, что дополнительных запретов «для всех» вводить не нужно. В каждом индивидуальном случае, если есть жалобы жителей, вопрос может решаться договоренностью. «У нас же есть общественные палаты, ОНФ и так далее», – добавил он. «Сколько сейчас замечательных предприятий общепита, которые продают прекрасное ручное пиво, так называемое крафтовое. Кто же против таких баров может быть?» – отметил Семененко.
Депутат областной думы Владимир Ефимов сам владеет крафтовым баром «БатискафЪ». «Если человек дорожит своей работой, он не будет напиваться так, чтобы утром идти на работу с похмелья. К сожалению, рост числа точек розлива – это следствие экономической ситуации. Зачастую безработицы, от которой и «садятся на стакан». А бизнес просто идет за спросом. С другой стороны, сами точки не проблема, если все соответствует закону. Если пивнушка открылась рядом со школой или медицинским учреждением, то, конечно, это нарушение норм законодательства. И с этим нужно бороться. Не думаю, что кто-то ставит другие цели – бороться с нормальным малым бизнесом. Ему сейчас и без того непросто, достаточно посмотреть, насколько распространен в Волгограде бренд «аренда», – отметил Ефимов.
Дмитрий Семененко напомнил, что сравнительно недавно на Кубани ужесточили краевой закон, однако затем под давлением общественности скорректировали его и, по сути, ограничения свелись лишь к тому, чтобы предприятия торговли и общепита, расположенные в многоквартирных жилых домах, не торговали пивом, медовухой и сидром после 22:00. «Ну, может, и у нас что-то такое сделают, но вообще лишние заперты сейчас ни к чему», – отметил эксперт.