Top.Mail.Ru
Общество
Курганская область
0

«Нет доказательств прогула». Суд восстановил профессора Шалютина на работе в КГУ

А врио ректора пригрозил ему прокуратурой

Сегодня, 15 марта, Курганский городской суд признал незаконным и отменил приказ об увольнении профессора КГУ Бориса Шалютина с двух должностей на кафедре философии и восстановил его на работе с 30 декабря 2016 года. Судебный вердикт должен быть немедленно исполнен. Известный ученый получил такой подарок в день рождения. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Курганский горсуд рассмотрел иск ученого, уволенного 29 декабря из КГУ с должностей профессора кафедры философии и заведующего этой кафедры.

Свои действия руководство КГУ объяснило тем, что Шалютин отсутствовал на рабочем месте 12 декабря прошлого года без уважительных причин и сорвал занятия в магистратуре, а также отсутствовал на совещании в КГУ 13 декабря. Его уволили за прогул.

Борис Шалютин в это время находился в Москве на совещании общества «Знание», куда были приглашены руководители отделений общества в регионах, и заранее сообщил студентам о переносе занятия через группу «ВКонтакте». И, кстати, провел занятия по возвращении – 14 декабря.

Сегодня в процессе, который вела судья Юлия Дерябина, представитель истца Игорь Кисель отметил, что обе должности, которые занимал Борис Шалютин, относятся к профессорско-преподавательскому составу. Для этой категории сотрудников вузов законами РФ, постановлениями правительства страны, актами федеральных органов исполнительной власти создаются особые условия деятельности. К этим условиям относится возможность исполнять свои профессиональные обязанности за пределами стен своих вузов.

В правилах внутреннего распорядка КГУ, пункт № 35, указано, что профессорско-преподавательский состав может исполнять практически все свои трудовые обязанности, не относящиеся к «чисто учебной деятельности» в удобном месте и в удобное время. Поэтому Борис Шалютин исполнял свои трудовые функции 12 и 13 декабря 2016 года за пределами КГУ в полном соответствии со своим правом, предоставленным ему законодательством.

«Правовая норма о такой возможности существует в российском законодательстве более десяти лет и действует в настоящее время», – процитировав целый ряд документов, подчеркнул Игорь Кисель. Он отметил, что на предварительном слушании представители КГУ заявляли, что такой практики сейчас нет в России. Представитель истца расценил это как попытку сознательно ввести суд в заблуждение.

А заявление со стороны КГУ, что Шалютин должен был информировать о своей поездке в Москву, не имеет оснований – он мог исполнять свои обязанности вне стен вуза где угодно – на даче, в Челябинске и так далее. Никакого разрешения на такие поездки при условии отсутствия занятий по расписанию нормативные документы КГУ не требуют.

Сегодня в суде Шалютин представил доказательства своей работы 12–13 декабря, кроме участия совещании общества «Знание», с аспирантами и магистрантами. Да и само его участие в семинаре общества «Знание» полностью отвечает должностной инструкции профессора кафедры философии – обязанность «участвовать в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний».

Доказательств, что Шалютин свои обязанности 12–13 декабря не исполнял у представителей КГУ сегодня не было. В этом призналась юрист КГУ Татьяна Сухарева.

Но она настаивала на отказе в исковом заявлении уволенного ученого в полном объеме, сказав, что «наемный труд должен быть под управлением и контролем». А Шалютин, отметила юрист, «12 декабря не провел занятия с магистрантами в 18 часов 20 минут, а 13 декабря не пришел за совещание, назначенное на 15 часов 30 минут». И уволен за прогул законно. Правда, уточнить кто, когда и как сообщал об этом совещании Шалютину, не могла, в итоге сказав, что «не было возможности с ним связаться». И не знала, был ли кто-то из сотрудников кафедры философии на этом совещании. Сухарева признала также, что 14 декабря Борис Шалютин провел занятие с магистрантами, которое перенес с 12 декабря (распоряжение об этом он издал еще 9 декабря, оно есть в деле).

В суде сегодня стороны поспорили также о праве Шалютина на такое изменение расписания. По мнению Татьяны Сухаревой, право утверждать расписание занятий имеет только проректор КГУ по учебной работе. А вот документа о порядке изменения расписания, как оказалось, в вузе вообще нет, есть примеры, когда учебные планы, утвержденные ученым советом вуза, изменялись членом ректората.

Обвинение в отсутствии Шалютина 12 и 13 декабря на рабочем месте его представители парировали теми, что официально у него не определено рабочее место, в трудовом договоре этого нет.

Врио ректора КГУ Константин Прокофьев в суде заявил: «В вузе 48 кафедр, и у всех заведующих есть рабочее место». «Шалютин был в Москве, а в табеле ему ставили восьмерки», – добавил он. Прокофьев также подверг сомнению работу Шалютина как руководителя кафедры, показав некий акт проверки подготовки бакалавров, из которого следовало, что на кафедре «нет утвержденного учебного плана, утвержденной программы практики». Он же показал результаты выборочной проверки магистерских работ кафедры философии программой «Антиплагиат». Проверка, по его словам организованная две недели назад, показала, что в них оригинальными признаны от 10 до 53 % текста. «Все эти материалы мы передали в прокуратуру, ждем ответа», – сказал Прокофьев.

Он весьма резко высказался в адрес Шалютина, заметив, что «там, где Шалютин, там склоки и сплетни. Вы позорите университет. Перестаньте этим заниматься».

Борис Шалютин в ответ напомнил, что «программа «Антиплагиат» – средство технического контроля, а вопрос о реальной оригинальности работы после этого решают компетентные эксперты. И в работах всегда есть цитирование, причем иногда автор цитирует собственные прежние работы и статьи».

«Вы бросили в адрес кафедры кусок грязи, – ответил он Прокофьеву. – Защита магистерских дипломов на нашей кафедре идет в режиме онлайн в интернете, все прозрачно, все записано, всегда можно убедиться в том, как шла защита». Он сообщил, что с 11 января заключил договор с ШГПУ, исполняет обязанности советника ректората, но при удовлетворении его иска немедленно готов приступить к прежней работе в КГУ. «Незаконным увольнением сорван ряд обязательств, связанных с работой в КГУ, перед аспирантами, одна защита уже отложена. Уже допущено нарушение учебного процесса», – сказал он.

Игорь Кисель сообщил, что в нарушение статьи 192 ТК РФ руководство КГУ при увольнении Шалютина никак не учло обстоятельства его «проступка», предшествующее поведение Шалютина, его отношении к труду. «И это может стать предпосылкой для нарушения трудовых прав других сотрудников КГУ, а это сотни людей», – сказал он. И привел пример письма в поддержку Бориса Шалютина, которое подписали ведущие российские философы, в том числе научный руководитель Института философии РАН академик Гусейнов, директор Института философии РАН академик Смирнов и председатель экспертного совета ВАК России в области философии профессор Васильев.

В письме, размещенном на официальном сайте Российского философского общества, отмечается, что кафедра философии Курганского государственного университета под руководством профессора Шалютина стала одним из ведущих в России центров по изучении философии права, а сам Шалютин оценивается как автор новационных учебных курсов, монографий и учебников.

Кисель и второй представитель Шалютина Елена Дьяченко хотели узнать, каким документом назначена проверка кафедры по подготовке бакалавров, участвовали ли в проверке сотрудники кафедры философии, почему на акте нет их подписей, но ответов в суде не получили.

Свидетели истца Григорий Попов и Константин Голубицкий сообщили, что после увольнения Борис Шалютин сильно переживал случившееся.

Прокурор городской прокуратуры Гульнара Тутукова заявила, что иск Бориса Шалютина обоснован и подлежит удовлетворению. Она сослалась на то, что индивидуальных планов преподавателей в КГУ не было и нет, начало и конец рабочего дня для них не определены, доказательств нарушения Борисом Шалютиным трудового законодательства не представлено, в договоре не указано его рабочее место, акта об отсутствии его на работе 12 декабря 2016 года нет, а его отсутствие в КГУ 12 и 13 декабря прогулом не является.

В итоге она просила суд удовлетворить иск Шалютина, а в качестве компенсации морального вреда взыскать с КГУ 20 тыс. рублей (Шалютин просил суд о сумме в 100 тыс. рублей).

Судья Юлия Дерябина отменила незаконные приказы, обязав восстановить Бориса Шалютина в должностях завкафедрой философии и профессора КГУ с 30 декабря 2016 года и взыскать с КГУ в его пользу в качестве компенсации за вынужденный прогул 228 тыс. 720 рублей 53 копейки, в качестве компенсации морального вреда – 20 тыс. рублей. Вердикт подлежит немедленному исполнению.

На оглашении судебного решения Константин Прокофьев не присутствовал, а Борис Шалютин на вопрос «ФедералПресс», куда он намерен возвращаться после того, как принято решение о присоединении кафедры философии к кафедре культурологи, сообщил, что это решение должно вступить в силу 3 апреля.

«Сейчас кафедра существует, правда, ее сотрудники предупреждены о реорганизации за два месяца, но я-то не предупрежден. То есть завтра я начну работу, и, скорее всего, если по закону, предстоит еще два месяца работы кафедры. А я не буду бездействовать», – сказал Борис Шалютин. Сегодня друзья поздравили его не только с решением суда, но и с днем рождения.

КГУ имеет право в месячный срок обжаловать вердикт по скандальному делу.

«ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.

 

Фото facebook.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.