Top.Mail.Ru
Экономика
Иркутская область
0

Иркутские депутаты завязали аэроузел на доверии губернатору

Депутаты и сенаторы от Приангарья подозревают губернатора области в очередной попытке бесконкурсной передачи действующего аэропорта Иркутска владельцу компании «Новапорт». В ответ на это обвинение губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что действующий Иркутский аэропорт не будет продан ни на аукционе, ни в ходе конкурса, а вот строительство нового аэроузла логичнее отдать на откуп не одному инвестору, а целому пулу. «ФедералПресс» выяснил, насколько обоснованно беспокойство депутатов и резонно ли предложение губернатора.

Непубличный статус

Одним из признаков того, что губернатор пытается передать комплекс Иркутского аэропорта холдингу «Новапорт», депутаты и общественники считают недавнюю смену формы организации акционерного общества «Международный аэропорт Иркутска» с открытого на непубличное. По мнению депутатов, такие перемены позволят главе региона в закрытом режиме распорядиться крупной собственностью региона. Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», полагают, что причины смены ОАО на НАО могут быть совсем иными.

«Это весьма распространенная практика на уровне региональной власти. Встречалась и встречается и в других регионах, – замечает в разговоре с РИА «ФедералПресс» доцент кафедры экономической теории и финансов ИрНИТУ Анатолий Меркулов. – Чем можно объяснить ее в контексте иркутского аэропорта? Обычно ее применяют, чтобы снизить риски перехвата объекта собственности. Да, это может оградить объект от возврата аэропорта в собственность федерации. Во всяком случае, на время. Пока область не найдет инвесторов на строительство нового аэроузла и не исполнит остальные обязательства, которые были даны при передаче аэропорта в ее собственность».

На сессии заксобрания Иркутской области в среду, 15 марта, зампред правительства Иркутской области Руслан Болотов в свою очередь объяснил эту перемену тем, что по федеральному закону правительство региона обязано было сменить статус общества в зависимости от количества акционеров, а поскольку он единственный – правительство Приангарья, и на внешний рынок акции ПАО выводить не планируется, АО стало непубличным.

Ни аукциона, ни конкурса

«Международный аэропорт Иркутск» не будет приватизирован, – заявил губернатор Приангарья Сергей Левченко 10 марта на встрече с депутатами и сенаторами Федерального собрания от региона. – Я не раз говорил, что мы не будем продавать аэропорт, поэтому нет никаких сроков аукциона или конкурса. Что касается строительства нового, я общался уже со всеми потенциальными инвесторами. Предлагаю допустить не монополиста, а пул. Конкурс по новому аэропорту будет проведен в этом году».

Эксперты, подозревающие губернатора в «неэффективном распоряжении госсобственностью», не спорят с этой формулировкой: они также уверены, что глава области намерен не продать, а просто передать объект.

«Иначе как объяснить регистрацию совместного предприятия АО «Новапорт Иркутск» и АО «Корпорация развития Иркутской области» от 2 марта под названием «АО «ИркутскАэроинвест», которым оба общества владеют в равных долях по 50 тысяч рублей?» – задает вопрос в разговоре с «ФедералПресс» президент Байкальского регионального фонда «Наша Сибирь» Максим Зимин.

При этом эксперты, знакомые с ситуацией, добавляют, что в уставный капитал совместного предприятия власти региона планируют внести 100 % акций аэропорта Иркутска как обязательную долю области. Свои предположения собеседники подкрепляют проходящими как раз сейчас попытками провести оценку областного имущества, в деталях совпадающего с объектами аэропорта.

«На днях анонсировался конкурс на оценку объекта, виды деятельности которого до мелочей совпадают с АО «Международный аэропорт Иркутска», вплоть до организации больничного дела – это медсанчасть аэропорта имеется ввиду, – добавляет Зимин. – Пока УФАС отменил своим предписанием этот конкурс».

Указанную отмену конкурса на оценку имущественного комплекса иркутского аэропорта зампредправительства области Руслан Болотов назвал непонятной. По его словам, антимонопольная служба закрыла конкурс по той причине, что его следовало открыть для абсолютно всех предприятий, даже малых форм собственности.

«Не согласен с таким мнением. Оценку такого крупного объекта, как иркутский аэропорт, должны делать профессионалы из топ-10 или хотя бы 20 крупнейших», – заявил Болотов на 48 сессии заксобрания Приангарья.

Согласился один

Размышляя о гипотетической передаче аэропорта Иркутска при любом другом губернаторе, эксперты соглашаются, что итог был бы схожим: собственность региона попала бы в руки основных спонсоров главы области.

«Вероятно, процедура передачи была бы все же иной – конкурс, но с заранее известным победителем, – замечает в беседе с РИА «ФедералПресс» политолог, доцент исторического факультета Иркутского госуниверситета Сергей Шмидт. – Помнится, при предыдущем губернаторе Сергее Ерощенко в данных схемах с аэропортом упоминалась корпорация «Ростех». Вероятно, при его губернаторстве аэроузел получил бы Сергей Чемезов (гендиректор ГК «Ростех» – прим. ред.), но предположу, заплатил бы он за это больше. Надо понимать сознание предыдущего губернатора – он все-таки бизнесмен по происхождению, поэтому, думаю, у него была бы сделана ставка на максимализацию профита».

Примечательно, что именно на сегодняшней сессии заксобрания на многочисленные претензии депутатов о бесплатной передаче аэропорта губернатор Сергей Левченко впервые объявил, что другим инвесторам правительство Приангарья не раз предлагало войти в проект на условиях совместного предприятия, без продажи аэроузла и при условии поддержки девяти убыточных малых аэропортов на севере области. Но все они, по словам самого губернатора Левченко, его заместителя Битарова и зампреда Болотова, отказались. Согласился только «Новапорт».

«Мы озвучивали всем интересующимся аэропортом инвесторам такие условия – в том числе Дерипаске (Олег Дерипаска, холдинг «БазЭл» – прим. ред.), Вексельбергу (Виктор Вексельберг, ГК «Ренова» – прим. ред.), но их интересует только покупка прибыльного аэропорта Иркутска без всяких обязательств. Они впрямую говорили: «Продайте нам, пусть подороже, области же выгодно получить больше денег». Я считаю, важнее не дать закрыться малой авиации на севере Иркутской области», – резюмировал выступление губернатор.

Объясняя условия сотрудничества области с «Новапортом», зампред правительства Руслан Болотов и первый замгубернатора, председатель правительства Александр Битаров заявили депутатам, что все затраты «Новапорта» будут практически «благотворительными». По их словам, областной бюджет не понесет никаких расходов, а партнер АО «Корпорация развития Иркутской области» по «ИркутскАэроинвесту» возьмет на себя траты на разработку проектно-сметной документации по реконструкции имеющегося в Иркутске аэропорта, а также на развитие малых аэропортов на севере области.

На замечание депутатов о разной форме собственности и состоянии упомянутых северных аэроузлов (часть – в частной собственности, часть принадлежит муниципалитетам, ряд портов – в стадии банкротства) позже ответил губернатор, сообщив, что область постарается «собрать» все упомянутые аэропорты.

Строительство многими

Что касается предложения губернатора Сергея Левченко создать консорциум инвесторов для строительства нового аэропорта, большинство опрошенных «ФедералПресс» экспертов поддержали эту мысль.

«Несколько компаний во главе одного проекта – это чаще всего плюс. Общее взвешенное решение, как правило, позволяет избежать крупных ошибок, – комментирует доцент кафедры экономической теории и финансов ИрНИТУ, кандидат экономических наук Георгий Шаламов. – К тому же присутствие нескольких компаний из различных отраслей экономики диверсифицирует риски общего проекта. Вспомним кризис 2008–2009 годов, когда из-за падения цен на металл было заморожено строительство Тайшетского алюминиевого завода, крупного объекта «Русала». Были бы в проекте холдинга игроки из других отраслей, может, и не пришлось бы останавливать строительство».

Губернатор, повторяя свое намерение собрать целый пул инвесторов на строительство нового аэропорта, заметил, что эта возможность будет предоставлена широкому кругу компаний на конкурсе, который область объявит в 2017 году.«Возможно, те крупные инвесторы, которых ранее не устроили условия входа в аэроотрасль региона, на этот раз заинтересуются», – заключил губернатор.

***

Напомним, по плану, которого придерживается правительство Приангарья, новый аэроузел будет запущен в 25 километрах от Иркутска. Проект включает в себя строительство взлетно-посадочной полосы в 4,2 километра и аэровокзала, способного сместить до 1800 пассажиров одновременно. По приблизительным оценкам, минимальные расходы на возведение нового аэропорта составят около двух миллиардов долларов.

Сегодня на сессии заксобрания были названы несколько предполагаемых мест для размещения нового аэроузла – к примеру, деревня Позднякова и территория между Иркутском и Ангарском, однако в конце встречи Левченко попросил депутатов и чиновников лишний раз не упоминать предполагаемые территории под аэропорт, чтобы не повторилась ситуация со строительством развязки нового моста, когда стоимость 6 соток в центре Иркутска взлетела до 300 млн рублей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.