Сегодня вечером стало известно, что следственные органы возбудили дело о получении взятки экс-губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем. Сумма взятки не называется, сам бывший глава региона находится за пределами России, он выехал на лечение в Израиль, где находится до сих пор. Опрошенные информагентством эксперты называют уголовное преследование экс-губернатора предсказуемым, но в то же время недоумевают: зачем правоохранителям понадобилось пять лет для того, чтобы дать делу ход. Политтехнологи не исключают, что за делом Юревича последуют другие громкие разоблачения. Парадоксальность ситуации отметил политтехнолог Евгений Минченко: «Говорят, миллиардер Юревич получил взятку от своего подчиненного. Ну-ну», - лаконично иронизирует он в телеграмм-канале. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Из краткого релиза федерального СК следует, что уголовное дело возбуждено Четвертым следственным управлением ГСУ СК России (с дислокацией в Екатеринбурге) по факту получения взятки Михаилом Юревичем от Виталия Тесленко, назначенного им на должность министра здравоохранения Челябинской области. Напомним, что Михаил Юревич занимал пост главы региона с 22 апреля 2010 года по 15 января 2014 года. Его после согласования кандидатуры президентом Владимиром Путиным сменил бывший гендиректор Магнитогорского металлургического комбината Борис Дубровский.
Михаил Юревич был недоступен для комментариев. Его мобильный не отвечал. Между тем, официальный представитель экс-губернатора Юлия Бобылева заявила следующее: «Пока известно очень мало: только та информация, которая была опубликована на сайте СК. Прежде чем мы поймем, что стоит за этими обвинениями, или получим более развернутую информацию от следствия, мы не готовы подробно комментировать эту ситуацию. Речь, вероятнее, идет об оговоре». По словам Бобылевой, Михаил Юревич узнал о возбуждении дела из сообщений СМИ, то есть сегодня вечером после публикации на сайте СКР. Она также подтвердила, что в настоящий момент экс-губернатор находится в Израиле, где проходит лечение. Соответствующую справку он предоставлял суду по делу бывшего сенатора Константина Цыбко, куда его приглашали для дачи свидетельских показаний. Представитель Юревича отметила, что в некоторых СМИ уже появились суммы взятки в 700 тысяч, но им неизвестно, на чем основаны такие публикации. Вероятнее всего, уместнее говорить о неких измышлениях СМИ, добавила она.
После потери губернаторского кресла, Юревич получил мандат депутата Госдумы и по истечению срока полномочий, принял решение участвовать в парламентских выборах в сентябре 2016 года. Предвыборная кампания экс-губернатора развернулась задолго до официального старта. Бывший глава региона рассылал челябинцам календари и справочники со своим именем, поздравлял с праздниками жителей избирательного округа (предполагалось, что он пойдет одномандатником по Челябинскому округу). Изначально Юревич выдвигался от «Единой России», и даже выступал на дебатах, но позже отказался от участия в праймериз единороссов. Он сообщил об административном ресурсе, направленном против него, и решил пойти на выборы самовыдвиженцем.
Команда экс-губернатора приступила к сбору подписей. За короткий период удалось собрать 20 тысяч (для прохождения нужно было18 тысяч подписей). Но в избирком они сданы не были. Юревич заявил прессе, что поставлена задача не допустить его до регистрации любой ценой. Тогда экс-губернатор пошел на выборы от «Партии Пенсионеров», которую возглавлял бывший депутат Законодательного собрания Свердловской области Евгений Артюх. Последний неоднократно заявлял о том, что на него оказывали давление из Администрации президента, требовали снять неугодных кандидатов, в том числе, Юревича.
Центризбирком 19 июля отказал Михаилу Юревичу в регистрации на выборах, ссылаясь на не предоставленные документов о недвижимости жены и несовершеннолетней дочери за рубежом. Документы были занесены в ЦИК позже, настаивали в избиркоме. В СМИ сообщали, что бумаги поступили в ЦИК вовремя, но странным образом «потерялись». Михаил Юревич выбыл из предвыборной гонки, вскоре и Евгений Артюх лишился поста председателя партии.
Накануне выборов Юревич неожиданно призвал челябинцев голосовать за «Справедливую Россию» и поддержал ее лидера на Южном Урале Валерия Гартунга. В начале своего обращения к избирателям Юревич отмечал, что к выборам его не допустили по надуманным причинам. «На сегодняшний день необходимый результат на выборах обеспечивается недопуском неугодных по разным причинам кандидатов и политических партий к участию в избирательной кампании», – сообщал он. Для того чтобы голос избирателя не пропал, экс-губернатор призывал южноуральцев прийти на участки и проголосовать за независимых кандидатов, которые будут отстаивать интересы людей.
Челябинский политолог Андрей Лавров назвал возбуждение дела против Юревича «предсказуемой ситуацией». «Еще в период его правления, в соцсетях и СМИ часто говорили о том, что он отстаивает свои бизнес-интересы. Но такие претензии предъявляются, чуть ли не к каждому главе региона, – рассуждает Лавров. – Мы знаем, как создавались крупные состояние в 90-е годы и Юревич тоже не святой Франциск Асизсский. Отдалившись от политики, он дал интервью ВВС, в котором раскритиковал действующую систему государственной власти и проведения выборов. Как только он потерял свою депутатскую неприкосновенность, за свои слова пришлось отвечать». Он также добавил, что Юревич знал о грозящем ему уголовном преследовании и поэтому уехал в Израиль.
Политолог Алексей Ширинкин говорит о двух сценариях произошедшего: «У правоохранительных органов есть некая политическая задача – посадить Юревича. И в этом контексте то, что он еще на свободе, не его заслуга, а недоработка следствия». Ширинкин напомнил, что далеко не всегда возбуждение уголовных дел в отношении олигархов доходит до суда. В качестве примера он привел дело владельца ЧТПЗ Андрея Комарова. Пару лет назад он был задержан при даче взятки, в последующем он не только вышел на свободу, но его дело было прекращено. Более того, были инициировано дело в отношении высокопоставленного силовика, по версии следствия, сфабриковавшего дело Комарова. Второй сценарий основывается на том, что принципиальное решение по Юревичу принято на самом верху. В этом случае дело будет доведено до конца в короткие сроки. «Тогда нас ждет уголовно-политический процесс в духе Хорошавина и Гайзера, но очевидно, что в этом случае Юревич не вернется в Россию. Тогда на повестку дня выходит другой вопрос – судьба его российских активов. В этом случае нас ждет война за собственность попавшего в опалу олигарха», – комментирует он. Без сомнения это удар по представителям политической команды Юревича, многие из которых по прежнему находятся у власти, заключает эксперт.
Политаналитик Дмитрий Чудиновских напомнил, что дело Виталия Тесленко (в 2014 году его приговорили к семи годам колони и 300 млн рублей штрафа за взятки в 71 млн рублей) прогремело в 2012 году. На дворе 2017-й, прошло пять лет. «Чем все это время занимались правоохранительные органы? Наверное, нужные показания были получены давно. С момента снятия неприкосновенности прошло три месяца. Получается, что закон у нас работает избирательно?!» – недоумевает Чудиновских.
Его точку зрения разделяет политолог Дмитрий Гусев: «На мой взгляд, это очень странная история, когда вдруг спустя пять лет выплывает некий эпизод взятки. Я считаю, что заведение уголовного дела – это лишь повод, а на самом деле за ситуацией стоит нечто другое. Что именно, пока сказать невозможно».
Разработка силовиками дела Юревича и его команды длится как минимум с прошлого лета, считает политтехнолог Эдуард Коридоров. «Именно поэтому он (Юревич) так хотел в Госдуму. Именно поэтому его не пустили», – отметил эксперт. Эдуард Коридоров подчеркнул, что в Челябинской области «идет большая чистка». «Похоже, криминальные действия и бездействие поразили все ветви региональной власти, включая силовиков, часть из которых недавно заменили, – отметил он. – Практика (дело Гайзера) показывает, что арест губернатора – только прелюдия к новым разоблачениям. Теперь надо сушить сухари тем, кто не брал, а давал взятки, – бизнесу».
Политолог и бывший заместитель полномочного представителя президента в УрФО Андрей Колядин не исключает, что дело против экс-губернатора было возбуждено с целью отобрать прибыльный бизнес Юревича. «Вариантов может быть несколько. Первый – он действительно совершил противозаконное действие, – рассуждает Колядин. – Второе – Юревич невероятно многогранный и наделенный многочисленными талантами человек. Один из этих талантов – умение обижать людей. Михаил Валерьевич делал это мимоходом. А уж когда воевал с кем-то, например, с силовиками Челябинской области, то его удары были весомы и запоминались на всю жизнь. Желание ответить не проходило годами. И наконец, в-третьих, у Юревича есть прекрасный актив – созданное им промышленное объединение «Макфа». Оно всегда привлекало внимание всех желающих чего-нибудь отнять и поделить. Попытки отжать многомиллиардный актив предпринимались всегда. А возбуждение уголовного дела хорошее подспорье для этого».