В Волгоградской области власти и общественность разошлись в оценке проведенного в последние годы ремонта дорог. Администрация губернатора Андрея Бочарова заявляет о прорывных результатах в отрасли, которая, по словам главы региона, «недофинансировалась десятилетиями», а вот проект «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог», на этой неделе проводивший в Волгограде инспекцию, признал почти все дороги Волгограда, в том числе и находящиеся на гарантийном сроке, «убитыми», и даже ремонтировавшиеся в прошлом году. Власти уверяют, что допустившие брак дорожники в короткие сроки устранят недостатки. «ФедералПресс» оценил заявления, факты и перспективы.
Вместе со снегом в Волгограде сошел асфальт – в таком суждении сходятся многие жители города и общественники. При этом власти региона заявляют, что повреждения на фоне общего объема работ незначительные, а все недостатки вскоре будут исправлены.
Сделано много
Компании, проводившие ремонт дорог в 2013-2016 годах, должны будут устранить дефекты, появившиеся в ходе эксплуатации. С начала марта по поручению губернатора Андрея Бочарова специальная комиссия регионального комитета транспорта и дорожного хозяйства ведет мониторинг состояния дорог, в первую очередь, построенных и отремонтированных в прошлом году. При этом, по мнению чиновников, большинство автодорог, сданных в эксплуатацию за последний год, справились с испытанием холодами достойно. «В этом году мониторинг состояния дорог после зимы был начат раньше обычного срока и полностью завершится к середине мая, – сообщили «ФедералПресс» в обладминистрации, – в эту работу помимо специалистов вовлечены общественники, специализированные организации, независимые эксперты». В качестве примера успешно «переживших» зиму приводятся, например, километровая дорога к совхозу Карповский в Городищенском районе, подъезд к хутору Жирковский в Суровикинском районе, построенные в 2016 году.
Всего (вместе с содержанием сети) в 2016 году в регионе на дорожную отрасль направили 10,8 млрд бюджетных рублей (на 2017 уже подписаны соглашения на сумму 8,5 млрд). Построены (реконструированы) 28 объектов общей протяженностью 86,2 км, в том числе 21 населенный пункт получили автодороги с твердым покрытием. Объем ремонта на порядок больше. Только по линии управления Автодора Москва – Каспий (федеральные трассы) отремонтировано больше 200 км трасс.
В Волгограде за 2016 год отремонтировано 48 дорожных объектов Волгограда общей протяженность 35 км. Площадь ремонта в городе составила 1,3 млн кв. м (в 2014 году – 507,4 тыс. кв. м, в 2015 году – 304,3 тыс. кв. м). На эти цели направлено 3,1 млрд рублей (на 2017-й пока утверждено 2,7 млрд), в том числе около 400 млн (из 650 млн на регионе) от собранных за функционирование системы «Платон». Среди заметных выполненных ремонтов: проспект Ленина от Астраханского моста в Центральном районе до улицы Николая Отрады в Тракторозаводском, наиболее загруженные участки Второй Продольной магистрали. Также проведен дорожный ремонт улиц им. Маршала Рокоссовского, 64-й Армии, 40 лет ВЛКСМ, улицы Исторической, проспекта им. маршала Жукова, улиц Невской и Комсомольской.
В том же 2016 году отремонтированы и въезды в Волгоград со стороны Калмыкии (ул. Довженко) и со стороны Астрахани от границ Светлоярского района (просп. Героев Сталинграда), а также дорога в обход города Волжского.
Член регионального штаба ОНФ, руководитель волгоградского отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян говорит: «Конечно, есть движение, идет большой, даже огромный объем. Это мы видим. Но мы хотим, чтобы количество переросло в качество, пока декларации расходятся с жизнью. Мы, жители и активисты, хотим, чтобы город перестал напоминать Сталинград 43-го года, а пока это так и есть». «Основанная проблема – зачастую некачественные проекты, в результате которых вода просачивается на поверхность. Поскольку в Волгограде за год более 50 раз проходит переход через ноль (градусов по Цельсию – «ФедералПресс»), образуется лед, который разрывает асфальтовое покрытие, – объясняет Оганесян, – ямочный ремонт, который у нас повсеместно, это следствие некачественного ремонта. Если четко по технологии, нормативам и правильно прописанным материалам делать в нормальные и в погодные условия, то я вас уверяют, что ни одна дорога менее пяти лет не может стоять. Фактически проходит полгода-год и уже во многих местах разрушения, потому, что не соблюдают технологию. Кладут асфальт в воду, или в мороз. Сейчас говорят, что есть технологии, которые позволяют до минус 10 градусов работать, но нужны специальные присадки, их не было, если бы были, дороги бы не разрушались».
Оценка – неуд
Волгоград стал вторым городом ЮФО в исследовании активистов проекта Народного фронта «Дорожная инспекция / Карта убитых дорог». Общественные инспекторы не только проверяют состояние дорог в регионах, но и оценивают усилия местных властей по исполнению поручений президента Владимира Путина об улучшении качества дорожного строительства. Объектами рейдов в Волгограде стали дороги на гарантии, дороги, проинспектированные в предыдущие годы, а также дороги, отмеченные на карте «убитых» дорог на сайте dorogi-onf.ru. На интерактивной карте Волгоград отмечен уже более чем 170 участками и стабильно находится в тройке лучших, а точнее худших. По итогам рейдов инспекция ОНФ поставила Волгограду оценку «5», но по десятибалльной системе(т.е. «2 с плюсом» по 5-бальной). Причем не вызвала нареканий всего одна из более чем 20 осмотренных экспертами дорог – это проспект Ленина. А вот существенные проблемы отмечены на Третьей Продольной, Ангарской, Эльбрусской, проезде Дорожников, улицах Атласова и Полухина. Последнюю проверяющие и вовсе назвали худшей дорогой в городе по результатам жалоб жителей.
Размер одной из ям на улице Кубинская, которая входит в опорную сеть подготовки к ЧМ-2018 по футболу, составляет 2,13 х 1,73 м при глубине в 14 см. По мнению общественников «не выдерживает критики» качество асфальтобетонного покрытия на улицах Вторая Продольная, Менделеева, Еременко, Коммунистическая, Голубинская, Новороссийская, Двинская, Пархоменко.
Многие из них, напомним, ремонтировались в 2015–2016 годах, в то время как в администрации региона заявляют, что «больше всего нареканий вызывают дороги, построенные в 2013 году». «Все замечания вносятся в гарантийный паспорт подрядной организации. Далее осуществляется контроль за работой по устранению несоответствий», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе губернатора.
Инспекцию по Волгограду проводит муниципальное учреждение «Комдорстрой». По их данным «комплексно обновленные в 2016 году покрытия благополучно перенесли прошедшую зиму». Так «в целом хорошо перенесла зиму после комплексного ремонта» автодорога на улице Хорошева в Дзержинском районе. В мэрии сообщили, что обнаружились лишь незначительные дефекты, в частности, разрушение покрытия вокруг люка, которые подрядчик готов устранить за счет собственных средств в ближайшее время в рамках гарантийных обязательств. В целом по городу, согласно заверениям «Комдорстроя» на объектах прошлогоднего ремонта повреждения составляют менее 0,1 % от площади.
В ОНФ с этим утверждением не согласны, более того отмечают, что власти фактически проигнорировали проблемы, на которые им ранее обращали внимание.
«Не все проблемы, которые активисты озвучили еще в 2016 г. по гарантийным дорогам, решены, – рассказал депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог» Александр Васильев. – Хотя были получены ответы от местной администрации, что подрядчики будут привлечены к ответственности и восстановят покрытие за свой счет. Среди таких можно отметить улицы Батумскую и Двинскую – на них все проблемы с прошлого года остались без изменений, а гарантия заканчивается уже в этом году. На улице Двинской разрушения покрытия настолько заметны, что из ям выглядывают прутья геосетки».
Особенностью региона участники инспекции ОНФ назвали и плохое состояние дорожной инфраструктуры: на некоторых участках дорог отсутствует разметка, дорожные знаки установлены не по ГОСТу, нет освещения, тротуаров, бордюров.
Показательной в данном отношении является проезжая часть на Батумской. При нормативе в 4,5 м двустороння дорога имеет ширину всего 3,3 м. Бордюров нет, тротуаров нет, а освещение вдоль дороги жители установили самостоятельно. Инспекторы отметили и высокую загрязненность на дорогах: по обочинам скопления грязи, песка и мусора, они поднимаются колесами автотранспорта и образуют постоянную пыльную дымку в воздухе. Ситуация усугубляется ужасающим состоянием большинства ливневых канализаций в Волгограде и отсутствием газонов на разделительных полосах и по обочинам трасс.
Попавшая на карту проекта ОНФ улица Коммунистическая находится на гарантии. На ней была выявлена яма и просадка люка на пересечении с улицей Комсомольской. На улице Ангарской, гарантия на которую заканчивается в 2018 г., обнаружена просадка ливневки. На гарантийной улице Новороссийской обнаружены трещины, просадка люка, ямы, в то числе новые.
Сажать или подождать?
Вместе с тем, на обращения к ним, власти все-таки реагируют. Так на ремонт упомянутой улиц Кубинской уже объявлены тендерные процедуры на 26 млн. рублей. Предполагается, что там поменяют не только покрытие, но и сделают ливневку, тротуар и нанесут долговечную разметку термопластиком.
Оэнэфовцы отмечают в целом высокое качество ремонта дороги на средства, полученные в результате работы системы «Платон». «Качество работ на дорогах, которые были отремонтированы на средства, полученные от системы «Платон», достаточно высокое, так как для контроля работ были организованы специальные комиссии. Мы отметили высокую активность местных жителей и их заинтересованность в том, чтобы качественно отремонтировать дороги», – заметил Александр Васильев.
«Основная идея наша – это поддержка активности граждан, тех, кто наполняет «карту убитых дорог». Если раньше мы уделяли внимание в первую очередь гарантийным объектам, то сейчас тем, на которые указывают граждане, – рассказал эксперт проекта Дмитрий Цопов, – оценку мы ставим комплексную – и по гарантийным дорогам и по «убитым» плюс по общему состоянию, но у Волгограда она, очевидно, как и прежде низкая. В сравнении с Ростовом, где мы были недавно, особенно».
Председатель областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Васильев заверил активистов, что часть самых проблемных улиц будут отремонтированы в ближайшее время. Среди них – въезды в город со стороны Астрахани и Москвы, 17 км покрытия будет заменены на 3-й Продольной, которая, как заметили активисты, сейчас с ямами и разрушениями. Особое внимание будет уделено Дзержинскому району, где выявлено максимальное количество дорожных проблем.
В 2017 году будет продолжен ремонт проспекта Героев Сталинграда, Третьей Продольной магистрали. При этом власти ставят задачу вывести именно на Третью транзитный (в первую очередь большегрузный) транспорт, для чего в Тракторозаводском районе будут отремонтированы ул. Николая Отрады (выход на г. Волжский), и ул. Героев Тулы и Латошинская(выход на федеральную трассу Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград»), а в Дзержинском районе будут отремонтированы проезд Дорожников и ул. Краснополянская, что даст выход на Третью Продольную и далее на Саратов и Ростов.
Ключевой проект, на который Андрей Бочаров в перспективе делает ставку, пока не решен с точки зрения финансирования, потребность в котором оценивается на уровне не менее 40 млрд рублей. «Стратегическое направление в целях снижения перегрузки дорожной сети города – строительство объездной дороги. Достигнута предварительная договоренность с Правительством РФ о необходимости ее строительства. Есть соответствующие поручения президента и председателя правительства. Учитывая, что ввод объекта позволит ликвидировать разрыв на федеральной автодороге М-6 «Каспий», строительство логично обеспечить за счет федеральных средств», – сообщили в пресс-службе губернатора.
Армен Оганесян заявил корреспонденту «ФедералПресс»: «если поддержат то предложение, что я вносил на форуме ОНФ в Ставрополе и введут персональную уголовную ответственность подрядчиков и чиновников за некачественные дороги, причем с конфискацией имущества, то у нас через год в России будут самые лучшие дороги, я уверен в этом. Наш лидер Владимир Владимирович Путин давно говорит – «нужны посадки». Я не хочу, чтобы у нас было просто хорошо, надо, чтобы очень хорошо. Такой работы у нас пока вообще нет. Считаю категорически неприемлемым, когда говорят: вот нашли маленькие разрушения, подрядчик за свой счет будет делать. Мы что за красивые глаза делаем? Мы такие бешеные деньги за это платим из кармана всех нас, налогоплательщиков. Надо сразу делать хорошо, чтобы пять лет не вспоминать об участке, если его делали».
Добавим, что в администрации области «ФедералПресс» пояснили, что в 2017 году в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в Волгоградской области на условиях софинансирования федерального и регионального бюджетов (по 1,2 млрд. рублей)будет отремонтировано 77 км и реконструировано 7,3 км дорог, установлено более 16 тыс. погонных метров пешеходных ограждений, установлены новые и модернизированы существующие светофоры, обустроены 98 остановок, заменен весь комплект дорожных знаков по ходу движения к объектам ЧМ-2018.
«К концу 2018 года необходимо привести долю дорог Волгоградской городской агломерации соответствующих нормативным требованиям к 62,4 %, а к концу 2025 года – к 85 %», – добавили в администрации.