В Астраханской области по инициативе депутата Госдумы от региона Леонида Огуля запустили масштабный проект по спасению уникальной природной территории западных подстепных ильменей, которые иногда называют «роддомом всей рыбы Каспия». По итогам межведомственного совещания Росрыболовство уже инициировало ревизию дамб, кроме того создана группа, которая разработает предложения для федеральных органов власти, в первую очередь по регулированию правового статуса зоны подстепных ильменей и тех, кто пользуется ее ресурсами. Кто виноват в том, что 40 % ильменей уже погибло и что именно предлагают разные заинтересованные стороны – в материале «ФедералПресс».
Последнее комплексное научное обследование западных подстепных ильменей (ЗПИ, система из 173 пресных и частично соленых озер в дельте Волги) Астраханской области было сделано в 1913 году, сообщили представители Росрыболовства на межведомственном совещании в поселке Икряное.
Проблему паводка и пропуска воды в зону ЗПИ поднял депутат Госдумы от Астраханской области, единоросс Леонид Огуль. Он напомнил, что проблема имеет давние корни, однако получила шанс быть решенной после того, как в прошлом году губернатор Александр Жилкин готовил основной доклад к Госсовету по развитию водного хозяйства. Тогда на необходимость активизации мероприятий по развитию Волги, в том числе в части защиты уникальной климатической зоны Нижней Волги и развитию рыбоводства, обратил внимание президент Владимир Путин.
Депутат Огуль подчеркнул, что до сих пор все усилия, которые предпринимали разные структуры, носили «фрагментарный характер». «Вместо полномасштабной системной работы практикуются эксперименты, теряется время. Сегодня мы не можем себе позволить тратить годы на то, чтобы пробовать новые методы по спасению системы ильменей и популяции рыбы. Мы с вами должны выработать единый подход к проблеме, который, я надеюсь, ляжет в основу будущего закона о сохранении экосистемы западных подстепных ильменей – такого, какой сегодня, например, действует в отношении еще одного уникального природного объекта – озера Байкал», – пояснил Леонид Огуль.
От советской эпохи до незаконных дамб современности
За несколько последних десятилетий зона ЗПИ сократилась на 40 %. По оценкам специалистов, эти потери фактически безвозвратные, но необходимо сохранить оставшееся. Угроза есть почти всем существующим ильменям. Сейчас они занимают территорию, на которой живет больше 100 тыс. человек. По замыслу природы, именно здесь должен происходит основной нерест всей рыбы бассейна, однако с каждым годом пропуск воды все хуже, особенно в случае слабого сброса с Волжской ГЭС.
В 50-е годы прошлого века ильмени собирались вообще осушить и создать искусственные ирригационные протоки, однако, когда в 1973-м году произошел подъем уровня Каспийского моря, это проект был свернут. Список ильменей, подходящих под товарное рыбоводство, так и не был утвержден, а с 1985-го в ильменях стали развивать «аквакультуру» – разводить рыб искусственно.
По мнению многих участников совещания, с тех пор именно эта деятельность стала проблемой для ильменей. Общественник Владимир Андросов считает, что «товарное рыбоводство не только неэффективно, но и губительно». По его словам, проблема в состоянии дамб, многие из которых вообще возведены безнадзорно. «На территории подстепных ильменей есть куча протоков, где вообще нет воды, не заходит. Есть, где сплошная дамба отсекает ильмени, есть недоделанные завалки», – говорит Андросов. Кроме того, напомнил общественник, большинство астраханских водоемов, включая ильмени, вообще не размечены территориально, не внесены в реестр Росводресурсов. Андросов предложил создать отдельные законы о дельте Волги, о ЗПИ и госорган, который станет «единственным хозяином» территории. Назвать его можно было бы, например дирекция нерестилищ.
Андросов выступает против товарного рыболовста
Выращенная рыба убивает природную экосистему?
Эксперты и общественники вынесли в качестве одной из ключевых проблем влияние аквакультуры. Представитель каспийского территориального управления Росрыболовства рассказала, что аквакультура в Астраханской области занимает уже 32,4 % от всего объема рыбного промысла. При этом на ЗПИ приходится лишь треть. Она также рассказала, что не всегда рыбоводы портят природную среду в своих интересах, есть ильмени, которые были солончаками, а когда их взяли в работу по аквакультуре, то они стали полноценными водными объектами. В докладе также было отмечено, что практически все такие ильмени являются не проточными, а концевыми, то есть не влияют на дальнейший ход воды.
Ведомство достаточно часто производит изъятие участков, основанием служит «зарыбление», то есть массовая гибель рыбы на территории. По словам экспертов, ежегодно счет такой гибели идет на десятки тысяч тонн. «При любом использовании природного объекта возникают проблемы между использованием и сохранением», – напомнил начальник службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Сергей Крылов. По его словам, ежегодно возникают одни и те же проблемы – завалки, забитые трубы, объекты, которые перегораживают пропуск паводковых вод, все это ведет к деградации. Крылов считает, что бедственному положению способствовала не совсем корректная нормативная база, лазейки в которой находят недобросовестные водопользователи.
Инвентаризация, уборка и наука
Особенность территории ЗПИ в том, что вода здесь обновляется всего один раз в год – во время весеннего половодья. Сейчас ильмени полностью состоят из дамб, каналов и прочих гидротехнических сооружений, которые препятствуют протоку воды и миграции рыбы, часть ильменей засолилась, часть зарастает кустарником, появляются уже и песчаные барханы. В остальное время закачать воду туда практически нереально – для этого потребуются колоссальные траты.
В Астрахани особое внимание придают отстаиванию регионом максимального сброса воды с Волжской ГЭС. Как отметил первый замглавы Лимановского района Константин Черников, при «более-менее правильном паводке ильмени заливаются неплохо», нужно только постоянно расчищать русла и водотоки.
Пояснения сделал руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Анатолий Быков. Он напомнил, что система попуска вод на каскаде Волжской ГЭС регулируется федеральной комиссией и учитывает баланс интересов нескольких сторон. При этом, в первую очередь, обеспечиваются потребности в воде жителей и промышленности всего бассейна – 40 млн человек, а экологические вопросы дельты Волги важны, но не могут превалировать над первостепенными задачами. «Это совокупность интересов всех водопользователей, то есть каждый раз «соломоново решение», но я прошу, не надо искусственно создавать конфликты, рассказывая, что где-то среди регулирующих сидят вредители и хотят все погубить. Это несерьезно. Леонид Анатольевич (Огуль) поднял проблему, он сейчас будет генератором всех этих вопросов. Нужно всем инициативно всем включаться в работу, начиная с районных властей. Это можно только общими усилиями, если мы хотим добиться конкретного результата», – заключил Анатолий Быков.
В Росрыболовстве уже заявили, что проведут ревизию всех дамб в западно-подстепных ильменях. При этом начальник управления аквакультуры ведомства Виктор Ашарин пояснил: «Я дам поручение проверить, действительно ли некоторые предприниматели занимаются вместо аквакультуры сбором рыбы, самостоятельно заходящей в ильмени. Астраханская область в числе лидеров по развитию аквакультуры. В 2016 году рост составил 23 %, и это очень серьезная заявка. Очень не хотелось бы, чтобы эти достижения были омрачены неподобающими практиками».
Анатолий Быков попросил искусственно не создавать конфликт
Леонид Огуль развеял опасения астраханцев, что в этом году из-за задержки со строительством коллектора в Волгограде (к чемпионату мира по футболу 2018 года) просят задержать подачу «большой воды». «Единственные, кто не может отстоять свои интересы в этих спорах – это бессловесная рыба, которой нужно идти на нерест каждую весну. И ей не объяснишь, что «надо потерпеть, подождать строителей» и так далее. Мы провели ряд переговоров в Москве и уже сегодня можно говорить, что просьба волгоградских строителей, скорее всего, не будет удовлетворена. Паводок в 2017 году будет на уровне прошлого года», – рассказал Огуль.
В итоге Огуль по предложению Анатолия Быкова возглавил вновь созданную межведомственную рабочую группу, которая разработает мероприятия по спасению ЗПИ. Группа начнет с инвентаризации незаконных гидроссоружений и того, что соберет все нормотворческих предложения. Готовность вынести их на высокий уровень обсуждения подтвердили в ОНФ, которые во всероссийский Год экологии, уделяют подобным вопросам особое внимание. «Мы изучим все факторы, влияющие на наполнение ильменей в период паводка. В случае необходимости готовы привлекать для решения этой проблемы все ведомства – вплоть до природоохранной прокуратуры. Уникальный природный комплекс Астраханского региона должен быть спасен», – пообещал депутат Огуль.