Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
1

Не рассчитали силы. Куча мусора свалилась на Краснодар

Город не справляется с мусором

Исчезающие мусорные баки, новые правила по работе с отходами и подросший тариф на вывоз ТКО – в Год экологии мусорные проблемы со всех концов обложили жителей Краснодара. В причинах, творящегося в городе коллапса, и выходах из ситуации разбирался корреспондент «ФедералПресс».

Этой весной краснодарцы подняли тревогу: в социальных сетях жители сообщали о массовых случаях исчезновения мусорных контейнеров с улиц города, признанного недавно самым комфортным в России. Следствием этого стали стихийные свалки, возникшие в различных местах кубанской столицы. Лишившись мест, отведенных под систематизированный выброс отходов, граждане стали оставлять пакеты с отходами там, где придется. Так, краснодарцы говорили о проблемах с пропавшими мусорными баками и стихийными свалками на улицах Карасунской, Головатого, Таманской, Алтайской и т.д.

Пояснять ситуация вызвался глава Краснодара Евгений Первышов, отметив, что ситуация действительно сложная и ухудшение работы по вывозу бытового мусора очевидно. «Здесь сыграли роль несколько факторов. Становясь региональным оператором вывоза ТБО, победитель конкурса – «Мусороуборочная компания» не до конца рассчитала силы, так как по соглашению все обязательства по вывозу отходов ложатся на такого оператора. Сейчас мы на пути решения возникшей проблемы, чтобы исправить сложившуюся ситуацию», – сообщил Евгений Первышов.

Евгений Первышов подробно рассказал о причинах, приведших к такой ситуации. В частности, в соответствии с изменениями действующего законодательства был определен региональный оператор по краснодарской зоне, куда входят Краснодар и Динской район – ОАО «Мусороуборочная компания». На следующем этапе компании-оператору необходимо заключить договоры по оказанию услуг со всеми юридическими и физическими лицами на территории города. Однако на данный момент эта процедура не завершена.

По словам градоначальника, в год с территории города вывозится около 4 млн кубометров отходов (это порядка 11–13 тыс. кубометров в день). Региональный оператор должен охватывать этот объем, но на сегодняшний день договоры заключены только на вывоз порядка 4 тыс. кубометров в день. Получается, что большинство потребителей на сегодняшний момент продолжают использовать контейнерные площадки без договоров, то есть не платят за утилизацию отходов. Сейчас, по словам градоначальника, главной задачей «Мусороуборочной компании» является заключение этих договоров.

Также мэр отметил, что по состоянию на конец 2016 года «Мусороуборочная компания» оказалась в сложной финансовой ситуации. Евгений Первышов уточнил, что лично разбирается в ситуации, которая привела к тому, что администрация города по итогам прошлого года не оплатила компании около 900 млн рублей за выполненные работы по уборке города. В итоге в организации сложилась задолженность по заработной плате, есть сложности с покупкой топлива для работы техники. Первышов сообщил, что он поставил задачу изыскать источники в размере 300 млн рублей, чтобы заключить дополнительный договор с ОАО «Мусороуборочная компания», параллельно компании предстоит усилить работу по заключению договоров на вывоз мусора.

Отметим, что новые правила сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (ТВО) правительство утвердило в ноябре 2016 года. Кстати, тогда же термин ТВО пришел на смену устоявшемуся ранее ТБО. Впрочем, главным нововведением документа стало требования появления единых операторов, которые будут организовывать все действия связанные с отходами на основании договоров, заключенных с потребителями. Как сообщает интернет-издание «Юга.ру», по новым требованиям операторы должны информировать о местах сбора отходов и нести ответственность за ТБО с момента их погрузки в мусоровоз. За содержание контейнерных площадок для сбора мусора должны отвечать собственники земельных участков, на которых они расположены.

С 1 марта в Краснодаре и Динском районе сбором твердых коммунальных отходов занимается только ОАО «Мусороуборочная компания». Предприятие выиграло конкурс и уже подписало соглашение с министерством ЖКХ и ТЭК Краснодарского края сроком на десять лет. С 15 апреля здесь начнет действовать новый тариф на услуги по сбору и вывозу мусора. Как ранее сообщал «ФедералПресс», приказом департамента цен и тарифов Краснодарского края утвержден единый тариф по обращению с твердыми бытовыми отходами. В этом году «Мусороуборочная компания» устанавливает тариф на уровне 429,72 рублей за один кубометр твердых бытовых отходов, что на 15 % выше существующего тарифа. «Рост тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов для жителей Краснодара и Динского района составит не больше 17 рублей с человека. Для семьи из трех человек оплата вырастет максимум на 54 рубля», – комментировал вице-губернатор Андрей Алексеенко.

То, что происходит сейчас в отрасли по сбору и переработке мусора (изменение тарифа, пересмотр институциональных отношений между заказчиками мусороуборочной компанией и т.д.) – это мера вынужденная, но неизбежная, считает заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края, экономист, профессор Александр Полиди. «Поскольку изменилось законодательство, и эта сфера стала бизнесом, то ему необходимо предоставить нормальные условия хозяйствования (чтобы была возможность компенсировать свои издержки, развиваться и т.д.). А тот тариф, который существовал, он не мог не только покрывать издержки, но и вывести этот бизнес вывести на тот уровень, который требует сегодняшнее законодательство».

Александр Полиди уверен, что меры, принятые властями были неизбежны, поэтому перемены происходят так болезненно. «Можно вспомнить, что реформу отрасли на Кубани (со строительством мусоросжигающего завода, внедрением раздельного сбора и переработки мусора и т.д.) обсуждали 15 лет назад, – уточняет эксперт. – Тогда это было невозможно, поскольку данная сфера не была бизнесом (а относилась к ведению властей). Сегодня же приход бизнес-отношений приводит к пересмотру правил игры. Но наша ситуация не уникальна. Аналогичный случай был в Неаполе в 2011-м году, когда изменения правил игры в сторону улучшения привело к тому, что компании прекратили вывозить мусор. И это потребовало болезненных, но эффективных мер».

Ситуация с проблемами в сфере сбора и переработки мусора обсуждалась на совете губернатора по правам человека, который прошел еще в конце марта, сообщил «ФедералПресс» член движения «Помоги городу», член совета по вопросу стратегического развития и приоритетным проектам при главе Краснодара Владислав Амерханов. По словам общественника, представители профильных ведомств и эксперты тогда обратили внимание на большой накопившийся долг Краснодара за вывоз мусора, отметили и что на рынке отсутствует конкуренция: действующий в городе оператор – один из самых дорогих в стране (но также – он является и качественно работающим). Отдельным вопросом является повышение тарифа. Если раньше оплата услуг была только за транспортировку оператором твердых бытовых отходов, то теперь он обязан платить как собственник этого мусора экологический сбор (составляющий порядка 25 % от общей суммы тарифа). Собственно, все прозвучавшие тогда причины и привели к текущему кризису, уточняет Владислав Амерханов.

«На мой взгляд, власти действуют правильно, решая данную проблему, – делится эксперт. – В Краснодаре проживает более миллиона горожан. Поэтому им необходимо оперативно решить вопрос и продумать долгосрочную стратегию работы отрасли. Кстати, сегодня планируемое количество вывозимого мусора серьезно отстает от фактического показателя. На мой взгляд, это также связано с тем, кто количество проживающих в городе людей серьезно опережает официальные цифры».

Владислав Амерханов отмечает, что в отличие от многих городов России, в Краснодаре социальная обстановка напряжена и весьма не стабильна. И поэтому, по мнению общественника, повышение тарифов в любых сферах требуют глубочайшей проработки (и депутатами ЗСК, и профильными ведомствами). Вслед за ростом стоимости услуг должно расти и качество. Кроме того, одним из серьезных шагов по решению проблемы было бы введение конкуренции на данном рынке, считает общественник. По его словам, также должен быть контроль со стороны муниципалитетов по соблюдению тарифов (как в этой, так и в других сферах ЖКХ). Перекладывание обязанности по контролю на граждан сегодня малоэффективно, уверен эксперт.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.