Глава Прикамья Максим Решетников встретился с дольщиками Первого Пермского микрорайона. Краевые власти, изучив положение дел, предложили максимально реалистичный, типовой для таких ситуаций вариант решения проблемы. Однако дольщики продолжают надеяться на чудо – появление инвестора, готового взять на себя 2 млрд долговых обязательств застройщика, заведшего стройку в тупик. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Первый Пермский микрорайон грозит на долгие годы стать одной из самых болевых точек Прикамья. Масштаб проблем стал ясен весной прошлого года, когда подал иск о самобанкротстве застройщик ООО «КамСтройИнвест» (входит в ГК «Строительные проекты»), не сумевший сдать в срок в третьем квартале 2015 года двенадцать трехэтажных домов на 515 квартир. «Строительные проекты» выиграли в 2012 году торги федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства (РЖС) на право пятилетней аренды земельного участка в Лобаново площадью 28,3 га. Планировалось, что здесь возведут 110 тыс. кв. метров малоэтажного жилья. Первую очередь (35 тыс. кв. метров) застройщик обещал сдать в 2015 году.
Прошлым летом дольщики сделали все, чтобы привлечь внимание к застывшей стройке. Они требовали привлечь к ответственности руководство Фонда РЖС, которое выбрало ненадежного подрядчика, обращались к президенту, проводили пикеты, разбивали палаточный городок, по их заявлениям следственные органы МВД возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Краевому правительству тогда было дано указание подготовить «дорожную карту» с конкретными мероприятиями, направленными на завершение строительства и сдачу домов в эксплуатацию. Однако исправлять ситуацию было поздно. Эксперты выражали сомнения в возможности достроить Первый Пермский микрорайон.
«За каждым недостроенным квадратным метром – судьбы простых людей»
Станислав Шестаков, адвокат «Пермского фонда содействия ТСЖ», член пермского регионального штаба ОНФ в сентябре прошлого года говорил, что реальных перспектив Первого Пермского не видит, а положение оценивает как тупиковое. Фактически выход оставался один – банкротить застройщика, создавать ЖСК и дополнительно собирать с дольщиков средства на достройку. На практике это выглядит так: ЖСК обращается в ПАИЖК, получает через эту структуру на возвратной основе средства краевого бюджета на завершение строительства, а затем гасит этот долг перед ПАИЖК. Однако и здесь были риски. Первый Пермский строился в Пермском районе, где изначально привлекал покупателей невысокой стоимостью. Многие дольщики вложили последние либо кредитные средства, а имеющихся доходов хватает только на обслуживание процентов по ипотеке.
События следующих месяцев пессимистичный прогноз только подтвердили. В конце декабря ООО «Реактивные» обратилось в пермской краевой арбитражный суд с иском о банкротстве ООО «КамСтройИнвест». Практически одновременно с этим краевой арбитражный суд удовлетворил иск гендиректора ООО «КамСтройИнвест» Алексея Лобанова о прекращении его полномочий в качестве руководителя организации. Кроме того, выяснилось, что основной акционер «КамСтройИнвеста» компания ООО «Монолит» фактически в управлении строительной компанией участия не принимает. Сопредседатель прикамского штаба ОНФ Геннадий Сандырев тогда рассказал, что директор «Монолита», владеющего 76 процентами акций «КамСтройИнвеста», написал заявление в налоговую о сложении полномочий, что у кредитовавшего строительство банка «БФГ-Кредит» отозвана лицензия, вследствие чего прекратилось финансирование строительства, а недостроенные квартиры оказались в залоге у банка, у которого отозвана лицензия.
На этом этапе изменить что-либо было уже невозможно. В марте Агентство страхования вкладов обратилось с исками к девяти заемщикам банка «БФГ-Кредит». В Свердловский районный суд Перми поступил иск на общую сумму почти в полтора миллиарда рублей, которую истец просит солидарно взыскать с девяти ответчиков, в том числе руководителей компаний-застройщиков Первого Пермского микрорайона.
Дольщики, понимая, что могут остаться вообще без всего – и без денег, и без квартир, высказывали обоснованные претензии в адрес губернатора Прикамья Виктору Басаргину. Ему ставили в вину поддержку проекта Первого Пермского микрорайона. Многие решились вложиться в строительство, услышав положительную оценку проекта, высказанную Басаргиным. Новый всплеск активности дольщиков был вызван отставкой Басаргина и назначением врио губернатора Максима Решетникова. Дольщики провели автопробег с целью привлечь внимание врио губернатора.
«Мы хотим добиться решения нашего вопроса, привлечь внимание нового губернатора, понимать, что и в какие сроки нам ждать. В долевом строительстве приняли участие 288 квартир, это примерно 500 млн наших денег. Строительство не ведется с 2015, на площадке никого нет, люди живут на съемных квартирах, на дачах, у родственников, кто-то – в больницах с инсультами-инфарктами», – пояснила организатор автопробега Наталья Трушникова.
К тому времени дело дольщиков Первого Пермского микрорайона с подачи краевых властей было передано из районного отделения полиции в cледственную часть УМВД по городу Перми. В настоящий момент проводятся строительно-техническая судебная экспертиза и финансовое исследование движения денежных средств по расчетным счетам застройщика. Уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере).
Максим Решетников свою точку зрения на доставшееся ему непростое наследство публично высказал на мартовской пресс-конференции. «Ситуация крайне запущенная. Там явное мошенничество. У застройщика ни директора, ни бухгалтера, все активы успели вывести. Людям продали 287 квартир. Еще 220 квартир принадлежат компаниям-банкротам, но помещения находятся в залоге банка, который тоже в процедуре банкротства». Врио губернатора уточнил, что привлечь для достройки недвижимости инвестора почти не возможно.
Вчера глава региона встретился с дольщиками и напрямую обсудил с ними ситуацию. На встрече замруководителя администрации губернатора Яна Дорофеева сообщила, что в начале мая краевой арбитражный суд рассмотрит заявление о признании застройщика банкротом. Совокупный объем долгов оценивается в 2 млрд рублей.
«При банкротстве застройщика добиться завершения строительства домов можно, если участники строительства примут решение о создании ЖСК, в который будут переданы и земельный участок, и недостроенные дома. Если граждане проголосуют против создания ЖСК, земельный участок и находящиеся на нем дома будут проданы с торгов. Исходя из вырученных средств будут произведены выплаты участникам строительства. По предварительным оценкам, сумма выплат составит не более 20 % от размера требований участников строительства», – пояснила госпожа Дорофеева.
«Вопрос по Первому Пермскому микрорайону – один из самых острых в Прикамье. Безусловно, ситуация требует консолидированной позиции и совместных действий дольщиков и власти. Мы выработаем единую схему для решения проблем обманутых дольщиков, потому что их в крае, к сожалению, немало», – подчеркнул Максим Решетников. Он поручил краевому министру строительства Михаилу Сюткину завершить до августа экспертизу домов, а к следующей встрече, которая состоится в июне, подготовить предложения по мерам социальной поддержки дольщиков.
Однако предложенные варианты (продажа имущества с торгов и создание ЖСК) не устраивают часть дольщиков. Достройка через создание ЖСК означает доплату в 11 тыс. рублей за квадратный метр. При этом есть риски увеличения этой суммы, опасается участник встречи Наталья Трушникова. Она настаивает на том, что краевые власти должны найти инвестора и завести его на объект, оставив двухмиллиардные долги на прежнем застройщике.
Юристы поясняют, что предлагаемый Трушниковой вариант реализовать невозможно. Процедура банкротства неизбежна, а она подразумевает развилку: либо продажа имущества с торгов, в результате которой дольщики рискуют получить 15-20 % от изначально вложенного, либо создание ЖСК с достройкой объекта под условие дополнительных вложений. Схема реализации варианта с ЖСК – типовая, апробированная на площадке ПАИЖК. «Предлагаемый дольщики вариант юридически означает вывод из «КамСтройИнвеста» всех активов в пользу нового инвестора. Кредиторы заблокируют все такие сделки, как ухудшающие состояние должника. Только созданием ЖСК можно отделить дольщиков с переданным им объектом от кредиторов», – уточнил эксперт.
«Найти инвестора при двухмиллиардных долгах? Экономическая ситуация явно этому не способствует. Хороших вариантов нет, но логика событий ведет к ЖСК. Людей, впрочем, тоже можно понять, у них нет дополнительных денег. Кроме того, создать ЖСК трудно, это требует времени на убеждение всех дольщиков включиться в проект и на решение оргвопросов. В любом случае это неизбежно затянется на несколько лет», – считает Станислав Шестаков, адвокат «Пермского фонда содействия ТСЖ». Однако создание ЖСК дает шанс спасти вложенное, доплатив часть. Отказ от ЖСК практически означает потерю вложенных средств и надежд на собственное жилье.
Фото: паблик Первый Пермский микрорайон в соцсети ВКонтакте