Эксперты Европейского клуба местного самоуправления заявили о провале реформы МСУ в России. Более того, специалисты констатируют факт разрушения институциональных основ местного самоуправления. Следовательно, и говорить о том, что жители муниципальных образований должны быть более активными и принимать участие в развитии территорий, где они живут, не приходится – на сегодня не то, что население, зачастую и органы власти на этих территориях не имеют полномочий для принятия важных для них всех решений. Подробности – в материале «ФедералПресс».
О состоянии местного самоуправления в России и вызовах современного общества в четверг говорили в Комитета гражданских инициатив. По словам члена КГИ Евгения Гонтмахера, теме МСУ эксперты комитета уделяют особое внимание как базису демократической системы в России. «Если местное самоуправление есть, то демократия возможна. Если МСУ нет или оно деградирует, тогда очевидно, что демократические принципы общества ставятся под большую угрозу», - пояснил Гонтмахер.
Однако сегодня все больше становится очевидным, что «базис демократической системы» в стране рушится. Во всяком случае, к такому выводу пришли специалисты Европейского клуба экспертов МСУ.
Позицию организации представил президент клуба Эмиль Маркварт. Эксперты проанализировали развитие системы местного самоуправления, начиная с 2003 года, когда в России началась масштабная реформа МСУ. По словам Маркварта, неофициально федеральные власти тогда стремились «ограничить произвол со стороны субъектов в отношении МСУ и максимально перенести центр регулирования на федеральный уровень». «Но с самого начала муниципальная реформа вступила в жесткое противоречие с достаточно четкими тенденциями к централизации власти и ресурсов, сокращению прав и свобод граждан, – отметил эксперт. – Публичные цели реформы МСУ не достигнуты. Сегодняшнее местное самоуправление от реализации этих целей находится гораздо дальше, чем было в 2003 году, а сами цели той реформы перестали быть таковыми».
Как считает Эмиль Маркварт, на сегодня в России вообще отсутствует какая-либо стратегия и внятная государственная политика в отношении развития местного самоуправления. По словам Маркварта, сегодня «все изменения диктуются только сиюминутной выгодой, которая существует у людей, инициирующих соответствующие процессы». «Законодательство о МСУ до такой степени деградировало, что уже давно перестало быть правом. В нем отсутствуют принципы, на которых должна строиться система отношений, отсутствует сама система отношений. Чем дальше, тем больше законодательство о МСУ вступает в откровенные противоречия и с Конституцией РФ, и с Европейской хартией МСУ, природой и сущностью института МСУ», – заявил эксперт.
Можно констатировать, что на данный момент в России «завершился процесс огосударствления МСУ, процесс полного встраивания этого института в партийно-бюрократическую вертикаль». Главной задачей органов МСУ, по сути, уже не является забота о решении возложенных на них полномочий или о развитии подведомственных им территорий. Скорее, они озабочены тем, чтобы «начальство вверху было довольно». По словам Эмиля Маркварта, «это полное подчинение вышестоящему уровню публичной власти нижестоящего».
«Мы рискуем растворить благополучный сельский район в городских проблемах»
В таких условиях говорить о принципе народности местного самоуправления не приходится. На многих территория МСУ так и не стало народной властью. Эксперты полагают, что в этом зачастую виновато государство, постоянно регулирующее процесс. Это привело к тому, что «люди зачастую не воспринимают МСУ как свою власть, и разрыв между властью и жителями все больше возрастает». Достаточно сказать, что сегодня добиться проведения референдума по важным для всех жителей муниципалитета вопросам практически невозможно.
Более того, в настоящее время, по мнению экспертов, «происходит непрерывное выхолащивание сущности МСУ и оскудение его ресурсов». Речь идет и о финансовых, и об экономических, и об организационных возможностях, и о кадровых ресурсах. Все это как считают специалисты, «ведет к разрушению самого института МСУ». Эмиль Маркварт подтверждает эту позицию тем, что разрушаются институциональный базис местного самоуправления. К примеру, те же территориальные основы (уничтожение поселенческого, по факту, базового уровня МСУ). Сейчас субъекты активно пользуются предоставленным им федеральными властями правом изъятия полномочий из компетенции МСУ и перераспределения их между районами и сельскими поселениями. Эти процессы начались еще в 2009 году, а широкий размах приобрели в 2013-м. Апрельские поправки в законодательство и вовсе приведут к тому, что без учета мнения жителей, органы власти смогут превратить поселение в городской округ. И это при том, что до сих пор никто не предоставил никаких подтверждений экономической эффективности этого процесса, как и процесса укрупнения муниципальных образований.
Государство, по сути, создает одноуровневую модель управления, которая, по мнению экспертов, «гораздо более других подвержено коррупции». «Очень странно, что государство выстраивает такую систему, в которой все меньше участников, все ниже прозрачность, в том числе по распоряжению ресурсов, что увеличивает коррупциогенность подобной схемы», - отметил Эмиль Маркварт.
Высокий уровень коррупциогенности новой системы подтверждается, в частности, тем, что субъекты, как правило, изымают у из муниципалитетов полномочия, которые те полномочия, которые наиболее коррупционгенны и которые в наибольшей степени связаны с экономическими интересами: распоряжение неразграниченными земельными участками и территориальное планирование землепользования и застройки – «те полномочия, которые субъекты считают для себя наиболее вкусными и интересными».
Наконец, еще одна, пожалуй, самая больная тема для всех муниципальных образований – бюджетная обеспеченность. Эмиль Маркварт заявил, что по результатам анализа ситуации, стало понятно, что законодательно закрепленных за органами МСУ доходов явно недостаточно, и до 98% муниципальных образований являются дотационными. «Существующая система финансового выравнивания, сложившаяся в бюджетном кодексе и на практике, отбивает всякий стимул к развитию муниципального образования – интереса развивать территории и наращивать доходную базу – у муниципальных образований нет», - резюмировал эксперт.
Как заметил руководитель проектов КГИ Андрей Максимов, в апреле этого года, с принятием очередных поправок в законодательство о местном самоуправлении, началась нова эпоха системы МСУ. «Это совершенно новая точка отчета, - отметил эксперт. – Мы можем отслеживать развитие МСУ заново, как мы это делали с 2003 года, когда был принят 131-й федеральный закон».