Процесс реформирования законодательства о выборах, инициированный ЦИК России после выборов в Госдуму и одобренный в декабре прошлого года президентом России, выходит на новую стадию. Поправки в избирательное законодательство в четверг обсудят члены рабочей группы под руководством первого заместителя главы Администрации президента (АП) Сергея Кириенко. Это заседание будет стартовым: на нем планируется обсудить общие подходы и сроки проработки изменений. Подробности – в материале «ФедералПресс».
О чем спорить будут
Первое заседание рабочей группы по подготовке поправок в избирательное законодательство, по информации «ФедералПресс», состоится в четверг 22 июня в Администрации президента. Источники агентства, близкие к АП, говорят, что пока работа будет вестись в закрытом режиме, без средств массовой информации. О составе группы тоже предпочитают не распространяться. Можно лишь сказать, что в нее, помимо куратора внутренней политики АП Сергея Кириенко и главы ЦИКа Эллы Памфиловой, вошли действующие и бывшие депутаты Госдумы, сенаторы, представители политических партий и экспертного сообщества.
Сбором поправок с осени прошлого года занимался Центризбирком. А накануне, как писал «ФедералПресс», свои предложения по изменению правил игры на выборах озвучили и члены комитета по политтехнологиям РАСО.
В целом, пакет поправок довольно внушительный. Речь идет о том, чтобы при выдвижении на выборные должности кандидаты могли воспользоваться как процедурой сбора подписей, так и внесением залога. Предлагается также изменить систему формирования избирательных фондов, так как этот процесс на сегодня необоснованно сложный. Есть предложения по либерализации требований к предвыборной агитации, в том числе в части запрета на использование изображений других лиц.
Особый пункт – судьба муниципального фильтра на губернаторских выборах. В данном случае предложения звучат разные – от упрощения этой процедуры до полной ее отмены. Сторонники обеих позиций соглашаются с тем, что на сегодня муниципальный фильтр полностью находится под контролем одной партии – «Единой России», что не устраивает даже ее. Одним из механизмов либерализации законодательства в этой части может стать введение возможности электронного голосования муниципальных депутатов и отмена ограничений по голосованию за разных кандидатов.
В планах также – дополнительное упрощение сбора и проверки подписей за выдвижение кандидатов. Этот процесс должен стать более прозрачным и менее бюрократизированным.
Среди наиболее значимых для рядовых избирателей тем можно выделить, пожалуй, такие, как возвращение прямых выборов мэров городов и второго единого дня голосования.
Обсуждается также вопрос создания при Центризбиркоме третейского суда, формирования избирательных комиссий через конкурсные процедуры, разработки механизма мотивации и защиты сотрудников избиркомов, а также усиления контроля в день голосования.
В целом, по словам собеседника «ФедералПресс», у ЦИКа, как и у кремлевской администрации, есть желание упростить законодательство, сделать его максимально понятным для граждан страны.
Каких изменений ждать
Говорить о том, какие из внесенных предложений будут одобрены рабочей группой и войдут впоследствии в законопроект, преждевременно. Вместе с тем, эксперты оценили перспективы тех или иных поправок и их влияние на избирательный процесс.
Прежде всего, речь о муниципальном фильтре. По мнению политолога Аббаса Галлямова, его «надо полностью отменять». «Все остальное – полумеры, которые не сумеют создать искомого ощущения того, что власть реально делает политическую систему открытой и доступной, – полагает эксперт. – Хотя, конечно, и демократизация принципов формирования комиссий, и смягчение требований к подписям – все это тоже важно».
Галлямов считает, что, в целом, все поправки необходимо объединить и принять уже в осеннюю сессию, до президентских выборов. «Тогда будет кумулятивный эффект», – отметил политолог.
Глава Экспертно-констультационной группы при председателе ЦИК Андрей Бузин в разговоре с журналистом «ФедералПресс» также заявил, что выступает за отмену муниципального фильтра. «Он противоречит принципу прямых выборов, – отметил Бузин. – Но на отмену власть не пойдет. Принципиальным изменением может быть только разрешение депутатам и главам администраций подписываться не за одного, а за нескольких кандидатов. Допускаю и полупринципиальное изменение – возможность отзывать подписи (поставил за одного, а потом передумал). На это в АП могут пойти, потому что прецеденты, когда муниципальные депутаты ставили подписи, за кого не хотели, уже были (типичный пример – выборы мэра Москвы в 2013 году)».
Андрей Бузин не допускает, что власти согласятся на возвращение второго единого дня голосования, так как это «повысит конкуренцию, размоет возможности использования административного ресурса». А вот перенести единый день с сентября – вполне возможно, полагает эксперт.
Он также сообщил, что на заседаниях Экспертно-консультационной группы при председателе ЦИК речь шла об отмене открепительных удостоверений, повсеместном введении видеонаблюдения в день голосования на президентских выборах, порядке приема протоколов о результатах голосования от участковых комиссий и ряде других вопросов. Однако что конкретно вошло в итоговый список предложений, внесенных на обсуждение рабочей группы при АП, Андрею Бузину не известно. «Упростить законодательство возможно, но это большая работа, которая будет сделана только в случае, если будет принято принципиальное решение, – считает Бузин. – Это повлечет принципиальное изменение законодательства, которое сейчас у нас не только громоздкое, но еще и бессистемное. Как только его начнут менять, совершенствовать структуру, придется вносить принципиальные вещи, а на это администрация может не пойти».
По словам директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, сегодняшняя «либерализация избирательного законодательства идет на фоне отхода от самих принципов выборной системы». В первую очередь, новые нормы коснутся выборов депутатов, и здесь важно, чтобы «выдвижение кандидатов не превратилось в технологичный способ зачистки неугодных». «Было бы уместно вернуться старую систему «залогов», вместо сбора подписей, дабы отфильтровать «городских сумасшедших» с одной стороны, но не превращать сбор подписей в челлендж для остальных реальных кандидатов. Стоит либерализовать нормы по АПМ, связанные с оплатой агитационных материалов их регистрацией и т.д.», – отметил Гращенков.
Кроме того, политолог считает, что «нужно также поработать и с главным врагом оппозиции – избирательными комиссиями». «Сделать вбросы, переписки протоколов и прочие махинации невозможными. Для этого нужны законы, обеспечивающие прозрачное функционирование комиссий, не дающие им возможности безнаказанно осуществлять любые фальсификации», – сказал Илья Гращенков.
Со своими предложениями об изменении избирательного законодательства выступал и заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский. Только спустя четыре года, одно из них, касающееся удаления наблюдателей и членов УИК с избирательных участков, было частично реализовано в недавних поправках: председатели УИКов теперь не могут принимать решение, удалять с участков наблюдателей и членов комиссий можно будет только по решению суда. Шаблинский также сообщил «ФедералПресс», что он выступает за возвращение института избирательных блоков, а также поддерживает озвученные и другими специалистами предложения об отмене муниципального фильтра на губернаторских выборах и возвращении залога.
Основатель Baikal Communications Group Эдуард Войтенко отметил, что «любые изменения, инициируемые «сверху» в отношении избирательного законодательства, служат одной цели: повышению легитимности выборов президента». «Если прогнозируется победа, то она должна быть «чистой», – отметил эксперт.
В свою очередь, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков считает, что важным сегодня становится вопрос, «в чью пользу могут вноситься новые поправки». «Думская оппозиция будет добиваться, чтобы имеющиеся у нее определенные привилегии не размывались в пользу непарламентских партий и самовыдвиженцев. В этом аспекте у парламентской четверки вряд ли будут поводы для опасений, – отметил политолог. – Смягчение отдельных норм, затрагивающих непарламентские партии и самовыдвиженцев, правда, уже имело место. Но, в целом, слишком серьезных послаблений кандидатам на выборах всех уровней, не связанных с парламентскими силами, скорее всего, ждать не стоит».
По словам Михаила Нейжмакова, несмотря на то, что на власти «публично оказывается серьезное давление в пользу переноса единого дня голосования» и за отмену или хотя бы смягчение муниципального фильтра, перспективы, что это произойдет, «довольно туманны». «Элла Памфилова, например, еще в сентябре 2016 года высказалась за перенос единого дня голосования на конец сентября – начало октября, но с тех пор шагов в этом отношении не произошло. Впрочем, снижение явки действительно связано не столько с датами проведения голосования, сколько с падением интереса к выборам», – отметил эксперт.
Четверть века на пути к совершенству
Процесс комплексного совершенствования избирательного законодательства в России оказался довольно длительным. Первые шаги были сделаны в 1994 году, когда при ЦИКе была образована рабочая группа с участием представителей Центризибркома, правительства и научного сообщества. Тогда, по сути, и появились базовые законы о выборах, которые впоследствии только претерпевали изменения: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы» и «О выборах президента РФ».
Развитие избирательная система современной России получила в 1996 году, когда новую рабочую группу возглавил на тот момент секретарь ЦИК Александр Вешняков. Основным результатом деятельности этого органа стал «рамочный» закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В 2000 году тот же Вешняков, но уже в ранге главы Центризбиркома, возглавил новую рабочую группу, которая пересмотрела действующие федеральные законы о выборах, принятые в 1994 году.
Пожалуй, последняя представительная рабочая группа была создана в 2004 году, после чего от этой практики отошли, в итоге, избирательное законодательство менялось фактически без комплексной проработки, исходя из существовавших на тот момент реалий.
Фото – Сергей Пятаков, РИА Новости