Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Смыслы недели: цифровое будущее по Путину, тагильская «борзота» и странности приговора по делу Немцова

Экспертиза знаковых событий недели с Андреем Богдановым, Виталием Ивановым, Екатериной Курбангалеевой, Дмитрием Орловым и Алексеем Чадаевым

«ФедералПресс» продолжает информационно-аналитическую программу «Смыслы недели». На текущей неделе самыми знаковыми событиями стали посещение Путиным выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, «разбор полетов» и «вызов доктора» к «оборзевшему» собственнику завода-банкрота в Нижнем Тагиле, а также приговор по делу об убийстве Бориса Немцова. Для «ФедералПресс» детально разбирались в этих событиях ведущие политологи России.

Уральская «умная ВДНХ» вызвала искренний интерес Путина

Заметно воспылавший интересом ко всему цифровому и технически продвинутому Владимир Путин посетил Международную промышленную выставку «Иннопром-2017», где ознакомился с разработками и образцами хай-тек-продукции, представленными на стендах Свердловской области, Минпрома РФ, Национальной технологической инициативы, российских компаний и компаний страны-партнера «Иннопрома» Японии. В целом выставка была представлена стендами 640 индустриальных компаний из 20 стран, включая ведущие страны Евросоюза.

Внимание главы государства привлекли, в частности информационно-аналитическая диспетчерская система компании «Уральские локомотивы», которая дистанционно отслеживает состояние и уровень безопасности в поездах, а также система управления производственным процессом. Данная система производит цифровое моделирование деталей, конечных изделий и законченных производственных процессов, а также их цифровую сборку и проведение испытаний. Владимира Путина заинтересовали и изобретения талантливых детей. На стенде Уральского образовательного центра «Золотое сечение» ему понравились роботы, сконструированные юными уральцами. Посещения президента удостоились стенды с новейшими медицинскими разработками с использованием дронов и нейротехнологий, беспилотный автомобиль, «умные города» и «умные электростанции»и еще много чего. В целом дух выставки был в тренде «умных технологий», что отсылает нас к открытой президентом РФ дискуссии о «цифровой экономике». Кстати, на реализацию программы «Цифровая экономика» планируется потратить около 100 миллиардов рублей, причем значительная часть этих средств заложена в федеральный бюджет.

 

Комментирует директор Института политики и государственного права Виталий Иванов:

«Очень хорошо, что президент оказывает повышенное внимание новейшим отечественным и иностранным достижениям и технологиям. Для развития общепринятой экономики и «цифровой экономики» важно двигаться вперед. Хотя уже высказываются некие опасения, что под шумок модной темы кто-то чего-то там якобы «напилит». Однако если ничего не делать и денег никуда не давать, то никаких позитивных изменений не будет ни в хозяйственной сфере, ни в социальной. Если говорить про коррупцию в целом, то на мой взгляд, это неизбежное зло, которое сопутствует многим экономическим процессам. Однако борьба с ней не должна выливаться в серьезное торможение нашего экономического развития».

 

Комментирует генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов:

«Своим посещением Владимир Путин подчеркнул значимость этого форума. Формат посещения выставки, осмотр стендов с инновационной продукцией, общение с представителями различных компаний демонстрировали несомненный интерес президента ко всем тем отраслям, которые продвигают нашу страну в технологическом плане вперед. Этим Владимир Путин подтвердил однозначный акцент на необходимости всестороннего развития цифровой экономики и сопутствующих технологий».

 

Комментирует директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев:

«Сейчас страна сама у себя крадет не только 100 млрд рублей, отпущенных на оцифровку экономики, но и время, делая ставку на оцифровку нынешней, оффлайновой госмашины, работающей на тех принципах, которые заложили в нее еще Сталин, Берия и прочие ее архитекторы. Необходимо с самого начала думать об архитектуре следующего поколения, где цифра уже находится в числе инструментов изначально. Воспроизводить в цифре работу бумажного офиса – это глупость и лишняя трата ресурсов. Оцифровывать надо не атрибуты и инструменты, а сами процессы. Нет никакого смысла оцифровывать систему выдачи водительских удостоверений, заменив на записи в распределенных реестрах. Нет никакого смысла оцифровывать нынешнюю отчетность школ и учителей, если можно заменить ее системой мониторинга с помощью средств объективного контроля. Нет никакого смысла оцифровывать кадастры, если можно с самого начала сделать геоинформационную систему с соответствующими атрибутами для видимых со спутника участков. Ряд таких примеров можно долго продолжать. Огромная ошибка заключена в том, что переход на цифру живет в одной из ведомственных реальностей, а реформа госаппарата – совсем в другой, вовсе даже с первой не пересекающейся. И эта ошибка может стоить стране невосполнимой потери темпа».

Откуда «борзота» такая

Воскресная встреча Владимира Путина с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым опять вызвала дискуссию о ручном управлении многих процессов лично президентом даже в тех ситуациях, где свои функции должна отрабатывать госмашина. Глава государства передал главе региона обращения граждан, поступившие на «прямую линию». «Хочу, чтобы вы лично этим позанимались. Некоторые заявители пишут такие вещи, которые, прямо скажем, не могут не вызывать удивления», – заявил президент.

Удивившее Путина обращение исходило от работников Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий. Они привели в своей жалобе слова директора данного предприятия, который якобы заявил, что пока президент РФ к нему лично не обратится, заплату никто не получит.

На сей раз поручение «прислать доктора» прозвучало следующим образом: «Надо понять, если это так, то откуда такая борзота, такое хамство по отношению к людям. И вы сами на это посмотрите. Но, думаю, что, может быть, этого будет недостаточно. Я еще попрошу не местную, а именно Генеральную прокуратуру, чтобы разобрались. Может быть, этого и нет, я не знаю. Но нужно понять, что там реально происходит».

После этих слов внешне неповоротливые шестеренки госмашины завертелись с удивительной быстротой. Куйвашев дал обещание разобраться и немедленно распорядился найти директора предприятия, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин дал поручение проверить ход расследования уголовного дела о невыплате зарплат нижнетагильским рабочим, Генпрокуратура также бросилась исполнять поручение Путина и арестовала все активы предприятия во избежание их вывода «на сторону». Тут же нашлись деньги на зарплату людям, и был отстранен от должности руководитель Следственного комитета по Свердловской области – орагнизации, которая, к слову, никогда не переставала бороться с неплательщиками зарплат. То есть госмашина в этом конкретном случае отработала, как говорится, «на пятерку». При том, что суммарная задолженность по заработной плате в России на 1 июня 2017 года по данным Росстат составила 3,331 млрд рублей. И президента на всех нерадивых руководителей предприятий не напасешься.

 

Комментирует руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов:

«Наше государство в части переустройства экономики и систем управления достаточно молодое, и обязательно придет момент, когда бюрократический аппарат сам начнет решать такого рода проблемы без получения «втыка» и указаний от президента. Пока ручное управление необходимо во многих ситуациях, ведь свердловский губернатор не первый в этом ряду. Наглядно ручное управление выглядело в Пикалеве, когда президент разрешал конфликт на предприятии Дерипаски. Возможно, будут и еще подобные случаи, но государственная машина извлекает уроки и хорошо обучается».

 

Комментирует член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева:

«Борзота» на одном из нижнетагильских предприятий, неработающие очистные сооружения в Ирбите, ремонт фасадов домов Екатеринбурга, находящихся на маршруте чемпионата мира по футболу, за счет жильцов, перевод муниципальной собственности в частную... Тон президента России был не самым приятным для губернатора Свердловской области. В особенности, когда было процитировано, что «так плохо, как сейчас, не было никогда». С «борзотой» разобрались быстро, во всяком случае - доложили.

Это все пока ручное управление, но подход становится несколько шире: президент уже не в первый раз во время встреч с губернатором вручает перечень проблем и обращений, выявленных и поступивших на «прямую линию». И, мне кажется, такая практика применяется впервые, когда все жалобы не теряются в недрах чиновничьих кабинетов, а обобщаются и передаются руководителю региона. Это новый и любопытный подход. Таким образом исчезает эффект «счастливого лотерейного билетика», который вытянул один из сотни тысяч «достучавшихся до Небес». Однако с точки зрения управления процессами не менее значимо было бы понимать сроки решения переданного перечня проблем, за кем закреплен контроль исполнения, какова «обратная связь» и каковы санкции в случае неисполнения».

 

Комментирует генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов:

«Эпизод с «борзотой» был не случаен. Проблема задержек зарплаты, особенно когда экономическая ситуация на том или ином предприятии проблемная или даже близка к банкротству – это довольно типичная ситуация. Речь здесь идет не о «ручном управлении», а о том, что Путин хотел послать сигнал другим руководителям компаний, находящихся в финансовом плане в аналогичной ситуации. чтобы задержек зарплаты не было и права работников соблюдались. Партия «Единая Россия» также заняла в этом вопросе жесткую позицию, и можно говорить о консолидированной публичной позиции власти. Разумеется, это был и сигнал врио губернатора Куйвашеву, что президент считает его административные возможности недостаточными. Привлекая Генеральную прокуратуру Путин показал, что не склонен доверять в этом вопросе региональной власти. Этот сигнал и о том, чтобы в дальнейшем региональные власти самостоятельно и оперативно реагировали на подобные проблемы. Не думаю, что в данном случае речь президента как-то серьезно скажется на предвыборном рейтинге Куйвашева, но то, что у части местных элит появилась настороженность, это безусловно. Очевидно, что выданный ранее мандат на пост врио губернатора не является карт-бланшем».

В убийстве нашли корысть, а религия не при чем

Следственный комитет России исключил религиозный мотив убийства Немцова. Все дело, по мнению следствия, в корыстных мотивах. Исполнители получили немалые сроки, при том что оппозиция требовала куда большей крови. Так, по мнению оппозиционного политика Ильи Яшина, важно, что ключевые исполнители понесли наказание. Хотя он лично сомневался, что посадят хоть кого-то. Но удовлетворения Яшин не испытывает, «пока заказчики этого преступления остаются на свободе».

Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал приговор «странным», так как, по его мнению, доказательства вины подсудимых являются сомнительными. В свою очередь, ряд известных адвокатов отказались комментировать «ФедералПресс» приговор по данном делу, заявив, что вокруг убийства Немцова слишком много политики, а проведенный уголовный процесс серьезных нареканий не вызвал.

 

Комментирует руководитель Центра социальных технологий Андрей Богданов:

«Думаю, что «болотную» часть оппозиции никакой приговор не устроит и они и дальше мутить вокруг этого дела и «требовать крови». Из любого повода они высасывают все что только можно, обвиняя во всем «кровавый режим». Я тоже исключаю «религиозный след» в этом деле, но мне кажется странным игнорирование фактов «женского следа». Речь о той самой даме, которая была рядом с Немцовым в момент убийства. На мой взгляд реальных версий две: это деньги или женщина, с приоритетом по французской поговорке: «Ищите женщину». В Телеграм-канале появилось фото этой дамы в обществе заказчика преступления, которого назвало следствие и который сейчас где-то скрывается. Мне кажется, что таких случайных совпадений не бывает».

 

Комментирует директор Института политики и государственного права Виталий Иванов:

«Часто спрашивают – чего в этом деле больше – уголовщины или политики? Всегда когда убивают политиков, даже без учета каких-либо неполитических обстоятельств, в уголовном деле ищут политику. Если человек занимался политикой, то логично предположить, что и умер он именно за нее. Любое нераскрытое или недораскрытое убийство политика или какого-либо известного лица провоцирует публику определенного сорта на самостоятельное расследование. В подобных ситуациях нет ничего нового. К примеру, до сих пор некие граждане расследуют убийство Кеннеди».

Фото: inniprom.com

Сюжет по этой теме
1 октября 2021, 13:30

Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.