В Челябинской области завершился прием документов от потенциальных кандидатов на участие в муниципальных выборах, которые состоятся в регионе в Единый день голосования, 10 сентября. Предоставленные будущими политиками справки еще проверяются, но уже сейчас они могут начать агитацию. Эти выборы станут своего рода «репетицией» президентских. Какими они будут и готовы ли избирательные комиссии работать по новым правилам? Как облизбирком собирается отражать натиск политических партий – любителей заваливать ведомство жалобами, и местных властей, которые пытаются влиять на сотрудников комиссий? На эти и другие вопросы «ФедералПресс» ответил председатель избирательной комиссии Челябинской области Сергей Обертас.
Выборное законодательство в этом году претерпело серию кардинальных преобразований. Это и отмена открепительных удостоверений, и введение QR-кодирования протоколов голосования, и многие другие. Какие из новшеств будут применяться уже на ближайших, муниципальных выборах?
Большинство поправок будет распространяться на правоотношения, которые будут возникать при организации выборов президента. Сейчас проходят дополнительные, муниципальные выборы, на которых действуют прежние правила. Открепительных удостоверений нет, потому что это даже не областные выборы. Зато в режиме тестирования начнем применять технология изготовления и применения протоколов с использованием машиночитаемого QR-кода (англ. quick response — быстрый отклик). У нас в этот раз 140 участков, на которых будут производиться выборы, где распределятся 139 мандатов. Повсеместно будет применяться эта современная технология кодирования протоколов участковых избирательных комиссий. На территории Российской Федерации в реализации выборного законодательства это является новинкой. Совершенно точно мы будем эту систему применять на выборах президента в марте 2018 года, и сейчас должна пройти процедура отладки программного обеспечения.
В QR-коде будут зашифрованы все данные, к примеру, с первой по пятнадцатую строки обычного протокола. Что нужно для этого нужно? В каждой участковой избирательной комиссии должен быть любой, пусть даже старый, компьютер и принтер. Причем это стало серьезным рывком последнего месяца: если раньше система QR-кодирования работала только на пакете офисных программ (тот же Word, Excel), то теперь офиса не нужно, использоваться может любой Windows, и индивидуальная флешка. Наши партнеры в ЦИК нашли подрядчика, который поставит это оборудование во все комиссии.
Вот мы приходим на участок, где есть компьютер и принтер, флешку вставляем и работаем. За день до начала работы участковых комиссий (а они открываются за 10 дней до выборов) мы проведем тестовую проверку, как было в 2010 году, когда была новация – комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые тоже заранее проверялись, потому что это техника и мало ли как она себя поведет.
В течение августа мы будем обучать как минимум двоих человек из состава каждой комиссии технологии работы в новой системе. Мы проведем лекторий, покажем, как все работает, они сдадут тесты, возможно, необходимо будет сертификацию ввести. И после этого люди смогут работать с новыми документами.
Как новая система будет работать непосредственно в день выборов?
Все наблюдатели и те, кто имеют право быть на участке, могут всю эту работу видеть, поскольку она будет открытая. Вот идет стандартная процедура подсчета голосов. Говорят: количество избирателей уточненное – 375, к примеру. Все произносится вслух. Эти данные по старинке вносятся в увеличенную форму, которая висит на стене, и это все делается публично. После этого оператор данных в эту же строчку вбивает 375 и переходит на следующую строчку, вновь объявляет и вводит.
Плюсы такой программы – это ускоренный ввод данных, а также исключение ошибок, поскольку все работы ведутся в таблицах, где используются контрольные, логические и математические формулы. Как раньше было? Мы раздавали в комиссии определенные соотношения, с помощью которых проверяли, правильно ли составлен протокол. Сейчас этого делать будет не нужно. Изначально в электронном протоколе есть красные поля, которые говорят о том, что система готова к использованию. Далее, если все цифры вносятся правильно и соответствуют контрольным, логическим и математическим соотношениям, красные поля становятся зелеными. После ввода последней цифры, если все поля зеленые, программа выдает кнопку «Печатать», и из принтера «выезжает» протокол, в котором закодирована вся информация. Ее можно сканировать телефоном и получить информацию о содержании протокола. И еще. Если раньше в протоколах писали цифры их значения словами в скобках, то теперь это выполняется автоматически. Это экономия времени и точность.
После всего этого протокол будет распечатываться, с него делаться копии и раздаваться всем участникам выборов, которые имеют право на их получение. Далее председатель участковой комиссии собирает все документы, сам протокол, и едет в ТИК. Здесь происходит новый этап магии. Территориальная комиссия обслуживает определенное количество участков – до 80 или 90. То есть до 90 человек могут приехать в помещение администрации, где расположена территориальная избирательная комиссия, примерно одновременно. Все они выстраиваются в очередь, уставшие, поскольку это уже ночь. Люди сидят и просто ждут, появляется сонливость, потеря концентрации. Раньше все данные вводились вручную, а до этого проверялись группой контроля. Так вот новый протокол проверять горазд проще, потому что все вбито, понятно, все цифры бьются.
Потом протокол отдают системному администратору, который выступает оператором ввода данных. В каждом ТИКе есть многофункциональные устройства, которые сертифицированы и проверены. Системный администратор этот протокол кладет, наживает кнопку «сканировать», за секунду это оказывается на мониторе компьютера и заводится в ГАС выборы. А раньше надо было каждую цифру вручную вбивать.
На этом этапе могут быть выявлены ошибки?
Неточностей быть не должно, но гипотетически можно предположить, что работа техники выходит из-под контроля. На всякий случай, если что-то не срабатывает на уровне участковой или территориальной комиссии, у нас остается старый дедушкин способ – ручной ввод, как резервный вариант. Сейчас разработчики программы в Москве продолжают ее оттачивать, устранять замечания. В целом мы эту технологию именно сейчас должны обкатать, чтобы быть готовыми к выборам президента.
Вы успеете всех сотрудников, которые должны быть обучены, подготовить к проведению выборов по новым правилам?
Мы будем этим активно заниматься в августе – график обучения есть. Мы проведем занятия для представителей ТИКов, те – для членов участковых избирательных комиссий. Так как выборы небольшие, мы планируем все сделать в Челябинске, а уже к марту – на местах. Представьте масштаб: у нас сейчас 140 избирательных комиссий, в каждой по 2 человека обучаются, плюс председатели и их замы. А в марте будет 2300 комиссий, то есть 10 тысяч человек. В больших группах сложные технические вещи объяснять нельзя, максимум по 20 человек. В итоге нам надо будет провести не менее 500 мероприятий. Еще мы должны эту информацию донести до наблюдателей, которых тоже немало.
А чем занимаются комиссии непосредственно сейчас?
Завершился прием документов, кроме Пласта, где выдвижение продлится до 28 июля. На текущий момент выдвинуто 564 кандидата, из которых 330 – от политических партий, остальные – самовыдвиженцы. Двое уже отказались от притязаний и забрали документы. Причины нам не объясняют. Политическая принадлежность выдвиженцев: «Единая Россия» – 133 человека, ЛДПР – 122, КПРФ – 26, «Справедливая Россия» – 43, «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» – 6 человек. Всего будет замещено 139 мандатов, то есть в среднем по 4 человека «на место», и это серьезная конкуренция.
10 сентября состоятся одни выборы главы Полоцкого сельского поселения Кизильского района, будет замещено 139 мандатов депутатов, из которых 61 – на основных выборах депутатов в пяти муниципальных образованиях, где обновится весь состав, а это от 10 до 15 человек в связи с истечением срока их полномочий. В 55-ти муниципальных образованиях будут замещены по одному-два мандата – всего 78. Их предшественники либо сами сложили полномочия, или лишились статуса в основном за отказ предоставлять декларации о доходах.
С 17 по 28 июля избирательные комиссии проводят проверку документов и принимают решения о регистрации кандидатов. Поводом для отказа могут послужить, к примеру, ситуация, если человек не указал судимость, пусть даже погашенную. В этот раз уже чуть менее 30 человек оказались судимы, то есть в их отношении были обвинительные приговоры. Это же депутат, и он должен предоставлять максимально достоверную информацию о себе. Он будет проверяться через налоговую систему, через службы регистрации недвижимости, МВД и т. д. И самое главное – он должен быть гражданином РФ. Тем не менее, уже с момента выдвижения все граждане имеют право открыть счет и вести агитацию. Но только агитация в СМИ возможна с 12 августа по 8 сентября.
Вернемся к техническим аспектам проведения муниципальных выборов-2017. Веб-камеры будут использоваться на участках для голосования?
Нет. Сейчас будут муниципальные выборы. По закону, областная избирательная комиссия ответственности за них не несет. Мы должны им помочь только организационно и методологически. Денежные средства берутся из бюджета муниципалитета. Депутаты, которые сложили свои полномочия (из-чего и возникла необходимость проведения дополнительных выборов), создали такие ситуации, которых при формировании бюджета некоторые главы не предполагали. Теперь властям надо найти финансы и передать в комиссии. А сейчас ситуация экономическая непростая, и на камеры денег нет. Мы им свои камеры предоставить не можем, потому что не являемся участниками выборов. При этом представителям СМИ и наблюдателям можно будет вести видеосъемку.
Но на мартовских выборах камеры уже будут работать везде?
Порядка 80-85 участков на уровне от областного до районного центра, где есть интернет, будет оснащать центральная избирательная комиссия за счет федеральных денежных средств, которые заложены на президентскую выборную компанию. Будет выбран подрядчик путем конкурсных процедур, который поставит камеры не только в помещениях УИКов, но и в помещения территориальных избирательных комиссий – и это тоже новаторство. Причем камеры будут стоять и в кабинете, где будет работать системный администратор, который будет работать в системе ГАС выборы. Будет видно, какие человек вводит данные, когда к нему приезжает председатель комиссии с протоколом с QR-кодом.
Ситуации, аналогичные той, что произошла с главой ТИКа Верхнеуральского района, которая жаловалась на давление со стороны главы местной администрации, больше не повторялись? И чем закончилась эта история? Какую помощь вы можете оказать членам избирательных комиссий для их защиты от властей?
Главы наши не в космосе живут, все читали новости и знают, что подобные действия недопустимы. Сейчас в 28 муниципальных образованиях идут выборы, и ни одного сигнала о попытках вмешательства от избирательных комиссий нет. Этот случай с Гулей Сайфутдиновой позволил нам ситуацию взять под более жесткий контроль и внимательно отслеживать. До всех сотрудников доведено, что необходимо сразу обращаться к нам, в облизбирком. Ну и мы здесь такую активность проявили. Буквально вчера получили ответ из следственного комитета, что оснований для возбуждения уголовного дела по признакам угрозы жизни нет. На наши обращения отреагировали и прокуратура, и МВД, и ФСБ. Работа была проведена серьезная.
Будете ли вы инициировать заключение соглашения о честных выборах между политическими партиями? И как вы оцениваете эффективность таких договоренностей?
Такое соглашение уже подписано, а инициатором выступала Общественная палата Челябинской области. Присутствовали представители порядка 10 политических партий. Я выступал в качестве эксперта, говорил в конце напутственные слова. Это юридический документ, меморандум, и я попросил относиться к нему серьезно, чтобы это не была «филькина грамота». Мы, в свою очередь, гарантируем честную и беспристрастную процедуру по отношению ко всем участникам.
Тем не менее, жалоб кандидатов друг на друга во время и после выборов бывает немало, и они не всегда обоснованы и подкреплены доказательствами. Какие вы видите меры защиты от таких поступков?
Гипотетически, люди могут преследовать разные интересы, идя на выборы. Некоторые имеют цель «потренировать» избирательную систему, стать шантажистом, и могут реализовать свое право. Мы являемся заложниками закона, и обязаны в определенный период времени на каждое заявление реагировать, если оно в нашей компетенции, или передавать его в правоохранительные органы. Бывает, что, действительно, идет честная борьба, и один кандидат заметил ошибку другого и зафиксировал, обратился в избирательную комиссию, и мы провели проверку, обратились в правоохранительные органы, чтобы они пресекли попытку нарушения закона. Выборная борьба бескомпромиссна и в этом отношении ценна. Поэтому мандат наделяется высшей ценностью. Иногда это борьба не только идей, но и юристов. Но человек может иметь целью и самопиар, и завалить нас своими жалобами. Мы должны с этим справляться, давать ответы, хотя тогда возникает аврал. Это отнимает наше время и силы, конечно, хотя и есть специальные рабочие группы.
Чуть более полугода вы возглавляете областную избирательную комиссию, а до этого имели аналогичный опыт работы в Магнитогорске. Что вы считаете своими достижениями за этот период, а над чем еще надо поработать?
Это такая же важная работа, как, например, столяра или дворника. Работа сложная, уровень ответственности высокий. Год от года задачи становятся все сложнее, и это меня подталкивает к развитию. Я ответственности не боюсь. Конечно, эта должность для меня большой вызов, и я считаю, что правильно принял решение. Цели сугубо гуманистические: мы должны сделать избирательную систему максимально прочной и понятной. Хозяйство хлопотное, и пирамида непростая: ЦИК один, нас у ЦИКа 85, у нас в регионе 51 ТИК, и почти 2300 участковых избирательных комиссий. С точки зрения менеджмента это очень непросто. Но интересно! Что станет мерилом эффективности моей работы? Меньшее количество обоснованных жалоб, хотя они всегда будут, и мы должны быть готовы с ними профессионально работать.