Экспертный канал «ФедералПресс» продолжает традиционный предвыборный проект «Карта выборов», из которого можно узнать о персоналиях, союзах и коалициях, ресурсах и агитационных новинках и ознакомиться с последними сводками с фронта борьбы за электорат. В этом выпуске мы расскажем, кто из кандидатов крадет идеи соперников и почему они предпочитают хранить программы в тайне. Приятного чтения!
В Бурятии сегодня мало кто сомневается в том, кто является основными претендентами на пост главы республики. На предстоящих в сентябре выборах бывшему заместителю министра транспорта России Алексею Цыденову, назначенному 7 февраля врио главы республики будет противостоять сенатор Вячеслав Мархаев. Ранее представитель КПРФ наверняка рассчитывал на то, что ему будет не так сложно противостоять экс-главе республике Вячеславу Наговицыну, но теперь ему противостоят два спойлера, а также врио главы республики, который пытается заручиться поддержкой местных элит и избирателей. Впрочем, сенатор от Иркутской области имеет все шансы не быть зарегистрированным из-за наличия сдвоенных подписей, полученных от муниципалов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Сенатор Вячеслав Мархаев один из самых узнаваемых претендентов на пост главы Бурятии. Он пользуется доверием у значительной части избирателей, особенно – в столице республики», – так говорил еще в феврале шеф-редактор сайта «Новая Бурятия Аркадий Зарубин, ныне радикально сменивший работу, став помощником зампреда правительства Бурятии.
До 7 февраля, когда Вячеслав Наговицын подал в отставку с поста главы республики, многим казалось, что путь бурятских коммунистов к креслу руководителя республики будет довольно прост. У всех на памяти был пример соседней Иркутской области, где в сентябре 2015 года на губернаторских выборах победил представитель КПРФ Сергей Левченко. Поэтому казалось, что в более депрессивной Бурятии победа представителя оппозиции казалось делом решенным.
Бурятские коммунисты сразу восприняли смену главы республики как свидетельство признания того, что партия «Единая Россия» не видит в Вячеславе Наговицыне серьезного претендента, способного противостоять коммунистам. Бывший глава республики не случайно еще год назад обращался к президенту Росси с предложением провести досрочные выборы главы Бурятии, но тогда глава государства решил не форсировать дела в республике. За последний год волна критики в отношении Вячеслава Наговицына (не всегда оправданная) только нарастала, и казалось, что все бурятские элиты уже настроились на то, что новым руководителем Бурятии будет коммунист.
Впрочем, политологи всегда оценивали планы бурятских коммунистов как шапкозакидательские, отмечая, что КПРФ явно находится в неоправданной эйфории. «Шансы бурятских коммунистов повторить «иркутский сценарий» маловероятны, – отмечал «ФедералПресс» директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов.
Теперь шансы Вячеслава Мархаева выглядят не такими безоговорочными. Во-первых, раскручивается кампания, где про главу бурятских коммунистов говорят исключительно как о сенаторе от Иркутской области, а также о том, что он не очень представляет ситуацию в республике. А главное у первого секретаря республиканского комитета КПРФ имеются все шансы не пройти муниципальный фильтр, хотя изначально иркутский сенатор заявлял, что никакой угрозы прохождения муниципального фильтра не существует. Вячеслав Мархаев уже признал наличие у него четырех «сдвоенных подписей», сделав упор на то, что существующая система выдвижения кандидатов несовершенна. «В ходе идущей избирательной кампании мы столкнулись с циничным по своей форме запретительным механизмом, не позволяющим проводить в регионах открытые и свободные выборы главы, не допускающим ни малейшей политической конкуренции, – отметил на днях Вячеслав Мархаев в свое заявлении. – Пять лет назад умышленно созданная система – т.н. муниципальный фильтр, который был задуман для отсева идущих во власть случайных людей – на самом деле стал способом отсечения всех народных кандидатов, не согласованных администрациями».
Кроме того, лидеру республиканского КПРФ предстоит столкнуться с появлением спойлеров, первым из которых будет представитель «Коммунистов России» Бато Багдаев. «Скандальный телеведущий», а именно так его именуют местные СМИ, изрядно удивил в мае когда заявил о претензиях на кресло главы Бурятии. Правда, остается ощущение, что Багдаеву было изначально все равно, от кого выдвигаться. «У нас в «Яблоке» не могут определиться с кандидатом от партии на пост главы Бурятии, – говорил он журналистам еще в апреле. – Наверно, я пойду!
«Похоже, что именно из-за попытки отстранить Мархаева в игру включился кандидат от партии-спойлера «Коммунисты России» Бато , – заявил «ФедералПресс» директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. – Есть сведения, что в некоторых районах депутатам дали команду, сдавать свои голоса под него, по принципу: коммунистов до выборов допустили, но каких именно – не так уж важно».
Тактика Багдаева проста и ясна – че больше скандальных заявлений, тем лучше. «Почему назначили Цыденова, а ни кого-то другого? Потому что местная элита себя дискредитировала, в том числе и Мархаев, – заявил Багдаев на «круглом столе» «100 дней врио главы Бурятии Алексея Цыденова». – Тряпки, тряпки ваши политики местные и тряпки – ваше гражданское общество.
Бато Багдаев уже прославился своим появлением на митинге в Улан-Удэ, который сторонники КПРФ провели с требованием зарегистрировать Вячеслава Мархаева на выборах главы республики. В самый разгар мероприятия он выскочил на середину площади с мегафоном, но его задержали сотрудники ОМОНа, затолкнув в автобус, и увезли с места проведения митинга. Он уже подал в республиканский избирком жалобу на Мархаева.
Еще одним спойлером Мархаева можно назвать лидер бурятского ЛДПР Сергей Дорош. Впрочем, последний ведется гораздо спокойнее, рассчитывая, что за него проголосует традиционный электорат партии. Специальных программ не выдвигает и скандальных заявлений он не делает.
«Честность выборов зависит от того, будут ли голосовать все жители республики, а не те, кто пришел к избирательным участкам в какой-то конкретный момент, – отметил недавно Сергей Дорош, коментируя сообщения об отмене открепительных талонов. – Не так, как у нас в Бурятии, когда на последние думские выборы пришло всего лишь 35 процентов избирателей. Властям нужно думать не об этом, а не о том, чтобы повысить явку и политическую ответственность людей во время выборов».
Политологи обратили внимание на то, что Алексей Цыденов уже в первые дни своей работы продемонстрировал четкое понимание имеющихся у него ресурсов и положения дел в регионе. «Как показывает практика, подобные люди на губернаторской должности не совершают каких-то критических ошибок в первый год своей работы, поэтому вряд ли Цыденов придет к выборам с высоким антирейтингом, – отметил Дмитрий Фетисов. – А это серьезно понижает шансы бурятских коммунистов, которые строили свои кампании последние годы на критике Наговицына и превращали его антирейтинг в свой рейтинг. С Цыденовым подобная стратегия у бурятского КПРФ не сработает».
Алексей Цыденов, который находился в кадровом резерве Владимира Путина, является уроженцем города Петровск-Забайкальский Читинской области, и прошел довольно интересный жизненный путь, успев поруководить хабаровским «Дальнефтетрансом», «Дальневосточной транспортной группой», а также поработать заместителем директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ. Предпоследнее назначение Алексея Цыденова произошло 13 июня 2012 года, когда он стал заместителем министра транспорта РФ распоряжением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.
Конечно, все понимают, что врио главы республики за очень короткий отрезок времени нужно резко поднять уровень узнаваемости и доверия среди избирателей. Он, похоже, получил поддержку глав районов, поселений, руководителей крупных организаций, лидеров общественного мнения. В какой-то степени прорывом Алексея Цыденова стало решение проблемы особой экономической зоны «Байкальская гавань». На федеральном уровне некоторое время назад был поднят вопрос о возможном прекращении деятельности ОЭЗ. Несмотря на то, что инфраструктура на участке ОЭЗ была построена, к активной деятельности ее резиденты так и приступили. Впрочем, в марте было принято решение о возобновлении работ по проекту «Байкальская гавань», а оценка эффективности функционирования зоны будет производиться по итогам 2021 года.
Остается только непонятным, сумел ли Алексей Цыденов склонить на свою сторону ту часть элиты республики, которая раньше ставила на Мархаева. В газете «Известия» на днях были опубликованы материал «Уйти от социальной апатии» под авторством Алексея Цыденова. В нем врио главы рассуждает на тему особенностей начального этапа работы на своей должности, оправдывает необходимость ручного управления в отдельных случаях, а также сетует о проблеме нежелания своего аппарата исполнять поручения и брать на себя ответственность. «Речь идет не о ломке всего, что было создано ранее, а о модернизации на основе простых и твердых принципов, – заявляет в публикации Цыденов, рассказывая о необходимости построения эффективной системы управления республикой. – Во-первых, действуй в интересах службы, республики, а не отдельно взятой группы. Во-вторых, не можешь сделать – скажи сразу и не берись, взялся – делай в полной мере и точно в срок. В-третьих, не сделал – будь готов ответить. В-четвертых, оценивай себя по тому, что реально сделал, а не по тому, что мог бы сделать, но не захотел».
При этом врио главы Бурятии считает, что от каждого представителя власти требуются, прежде всего, дисциплина и ответственность. «Не считаю правильным рубить сплеча и устраивать публичные разносы, но некоторых чиновников пришлось, как говорится, взять на карандаш», – отметил Алексей Цыденов.
«Как показывает практика, даже за десять лет Наговицын не смог договориться с местными, крайне разношерстными группами влияния, – отметил директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Удастся ли это Цыденову?»
Фото с сайта burkprf.ru
Выборы главы Бурятии