Top.Mail.Ru
Промышленность
Челябинская область
2

Ядерное топливо с подводных лодок Севера начали перевозить на «Маяк»

На ПО Маяк доставили отработавшее ядерное топливо ядерных подлодок
На ПО Маяк доставили отработавшее ядерное топливо ядерных подлодок

Проблема «ядерного наследия» России и вопросы улучшения экологии страны получили прогрессивное решение на ПО «Маяк». Отработавшее ядерное топливо подводных лодок, которое около полувека мертвым грузом лежало в губе Андреева на Севере страны, будут перерабатывать безопасным методом в Озерске. Первая партия груза уже поступила на комбинат.

Первый состав с отработавшим ядерным топливом атомных подводных лодок из Мурманской области пришёл на радиохимический завод «Маяка» поздно вечером 14 августа, а уже утром в цехе №5 началась разгрузка первого железнодорожного вагона, и из транспортно-упаковочного контейнера были извлечены первые сборки ОЯТ.

Этого события ждали и на «Маяке», и на Севере, откуда груз забрали после долгих лет подготовки «спецоперации».

«В 80-е годы прошлого века наше предприятие уже переработало большое количество кондиционного ОЯТ атомных подводных лодок и мирных транспортных судовых установок, – отметил главный инженер ПО «Маяк» Дмитрий Колупаев. – Сейчас мы вышли на финишную прямую решения проблемы переработки дефектного ОЯТ АПЛ. К осуществлению знакового экологического проекта долго готовились в Мурманской области, на «Маяке», в Росатоме и в России. Будем накапливать опыт, совершенствоваться и в зависимости от темпов работы за 5-10 лет полностью решим проблему переработки накопленного дефектного отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок с Севера».

«Маяк» к этому событию готовился несколько лет. Специалисты предприятия на радиохимическом заводе модернизировали камеры дефектных чехлов, разработали и изготовили оборудование для обращения с дефектным топливом, обеспечили безопасность перевозки ОЯТ атомных подлодок.

На Севере это кондиционное и дефектное отработавшее ядерное топливо хранилось почти 50 лет. По инициативе Фонда экологического партнерства «Северное измерение» и Госкорпорации «Росатом» в 2007 году был разработан стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота в Северо-Западном регионе России. Далее специалисты нашей страны и зарубежья работали над созданием систем обращения с ОЯТ в губе Андреева для его последующей транспортировки и переработки на Производственном объединении «Маяк». Торжественная церемония вывоза первой партии ОЯТ из Мурманской области, в которой принимал участие генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, стала примером успешного многостороннего международного сотрудничества в решении сложных проблем советского «ядерного наследия», повышения ядерной и радиационной безопасности и улучшения экологической обстановки в России, подчеркнули представители отрасли.

Уже известно, что за всё время осуществления уникального экологического проекта на ПО «Маяк» будет доставлено 50 эшелонов отработавшего топлива, которое сегодня находится в губе Андреева, а это 22 тысячи сборок вещества.

Разработке и применению новых методик работы с подобным топливом, которое выработало свой ресурс, предшествовало накопление опыта озерскими специалистами. Так, в конце 2016 года на радиохимическом заводе ПО «Маяк» уже проводилась переработка ОЯТ атомных подводных лодок. Для этого была пущена в эксплуатацию третья технологическая нитка по переработке уран-бериллиевого топлива, которая стала универсальной. Она может перерабатывать не только «классическое» топливо реакторов ВВЭР-440 с зарубежных и российских АЭС, которое и раньше многие годы брал на регенерацию «Маяк», а ещё и крупногабаритные сборки реакторов ВВЭР-1000 и многие другие виды ОЯТ. Отметим, госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота.

Ранее предприятие в Озерске занималось переработкой и иных видов ядерного отработавшего топлива, в частности с атомных электростанций. В декабре 2016 года на «Маяк» был доставлен соответствующий груз с Белоярской АЭС. Таким образом была налажена транспортно-технологическая схема вывоза топливных отходов для обеспечения ядерно-радиационной безопасности в атомной отрасли. В это же время на предприятии «Росатома» был дан старт переработке отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000 с российских и зарубежных АЭС. Тогда первой поставку совершила Ростовская атомная электростанция. Вскоре на «Маяк» доставили отработавшее ядерное топливо исследовательского реактора «Мария» из Польши.

В 2015 году на «Маяк» было доставлено высокообогащенное жидкое отработавшее ядерное топливо исследовательского реактора ИИН-3М из Узбекистана. Это способствовало снижению мировой ядерной угрозы путем утилизации высокообогащенного урана, находящегося в ядерном топливе исследовательских реакторов. Специально для этого на радиохимическом заводе ПО «Маяк» разработали технологию обращения с жидким высокообогащенным облученным ядерным топливом, которое в России не перерабатывалось ни разу. Еще раньше, в 2013 году, «Маяк» принял отработавшее ядерное топливо из Вьетнама, и тогда собственная технология его транспортировки также стала уникальной для атомной отрасли.

Что касается ситуации в атомной отрасли России, то в стране накоплено более шести тысяч тонн отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР-1000, при этом ежегодно на различных АЭС образуется более 200 тонн ОЯТ такого типа. Сегодня «Маяк» является главным переработчиком подобных материалов и продолжает наращивать свои производственные мощности.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.