4 октября Челябинск во второй раз за месяц атаковали телефонные террористы: за неполные шесть часов экстренные службы и руководство различных организацией от правительства области до детских садов приняли звонки с сообщениями о взрывных устройствах, заложенных в административных зданиях, учебных заведениях и торговых центрах. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Кому война, кому – выходной
Отметим, что в течение всего дня пресс-службы ГУ МВД, УФСБ, ГУ МЧС, других ведомств крайне неохотно выдавали информацию о происходящем. Сотрудники СМИ, общаясь в соцсетях, пришли к выводу, что челябинские силовики руководствуются теми же резонами, что и пресс-секретарь ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых 29 сентября: напомним, в минувшую пятницу Екатеринбург захлестнула аналогичная волна телефонных звонков и полиция обвиняла журналистов в раздувании масштабов ЧП и провоцировании потенциальных «террористов».
Уже после первой волны звонков у силовиков, по-видимому, просто не хватало личного состава на одновременные действия на десятках объектов. Корреспондент «ФедералПресс» может засвидетельствовать, что на ряде эвакуированных объектов (гимназия № 1 на улице Красной, здание по проспекту Ленина, 89) по состоянию на 15 часов оставались на «поддежуривании» экипажи пожарных, скорой помощи, «Челябинскгоргаза», но вот силовиков поблизости не было. Как поясняли корреспонденту сотрудники экстренных служб, они наблюдают за порядком вместе с вахтерами, «саперы ожидаются позже».
«Минирование» сорвало ряд значимых мероприятий: из театрального корпуса Челябинского госуниверситета люди ушли прямо с концерта, посвященного 41-летию вуза, в ДПиШ имени Крупской было сорвано поздравление педагогов с Днем учителя. Впрочем, как свидетельствует руководитель пресс-службы администрации города Владимир Сафонов, директора школ и заведующие детскими садами еще до объявления эвакуации во Дворце пионеров массово покидали мероприятие, спеша успеть в свои учреждения до «рокового» звонка.
Сотрудники министерств и управлений, попавшие 4 октября под «теракты», относились к объявлениям систем оповещения (классическое «Пожарная тревога! Срочно покиньте помещение!») по-разному. Одни позже в соцсетях признавались, что едва не поддались панике. Другие склонялись к мысли об учениях и уходили, оставляя на столах ключи от автомобилей и квартир, кошельки, документы, и лишь оказавшись на октябрьском ветру, понимали, что «учения» могут затянуться на несколько часов. Для многих вторая половина 4 октября превратилась во внеплановый выходной – например, руководители подразделений регионального правительства и администрации распускали подчиненных по домам. Наиболее ответственные, впрочем, дождавшись конца проверки, возвращались на рабочие места – как сделали, например, пресс-секретари министерств экономического развития и финансов и пресс-служба губернатора.
Немало жалоб вызвали автомобили спецслужб, загородившие в центре по полосе на проезжей части и вызвавшие автомобильные пробки. Однако по мере того, как инженерно-технические группы ОМОН заканчивали обследование зданий, «пожарные» и «скорые» уезжали, а пробки «рассасывались».
Но наибольший резонанс у рядовых горожан вызвала именно информация о «минировании» школ. Официально о случаях паники у учителей и учащихся не сообщается, но за детскую психику вступился, например, член Общественной палаты области Николай Дейнеко.
«На кой черт нужно было сообщать детям о заложенной в школе бомбе? – написал общественник на своей странице в Facebook. – Понимаю, что дело серьезное, и благо, что тревога оказалась ложной. Но можно же было провести эвакуацию несколько иначе, более профессионально? Зачем травмировать психику детям? Как им завтра спокойно идти на учебу? Или, например, не так давно в школах провели серию уроков, посвященных проблеме терроризма. Не спорю – тема больная. Дети узнали, что Челябинск находится в желтой зоне опасности. Как думаете, что мы этим добились?»
А город подумал – ученья идут
К вечеру 4 октября можно выделить четыре «волны» телефонных атак: около 13 часов началась атака на здания властных структур, к 14 часам стали появляться сообщения о «минировании» школ и детских садов, около 16 часов началась эвакуация из вузов, последними пострадали торговые и офисные центры – «Радуга», «Каскад», «Алмаз», «Фиеста» и ряд других.
«Кто-то проявил милосердие и не стал трогать медицинские учреждения», – мрачно пошутил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» сотрудник одного из силовых ведомств.
Версии в соцсетях выдвигаются самые разные – начиная от плохой шутки школьников накануне Дня учителя и заканчивая предположениями о масштабных учениях системы гражданской обороны (4 октября – День сил гражданской обороны). Были и паникеры: в соцсетях одно время прокатились сообщениях сразу о двух взрывах в средней школе № 12, но, к счастью, эта информация оказалась ложной. Сообщения об учениях также официально опровергли в силовых структурах.
«До Челябинска по второму кругу докатилась волна телефонных «минирований» зданий, – отметил в своем блоге челябинский политолог Александр Мельников. – Людей экстренно эвакуировали из многих учреждений, на дорогах в центре города образовались пробки. А в интернете на разных площадках появляются версии, что происходящее – не реально поступающие угрозы откуда-то извне, а инспирированные властями мероприятия: мол, то ли силовики так учения проводят, то ли политтехнологи нужные настроения к выборам создают. Интересно, у приверженцев подобной теории это так психологический защитный механизм включается (спокойнее же думать, что родные силовики чего-то там отрабатывают, чем непонятно кто непонятно с какими последствиями) или же имеется атакующая привычка усматривать в любых неприятных событиях вину властей?»
«85-летие гражданской обороны с сегодняшними событиями никак не связано, – прокомментировал ситуацию министр общественной безопасности области Евгений Савченко. – Сейчас силовики разбираются, шутка это или злой умысел. Но в любом случае мы к таким сообщениям относимся без юмора. Звонившие пользовались услугами IP-телефонии. По состоянию на 18 часов в Челябинске и еще нескольких муниципалитетах зарегистрировано 71 сообщение о заложенных взрывных устройствах. Все помещения проверяются, люди эвакуированы. Работу координирует оперативный штаб Национального антитеррористического комитета при УФСБ по Челябинской области».
Евгений Савченко затруднился назвать приблизительное число эвакуированных челябинцев. Что касается «еще нескольких муниципалитетов», то, по неофициальным данным, «минирования» 4 октября фиксировались в Копейске и Магнитогорске.
Кто следующий?
Напомним, 11 сентября Челябинск уже подвергался телефонным атакам: тогда были эвакуированы персонал и посетители более чем десятка торговых центров в Копейске и Челябинске, одновременно террористы предприняли аналогичные акции в Перми. Красноярске, Владивостоке, Магадане, Екатеринбурге, Ставрополе, Уфе, Омске, Брянске и Новосибирске.
29 сентября был атакован Екатеринбург: по официальным данным, там «заминировали» 74 объекта, включая, помимо учреждений власти и образования, даже театры, по неофициальным – порядка 150, из которых эвакуировали около 80 тысяч человек. 3 октября аналогичная ситуация сложилась в Казани, где пострадали даже сотрудники горкома КПРФ, не говоря о республиканских ведомствах, а сегодня, как сообщал «ФедералПресс», эвакуированы были сотрудники и пассажиры Казанского аэропорта. В течение уже двух недель «штормит» Нижний Новгород. Какой регион и город-миллионник будет избран любителями «минных» телефонных «флешмобов» в следующий раз, остается только гадать.
Массовые сообщения о минировании