Губернатор Андрей Бочаров внес в Волгоградскую областную думу проект бюджета региона на 2018–2020 годы. Каковы основные параметры документа, какого размера новый бюджетный кредит получит область, какие принципы пообещал депутатам и главам муниципалитетов «бюджетный» заместитель губернатора Александр Дорждеев, что такое «молекулярная экономика», а также чем региональный бюджет хорош, несмотря на колоссальный размер долга и невыполнение соглашения с Минфином – читайте в материале «ФедералПресс».
Кому и сколько
Самым ожидаемым событием вчерашнего пленарного заседания регионального заксобрания стал парламентский час «Основные направления бюджетной политики Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Основным докладчиком стал первый заместитель губернатора Александр Дорждеев, возглавляющий также областной комитет финансов. А вот в обсуждении, помимо собственно депутатов облдумы, поучаствовали также их федеральные коллеги – в зале присутствовали четверо депутатов Госдумы, а также сенатор Татьяна Лебедева и несколько руководителей городов и районов области.
Собственно, проект главного финдокумента области внесли в думу только накануне. Большинство депутатов с ним еще не успели ознакомиться или сделали это в лучшем случае, по выражению депутата от КПФР Михаила Таранцова, «по диагонали». Однако и беглого знакомства хватает, чтобы назвать проект бюджета если не пессимистичным, то осторожным.
Проект бюджета Волгоградской области на 2018–2020 годы сформирован на основе 21 госпрограммы (по ним расписывается больше 92 % расходов казны, – прим. «ФедералПресс»). По словам Дорждеева, документ сохраняет «явную социальную направленность» – помимо безусловного исполнения всех ранее социальных обязательств, основными приоритетными направлениями расходов станут подготовка и проведение мероприятий к 75-й годовщине победы советских войск в Сталинградской битве, а также к футбольному ЧМ-2018. Кроме того, Дорждеев пообещал, что власти не оставят без должного внимания благоустройство территорий муниципальных образований, модернизацию транспортной инфраструктуры региона. В целом, по уверению чиновника, бюджет верстался «аккуратно, сдержанно, не нарушая сбалансированности».
В цифрах же параметры бюджета весьма скромные – его размер снижается на 7,7 млрд рублей или почти на 9 %. Документ расписан как бездефицитный – доходы и расходы запланированы в размере по 78,5 млрд рублей. Снижение коснулось не только объема безвозмездных поступлений из федеральной казны, но также и налоговых и неналоговых сборов. Общий размер собственных доходов бюджета 2018 года заложен в сумме 59,9 млрд рублей, что на 2,3 млрд ниже бюджета текущего года.
Соответственным образом сокращаются и прогнозные расходы. Больше всего средств выделят на социальную политику – 24,7 млрд рублей, но она же и самая потерявшая в абсолютном выражении – снижение на 1,8 млрд в сравнении с расходами 2017 года. На ЖКХ уйдет 2,3 млрд, что на 1,5 млрд рублей меньше, на здравоохранение – 5 млрд (-1,2 млрд рублей), физкультуру и спорт – 1,7 млрд (-700 млн). При этом увеличены расходы на образование – на 3,4 млрд рублей – до 20,3 млрд. Расходы на поддержку аграрного производства останутся на уровне 2017 года – около 5,4 млрд рублей, а вот количество направлений, на которые эта сумма будет распределена, вырастет. В частности, область предлагает муниципалитетам софинансирование геологических работ для нужд АПК в формате 50/50.
В целом при формировании бюджета региональные финансисты исходили из базового (среднего) варианта прогноза социально-экономического развития, в котором заложен, например, рост валового внутреннего продукта почти на 50 млрд рублей ежегодно – 865,3, 911,7 и 961,5 млрд рублей соответственно в 2018–20 годах. Для этого индекс промпроизводства должен расти по 2 % ежегодно. Напомним, в текущем году показатель в бюджете запланирован на том же уровне 102 %, однако по факту сейчас (данные за 9 месяцев) составляет лишь 98 %.
Снижение налоговых поступлений, по данным облкомфинансов, обусловлено новеллами в федеральном налоговом законодательстве – например, снижением отчислений в регионы от ряда акцизов. Кроме того, напомнил Дорждеев, остается проблема потерь региона от так называемой консолидированной группы налогоплательщиков – ежегодно бюджет недосчитывается около 3 млрд рублей. «Налоговым кодексом установлены разного рода преференции, не имеющие официального статуса льготы, но, по сути, ими являющиеся – это пониженная или нулевая ставка на прибыль, исключение объекта из числа налогоплательщиков, ускоренный метод амортизации. Кроме того, имеет место передача на региональный уровень некоторых полномочий, не обеспеченных финансированием», – считает Дорждеев.
Москва поможет?
В своем выступлении вице-губернатор также сообщил, что региональные власти обратились к федеральным с просьбой о содействии в решении ряда ключевых вопросов. Если проблема КГН, как отметил чиновник, не быстро, но планомерно решается, то сейчас есть у области и темы куда более горячие. Напомним, как уже сообщал «ФедералПресс», область установила антирекорд, вынужденно заместив больше 21 млрд рублей ранее взятых бюджетных кредитов дорогими коммерческими. Впоследствии власти объявили о новом федеральном заимствовании – на 15,7 млрд. Заявление о таком решении от лично губернатора распространила пресс-служба обладминистрации. Как оказалось, решение еще как минимум не оформлено.
31 октября президент России Владимир Путин особо выделил Волгоградскую область в числе нескольких регионов страны, которым из долгового кризиса коммерческих займов не выбраться без помощи центральной власти. Им будет выделено 60 млрд рублей. Этот шаг делается, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, «в исключительном порядке». При этом субъекты должны соблюдать бюджетную дисциплину, выполнять свои обязательства, особенно по запланированному повышению зарплат бюджетникам.
Председатель Волжской гордумы Дмитрий Ястребов высказал мнение, что муниципалитетам из упомянутых 60 миллиардов рублей льготных (под 0,1 %) федеральных займов тоже надо «помочь обнулиться». В бюджете Волжского коммерческие займы составляют уже около 70 %. Только на обслуживание город тратит свыше 120 млн рублей в год – как на отрасль культуры. «Это удавка для муниципалитетов. Она ведет к росту протестных настроений», – добавил Ястребов.
К слову, в областном бюджете на культуру предусмотрено около 1,1 млрд рублей, в то время как проценты по обслуживанию госдолга в 2018 запланированы больше 3,5 млрд рублей, а в 2020 – почти 4,6 млрд.
Пояснения дала первый зампред комитета по бюджету и налогам Государственной думы Ирина Гусева. «У меня с Андреем Ивановичем (Бочаровым) в сентябре была встреча, он забил тревогу, что надо разрывать узел. Я встречалась и с вице-премьером Дмитрием Козаком, и с министром Силуановым. На региональном уровне все проработали: подготовлены все документы, отправлено письмо Вячеславу Володину (спикеру Госдумы). Уже в пятницу наш губернатор встречается в правительстве по этой теме. 9 млрд рублей мы предполагали, но речь идет уже о большей сумме».
По словам Гусевой, выделенный кредит поможет региону «разрубить узел – и на 17-й год, и до 2019, и даже до 2022». «Если регион будет добросовестно выполнять, то будет реструктуризация этих кредитов, которая пойдет уже на развитие региона», – добавила парламентарий.
Интересно, что в проекте трехлетнего бюджета запланировано, что в 2018 и 2019 годах доходы бюджета также будут существенно ниже 2017 года – 77,4 и 79,7 млрд соответственно. При этом регион, как следует из проекта документа, больше рассчитывает вовсе не на благосклонность Москвы, а на свои силы,. Так в 2018-м доходы составят 63,5 млрд рублей, в 2019 году – 66,1 млрд рублей. При этом заложены интересные расклады в тратах. Так, расходы на ЖКХ к 2020 году запланировано снизить в десять раз – до 203 млн рублей, зато «общегосударственные нужды» (обычно под этим понимается содержание чиновников) вырастут с 2,4 млрд в 2018-м до 6,9 млрд в 2020-м.
Гусева, впрочем, поблагодарила Александра Дорждеева за проект областного бюджета, который назвала сложным, но реалистичным. «Лучше сегодня говорить правду, чем завтра стоять пред другим фактом», – пояснила депутат.
Ирина Гусева также и попеняла руководителю региональной налоговой инспекции Роману Иванову за нетривиальные высказывания, которые он позволил себе чуть раньше. «Нет у нас с вами такой задачи «зачистить», есть задача работать с налогами», – подчеркнула первый зампред бюджетного комитета Госдумы.
Где заработать?
Иванов, отвечая на вопрос Михаила Таранцова про уход предприятий из региона, заявил, что этот процесс не связан со снижением собираемости налогов. «При миграции предприятий мы максимум, что теряем – это федеральный налог НДС. Потери бюджета от такой миграции составляют 0,03 %. Предприятия, которые ушли из региона, они все ликвидированы, либо по ним возбуждены уголовные дела и они прекратили свою деятельность. Цель данной работы – зачистка региона и создание нормальной конкурентоспособной среды. В этом году у нас 90 предприятий ушло из региона. Во всех этих юридических лицах числился один человек, у них отсутствовало имущество, и они не платили налоги в региональный бюджет. Получается, что все разговоры о том, что из региона уходят предприятия из-за того, что налоговая «кошмарит бизнес» абсолютно ничем не обоснованы. Я слышал, что уходят крупные компании, но они продолжают работать и при этом только увеличивают отчисления в бюджет. Что касается движения юридических лиц в базе данных, то это работа по зачистке ЕГРЮЛ. Мы исключаем из реестра не действующие фирмы, которые не отчитываются больше года, не ведут никакой деятельности и не имеют дохода. Это делается, чтобы добросовестные налогоплательщики пользовались реестром юридических лиц и знали, с кем работать», – заявил Иванов.
Председатель бюджетного комитета областной думы Илья Кошкарев рассказал о планах по оптимизации трат. Уже в этом году регион планирует новый выпуск облигаций на 10 млрд рублей.
Отдельно Кошкарев выделил необходимость «взять под особый контроль приватизацию имущества региона», чтобы сократить расходы на обслуживание. «На балансе области находится более 7,6 тыс. объектов. Мы считаем, что можем сократить расходы на их содержание. В качестве положительного примера предлагаю использовать решение правительства Москвы – передавать объекты культурного наследия в аренду за 1 рубль», – добавил председатель бюджетного комитета.
Озвучено и предложение увеличить стоимость патента для иностранных работников – с 3100 до 3500 (как в соседнем Ростове-на-Дону) рублей ежемесячно. Оно, как и расчет стоимости налога на имущество по кадастровой стоимости, начнет действовать с 2019 года. Причем введение кадастровой оценки Кошкарев предлагает сделать постепенным – в течение пяти лет, начиная с коэффициента 0,2.
Еще одно сообщение Кошкарева вызвало непонимание некоторых коллег. Председатель комитета рассказал о планах модернизации системы среднего образования (на самом деле она уже идет в регионе активно, – прим. «ФедералПресс»), которая выражается в основном в объединении двух–трех колледжей и ПТУ в один. По словам Кошкарева, новые учебные заведения будут лучше готовы к выпуску кадров по востребованным специальностям, при этом позволят бюджету сэкономить. Как отметил нардеп, в том числе, и за счет расходов на преподавательские коллективы. Против такой постановки вопроса выступил член профильного комитета, преподаватель Волгоградского госуниверситета Иван Мордвинцев. Вступил в полемику и Александр Дорждеев, огорошивший присутствующих заявлением, что региональные сузы не просто отстают, а на уже на пять–десять лет, что много, потому что теперь уже настала эпоха «молекулярной экономики». Повторив это словосочетание пару раз, Дорждеев все-таки не стал отвечать на вопросы депутатов, что имеется ввиду под термином. «Отдельно спросите потом», – сказал спикер Николай Семисотов одному из депутатов.
Иван Мордвинцев. Фото из instagram политика
Кроме того, Мордвинцев привел данные о недавнем социсследовании старшеклассников. По его словам, 82 % отличников планируют уехать из Волгограда и только 7 % из них готовы потом вернуться. «Мы можем сколько угодно развивать инфраструктуру, строить дороги, но если через 15-20 лет некому будет ездить по этим дорогам, то, может быть, бюджетная политика в отношении образования, спорта, молодежной политики, ведется не совсем корректно?», – восклицал Мордвинцев.
Впрочем, ни к какому результату это не привело.
Добавим, что до конца ноября депутаты обязаны рассмотреть областной бюджет хотя бы в первом чтении.
Фото volgoduma.ru