Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

«Заменить губернатора стало легче». Эксперты назвали факторы роста и падения глав регионов

Фото: kremlin.ru

Октябрьский рейтинг влияния губернаторов подготовило Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Прошедший месяц стал богатым на кадровые ротации среди глав регионов, и некоторым из «новичков» удалось сразу оказаться в группе самых влиятельных губернаторов. Однако, по мнению авторов доклада, самое сложное – впереди: в конце года возможно усиление протестных настроений, и главам субъектов придется серьезно потрудиться, чтобы нивелировать их. Кто из российских губернаторов самый влиятельный, с какими вызовами главам регионов предстоит столкнуться – в материале «ФедералПресс».

Рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России составлен на основе экспертного опроса, который проводился путем закрытого анкетирования. В нем приняло участие 26 экспертов. Политологам, политтехнологам, медиаэкспертам и журналистам было предложено оценить по десятибалльной шкале влияние на федеральном уровне (в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) глав российских регионов. Итоговый рейтинг составлен на основе консолидированной оценки. Губернаторы распределены по разделам «очень сильное влияние» (с 1 по 20 место), «сильное влияние» (с 21 по 50 позиции) и «среднее влияние» (с 51 по 85 место).

Как отметил глава АПЭК Дмитрий Орлов, в октябре этого года серьезно усилились позиции новичков губернаторского корпуса, а также отдельных глав регионов, которые сохранили свои должности, несмотря на все прогнозы о возможной отставке. Также Орлов отмечает, что «традиционным фактором ослабления позиций губернаторов осенью остается срыв начала отопительного сезона по ряду территорий».

Группа самых влиятельных

Лидирующие позиции и очень сильное влияние сохранили мэр Москвы Сергей Собянин (первое место) и глава Чечни Рамзан Кадыров (вторая позиция). Положение столичного градоначальника, по мнению Дмитрия Орлова, укрепилось «после его заявления о готовности участвовать в выборах мэра, что можно интерпретировать как свидетельство отказа Собянина от премьерских амбиций». «Это может снизить напряженность отношений между ним и рядом представителей федеральной элиты. При этом очевидной поддержки намерения выдвигаться на пост мэра от президента Собянин пока так и не получил (во всяком случае, публичного заявления не последовало, не было и организованных утечек в СМИ)», - отмечается в докладе.

В группе губернаторов, обладающих очень сильным влиянием, свои позиции улучшил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, который поднялся с четвертой на третью позицию в рейтинге. По мнению главы АПЭК, «заявление пресс-секретаря президента на вопрос об отставке этого губернатора (“кадровые слухи – это русская народная забава”) сделало в значительной мере бессмысленными предположения о его скорой замене».

Глава Татарстана Рустам Минниханов также улучшил свои позиции. В октябрьском рейтинге он переместился с 9 на 7 место. Глава Башкирии Рустэм Хамитов поднялся с 10 на 9 позицию в рейтинге. Также повысилось влияние главы Мордовии Владимира Волкова, который переместился с 19 на 15 место.

Наиболее яркий рост среди губернаторов-новичков продемонстрировал врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров. Он буквально ворвался в группу глав с очень сильным влиянием, переместившись с 41 сразу на 14 позицию. Этому способствовала замена мэры Самары, формирование областного правительства, попытки укрепления сотрудничества с представителями социальной сферы (региональная конференция по социальному партнерству). С назначением Азарова, отмечает Дмитрий Орлов, «связывают изживание целого ряда внутриэлитных конфликтов, определявших региональную политическую повестку при его предшественнике».

Замыкает группу губернаторов с очень сильным влиянием врио главы Дагестана Владимир Васильев. «Сказывается как стратегически важный характер возглавляемого им региона, так и серьезная поддержка Москвы. Приход Владимира Васильева в регион связывают с серьезными планами федерального Центра в отношении республики (как экономического, так и антикоррупционного характера). Наконец, в самом регионе благожелательно воспринято позиционирование врио главы республики», - отмечается в докладе.

Вместе с тем, назначение Васильева, который, будучи вице-спикером Госдумы, являлся лоббистом Тверской области, привело к значительному ослаблению позиций губернатора Игоря Рудени, который опустился с 23 на 34 место.

В группу самых влиятельных губернаторов России, помимо вышеперечисленных, вошли Владимир Якушев (Тюменская область), Алексей Дюмин (Тульская область), Андрей Воробьев (Подмосковье), Дмитрий Кобылкин (ЯНАО), Вениамин Кондратьев (Краснодарский край), Алексей Гордеев (Воронежская область), Максим Решетников (Пермский край), Анатолий Артамонов (Калужская область), Евгений Савченко (Белгородская область), Евгений Куйвашев (Свердловская область), Сергей Аксенов (Крым).

Новички демонстрируют влияние

Сразу на 25 место, в группу губернаторов с сильным влиянием, попал врио главы Красноярского край Александр Усс. Политолог Дмитрий Орлов отмечает сильные стартовые позиции Усса, который и до своего назначения был «одним из наиболее влиятельных игроков российской региональной политики».

Среди новичков губернаторского корпуса серьезный рост продемонстрировал врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин, который переместился с 51 на 31 место. Заметно укрепил свои позиции врио главы Ненецкого АО Александр Цыбульский, поднявшийся с 68 на 35 место в рейтинге.

Врио губернатора Омской области Александр Бурков занял 41 место. Эксперты отмечают, что он возглавил электорально и экономически значимый, но отягощенный системными проблемами регион. Врио губернатора не менее сложного Приморского края Андрей Тарасенко разместился на 47 месте рейтинга. Потерял позиции и глава Якутии Егор Борисов: он переместился с 25 на 35 место.

Сахалинский губернатор Олег Кожемяко в октябре перешел из группы сильнейших во вторую группу, переместившись с 13 на 21 место. Это, по мнению Дмитрия Олова, связано «с предложением внести изменения в бюджетное законодательство о перераспределении налога на прибыль по соглашению о разделе продукции по проекту “Сахалин-2”, из-за чего бюджет региона может потерять 68,4 млрд рублей в предстоящие три года».

Самый молодой губернатор России – глава Калининградской области Антон Алиханов переместился с 21 на 27 позицию. Глава Удмуртии Александр Бречалов выбыл из группы очень влиятельных губернаторов: с 18 места о переместился на 22 позицию. Также ухудшили свое положение в рейтинге глава Марий Эл Александр Евстифеев (с 43 переместился на 49 место), губернатор Кировской области Игорь Васильев (с 27 на 33 место), рязанский губернатор Николай Любимов (опустился с 35 на 39 позицию). Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов переместился с 36 на 43 место, а глава Севастополя Дмитрий Овсянников – с 46 на 50 место. Ослабли также позиции губернатора Рязанской области Николая Любимова, который опустился с 32 на 42 место.

Группа «середнячков» и аутсайдеров

Наиболее заметное падение в рейтинге испытал архангельский губернатор Игорь Орлов: он скатился с 53 на 67 место. Это произошло на фоне опровержения слухов о слиянии регионов и обещания представителей управления Генпрокуратуры по СЗФО проверить обращение местного депутата Геннадия Науменко.

Глава Адыгеи Марат Кумпилов перешел из группы губернаторов, обладающих сильным влиянием в последнюю группу, опустившись с 47 на 51 место), а глава Бурятии Алексей Цыденов потерял в октябре две строчки и переместился с 57 на 59 позицию).

Врио главы Ивановской области Станиславу Воскресенскому пока удалось занять лишь 68 место в рейтинге. Политолог Дмитрий Орлов объясняет это «ограниченными экономическими возможностями» региона. Между тем врио орловского губернатора Андрей Клычков (регион также не самый экономически привлекательный) занял 60 место. Говоря о Клычкове, Орлов отмечает, что «многие наблюдатели пока сомневаются в его лоббистских возможностях и ожидают внутриэлитных конфликтов в регионе после его назначения». По оценкам экспертов врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников оказался на 76 месте, а врио главы Псковской области Михаил Ведерников – на 74 позиции.

Из группы губернаторов с сильным влиянием в последнюю группу перешел глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт, позиции которого заметно ослабели: с 48 места он переместился на 55 позицию в рейтинге. Потеряли свои позиции также губернатор Магаданской области Владимир Печеный (с 64 переместился на 69 место) и губернатор Чукотки Роман Копин (опустился с 56 на 63 позицию).

Утратил влияние и глава Амурской области Александр Козлов, опустившийся с 72 на 82 строчку в рейтинге. А глава Забайкальского края Наталья Жданова на этот раз замкнула рейтинг влияния, значительно ухудшив свое положение: она упала с 74 на 85 место (Дмитрий Орлов считает, что этому способствовала «жалоба Ждановой в ходе слушаний в Совете Федерации на изменение налогового законодательства без учета мнения регионов на фоне серьезных проблем в крае», которая «интерпретируется наблюдателями как попытка региональных властей переключить недовольство жителей на федеральный Центр».

Несколько укрепили свои позиции губернаторы, «проблемы которых в регионах очевидны и отставка которых в сентябре-октябре 2017 года прогнозировалась рядом экспертов, но так и не произошла». Это глава Калмыкии Алексей Орлов (переместился с 83 на 75 место), глава Северной Осетии Вячеслав Битаров (поднялся с 79 на 73 место), глава Мурманской области Марина Ковтун (переместилась с 82 на 71 место), губернатор Владимирской области Светлана Орлова (улучшила свои позиции, поднявшись с 63 на 56 место) и губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова (поднялась с 42 на 36 место).

Заменить губернатора стало проще

Начало октября было отмечено масштабной кадровой ротацией губернаторского корпуса. «Для Кремля вовсе не было самоцелью следование определенному тренду в кадровой политике (например, на обязательное назначение “молодых технократов”), - считает политолог Дмитрий Орлов. – Назначения определялись кругом стратегических задач, которые Кремль настроен решать в федеральном масштабе, но к каждому региону находя отдельный подход в соответствии с местной спецификой».

Эти ротации показали федеральные власти жестко контролируют ситуацию на местах. В связи с этим «вполне вероятен серьезный аудит финансовой ситуации со стороны врио губернаторов, в ряде случаев – новые антикоррупционные процессы с высокопоставленными фигурантами местного уровня». Впрочем, по словам Орлова, «и спрос с новых губернаторов будет строже, так как Центр показал, что может заменять их заметно легче, чем еще несколько лет назад».

В докладе также отмечена позиция «Единой России»: с приходом на пост секретаря генсовета Андрея Турчака было заявлено об усилении централизации работы с регионами и об активизации работы социальных лифтов.

В докладе отмечается, что одной из основных тем для внутриэлитной напряженности в регионах в октябре «стал вопрос о назначении руководства областных и краевых центров». Губернаторы использовали один из трех вариантов решения этой проблемы. Так, в Самаре и во Владивостоке был найден компромисс с учетом интересов старых элит. В Красноярске региональные власти настаивали «на собственном кадровом решении, не доводя ситуацию до публичного скандала». Третий вариант – «жесткое продвижение региональными властями собственного кадрового решения на фоне публичного недовольства части влиятельных фигур» - использован в Нижнем Новгороде.

«Все три сценария врио губернаторов реализовали в наиболее благоприятный даже для рискованных кадровых решений период – первые недели после назначения на новую должность. В это время врио главы региона, как правило, пользуется наибольшей поддержкой Центра, а представители элит чаще занимают выжидательную позицию, не спеша консолидироваться против нового руководителя», - отмечает Дмитрий Орлов, добавляя, что «нового роста внутриэлитной напряженности в регионах с вновь назначенными врио губернаторов можно ожидать в декабре 2017 года».

По прогнозам экспертов, в ближайшее время «можно ожидать интенсификации локальных протестных акций социального характера». Проблемой остаются разногласия между региональными и местными властями с предпринимательским сообществом, продолжаются акции протеста обманутых дольщиков, остается высоким интерес к проблеме утилизации мусора. «Представители локальных протестных групп будут рассчитывать, что в преддверии официальной президентской кампании региональные и местные власти будут охотнее идти им на уступки, чтобы не создавать повода для недовольства Центра», - отмечается в докладе.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.