Неофициальная информация о выходе Челябинской угольной компании из состава учредителей компании «Промрекультивация», недавно созданной для ликвидации Коркинского разреза, спровоцировали скандал с участием депутата Госдумы Максима Шингаркина. В случае, если владелец «ЧУК» Константин Струков не выполнит свои обязательства, депутат обещает ему уничтожить репутацию бизнесмена.
Судя по данным источника «ФедералПресс» в бизнес-кругах Челябинской области, южноуральский олигарх, участник списка «Форбс» Константин Струков, фактический владелец АО ЧУК, намерен взвалить всю нагрузку по ликвидации Коркинского разреза, самой большой ямы в Евразии, на плечи партнеров: якобы он нашел способ не вкладывать в работы свои деньги. Как сообщал «ФедералПресс», «Промрекультивация» была создана при равном участии АО ЧУК и ООО «Томинский ГОК» специально для работ по ликвидации разреза. Как сообщал 13 ноября на встрече с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским президент Русской медной компании (учредитель Томинского ГОКа) Всеволод Левин, разрез планируется засыпать переработанными хвостами, то есть отходами производства горно-обогатительного комбината. Этими работами, а также борьбой с глубинными пожарами в разрезе и должна заняться «Промрекультивация». Однако если изначально предполагалось, что работу «дочки» будут финансировать оба учредителя, то теперь получается, что РМК остается с проблемой карьера один на один.
«Такой ход вполне логичен, – отмечает источник «ФедералПресс». – Константину Ивановичу участие в судьбе разреза сулит одни убытки. В то же время РМК деваться некуда: как объясняли Дубровскому руководители Русской медной компании на той самой встрече 13 ноября, работы в Коркинском разрезе уже намертво вшиты в технологический цикл Томинского ГОКа и без ликвидации разреза не будет и самого комбината».
Данные о планах Константина Струкова считают истинными даже на уровне Госдумы. Побывавший на Коркинском разрезе 18 ноября депутат нижней палаты российского парламента, глава экологического фонда «Гражданин» Максим Шингаркин публично заявил, что будет привлекать южноуральского бизнесмена к ответственности. Больше всего, впрочем, Шингаркина озаботила судьба жителей поселка Роза, расположенного на краю разреза – того самого населенного пункта, который из-за угрозы обрушения бортов угольного карьера еще в 2012 году приказал расселить президент РФ Владимир Путин.
«Человек, заработавший миллиарды на Южном Урале, бросает жителей Розы в беде, сам заработав на угле из этого разреза, - заявил Шингаркин. – Федеральным законом предусмотрено, что Челябинская угольная компания обязана рекультивировать этот разрез, это прямая обязанность! Мы будем добиваться ответственности владельца компании. Я вас уверяю, я дойду до президента! Струкова заставят, отберут у него столько денег, сколько нужно на рекультивацию Коркинского разреза. Если он в это не верит – я ему бросаю вызов».
Ранее сам Константин Струков рассуждал об «альтернативных решениях» проблемы разреза, рассчитывая на помощь в виде бюджетного финансирования. Однако Максим Шингаркин полагает, этот вариант несостоятельным.
«Должна быть разработана комплексная программа, - считает депутат Госдумы. – Она стоит сейчас 30 миллиардов рублей для государства. Это колоссальные деньги. Весь федеральный бюджет, который собирает министерство природных ресурсов и Росприроднадзор, составляет 50 миллиардов рублей. И 30 миллиардов на один разрез – это нагрузка, которая выше, чем может государство себе позволить. Поэтому – безальтернативно: только рекультивация Челябинской угольной компанией Коркинского угольного разреза, прекращение эндогенных пожаров, защита от оползней бортов разреза, иначе сюда сползет весь город. Без этих решений никто Струкова из карьера не выпустит и из страны не выпустит! Он будет здесь лично закладывать сюда рекультивант, чтобы люди жили спокойно!»
Шингаркин уже заявил, что будет собирать подписи южноуральцев под обращением на имя главы государства о привлечении Струкова к ответственности. «Мы поднимем всех, кто покупает продукцию у компании Струкова, и он будет фактически «забанен», – обещает депутат. – У него не будет никаких бизнес-партнеров. Он будет сам с собой сидеть перед зеркалом и разговаривать только сам с собой. Ему перестанут подавать руку. Человек, который бросил 10 000 человек, живущих на берегах этого разреза, в беде, не достоин того, чтобы с ним разговаривали».
Отметим, в окружении Струкова планы бизнесмена бросить своих партнеров категорически отрицают. Как сообщила корреспонденту «ФедералПресс» помощник по связям с общественностью президента группы компаний «Южуралзолото» (основной на сегодня актив Константина Струкова) Наталья Денисова, ЧУК не планирует выходить из числа учредителей «Промрекультивации».
«ЧУК и РМК продолжают заниматься рекультивацией совместно, – заявила Наталья Денисова. – Информацию о нашем выходе из числа учредителей ООО я не подтверждаю, это ложь. Сотрудники ЧУК по-прежнему работают на разрезе, борта карьера укрепляются, площадь подземных пожаров не увеличилась. Критика, которую себе позволяют некоторые личности, несущественна: все процессы идут в рамках наших договоренностей».
Заметим, словам помощника президента противоречит официальное сообщение, размещенное 14 ноября на сайте АО ЧУК: «В связи с тем, что с 23 октября лицензия на право недропользования принадлежит ООО «Промрекультивация», АО по добыче угля «Челябинская угольная компания» свои работы прекращает».