«ФедералПресс» в декабре опросил коллег из нижегородских и работающих в Нижегородской области федеральных СМИ, чтобы узнать, кто, по их мнению, достоин войти в топ лучших PR-служб региона. В опросе приняли участие редакторы и журналисты, которым чаще всего приходится сталкиваться с пресс-службами лицом к лицу. Четвертый год подряд мы просим коллег оценить работу пресс-служб государственных и муниципальных ведомств, а также предлагаем назвать лучшие пресс-службы коммерческих компаний, с которыми журналистам легче и удобнее всего работать.
Среди пресс-служб (и их работников) коммерческих компаний нижегородские журналисты отдали свое предпочтение Екатерине Молевой, директору по стратегическим коммуникациям международного аэропорта Стригино. Ранее Екатерина работала в региональном отделении пресс-службы ВТБ24, и коллеги также отмечали ее заслуги: в прошлогоднем рейтинге пресс-служба банка (Екатерина Молева, затем Федор Клишковский) набрала большинство голосов.
Качество работы пресс-секретарей государственных и муниципальных ведомств мы попросили оценить по семи критериям: доступность (насколько легко дозвониться/встретиться), самостоятельность в комментариях, оперативность, степень доверия как к источнику, адекватность ответа запросу. Каждый из критериев оценивался по десятибалльной шкале, на условиях анонимности журналисты могли оставить свои комментарии о работе каждой из 34 представленных в списке пресс-служб. В этот список вошли подразделения по работе со СМИ не только уровня области и административного центра, но и органов МСУ крупных муниципалитетов: Арзамаса, Дзержинска, Кстова, Сарова. Топ-10 лучших пресс-служб в регионе сложился следующим образом:
1. Управление ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области
Второй год подряд отдел пропаганды безопасности дорожного движения и организационно-аналитической работы под руководством Игоря Михайлушкина набирает наибольшее количество баллов, поставленных нижегородскими журналистами, – 541.
Комментарии коллег:
«Наверное, самая лояльная к журналистам пресс-служба. Всегда приятно работать, и можно быстро получить ответ. Небольшие проблемы с наличием фотографий с места происшествия».
«Пока особых проблем во взаимодействии не было. Ребята стараются, это видно».
«Самый главный комментатор ДТП иногда находится вне доступа. Приходится обзванивать сто номеров, в итоге получаешь не совсем достоверную инфу».
«Игорь Петрович всегда на связи, всегда все прокомментирует».
«В ситуации с депутатом Булавиновым, который то ли выпил за рулем, то ли приболел, повела себя более чем странно, сделав вид, что ничего не происходит».
«У отдела пропаганды БДД УГИБДД по-прежнему высокий уровень самостоятельности в ответах на запросы, и это хорошо. Оборотная сторона – высшие руководители УГИБДД не столь доступны».
«По-моему, на запросы они в принципе не отвечают. И часто просят их не писать, а ограничиться телефонным разговором))».
2. Законодательное собрание Нижегородской области
По итогам опроса управление по взаимодействию со СМИ Законодательного собрания Нижегородской области набрало 503 балла. Особо журналисты подчеркнули простоту доступа к спикеру (ее респонденты оценили в 95 баллов): депутаты областного парламента, как правило, готовы комментировать те или иные темы. В прошлом году пресс-служба Заксобрания была на четвертом месте.
Комментарии коллег:
«Оперативно внедрили на сайте анонсы комитетов, молодцы».
«Сталкиваюсь не слишком часто, но ответы дают довольно оперативно».
«Федеральные СМИ, наверное, не так часто сталкиваются с региональным парламентом. У меня был только один опыт взаимодействия, я могу назвать его успешным».
«Высокая оценка доверия обусловлена, по моему мнению, боязнью со стороны пресс-службы сказать что-то лишнее. Поэтому пусть будет правда, чем потом оправдываться перед начальством. Конечно, за исключением тех комментариев, когда начальника обвиняют в порочащих его обстоятельствах».
3. ГУ МЧС России по Нижегородской области
По итогам этого года пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области уступила вторую строчку нашего рейтинга, которую занимала годом ранее, набрав 500 баллов.
Комментарии коллег:
«Как и в случае с УГИБДД, очень самостоятельная в обработке запросов пресс-служба. Смена руководства ГУ не смогла дестабилизировать работу пресс-службы – уже большой плюс».
«Несмотря на все перестановки и сокращения, МЧС остается одной из самых адекватных пресс-служб в регионе».
«К сожалению, не всегда можно получить комментарий по самым громким происшествиям в городе».
«Во время ЧП тяжело дозвониться».
4. Городская дума Нижнего Новгорода
474 балла набирает пресс-служба городской думы Нижнего Новгорода. Как и пресс-служба регионального управления МЧС, она опустилась на одну строчку по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга.
Комментарии коллег:
«Пожалуй, единственная пресс-служба, подробно описывающая в релизах рассматриваемые на комиссиях рабочие вопросы».
«В целом на протяжении всего года было приятно работать с представителями этой пресс-службы. Приятно радовали оперативностью ответов».
«Редко сталкивалась с гордумой, а когда это происходило, то впечатления не самые лучшие. Перенаправляют друг к другу».
«Приглашаем на заседание думы (комиссии), там будет дана вся интересующая вас информация», – самый распространенный ответ».
«Крайне сложно разделить проколы и заслуги пресс-службы гордумы и пресс-службы администрации города. По всей видимости, примерно летом начался процесс постепенного слияния двух структур, но кадровые изменения в руководстве Нижнего Новгорода заморозили эту реформу».
5. Правительство Нижегородской области
А пресс-служба правительства Нижегородской области усилила свои позиции в рейтинге, набрав в этом году 456 баллов и поднявшись с 8 на 5 место. В 2017 году после досрочного прекращения губернаторских полномочий Валерия Шанцева правительство покинул его пресс-секретарь и руководитель пресс-службы Роман Скудняков. Свою карьеру Скудняков продолжит в департаменте коммуникаций ГК «Росатом».
Комментарии коллег:
«Областная» пресс-служба даже после ухода Романа Скуднякова продолжает оперативно отвечать на вопросы (или, по крайней мере, всегда объяснит, почему сегодня ответить не может). Отлаженная система работает, и это хорошо. Но сворачивать пресс-подходы при любом неудобном вопросе спикеру – это отвратительная практика. Даже официальный отказ что-либо комментировать лучше «бегства с поля боя».
«Доступность, самостоятельность и степень доверия были выше, когда пресс-службу возглавлял Роман Скудняков. Сейчас там ощущается некоторая растерянность, но это мелочи по сравнению с кризисом в пресс-службе администрации Нижнего Новгорода».
«Поскольку с некоторыми сотрудниками нахожусь в дружеских отношениях, то дозвониться до них легко. Есть ряд сотрудников, которые также реагируют на телефонные звонки на мобильные телефоны. По городскому дозвониться иногда нереально. Те же дружественные сотрудники позволяют себе самостоятельные комментарии. Но только они. На запросы (по крайней мере, мне) отвечают оперативно».
6. ГУ МВД России по Нижегородской области
449 баллов набирает пресс-служба полицейского Главка, в прошлом году занявшая 10 место нашего рейтинга.
Комментарии коллег:
«Тот случай, когда можно дозвониться в любое время дня и ночи. И, как правило, в течение 10–15 минут можно получить ответ. За исключением резонансных дел вроде ложного минирования и ареста Сорокина. Отдельно хотела бы отметить хороший ход с рассылкой комментариев через вайбер».
«Здесь тоже менялось руководство ведомства. Соответственно, большая часть запросов касалась именно этой болезненной темы, и внятных ответов не было. По «текучке» отрабатывают хорошо, но нам это не особенно интересно».
«Если вопрос касается уголовного дела/следствия, идет долгое и мучительное согласование ответа. Как и во многих силовых структурах, без визы начальников ни шагу. От ГУ МВД самое большое кол-во релизов о рядовых преступлениях, идущих в мусорную корзину».
«О качестве инфоповодов: все пресс-релизы про найденные велосипеды и украденные кошельки. Что-то серьезное приходится выпытывать».
«Очень стали сложными. Работают только дежурные, просят направлять запросы (!!!) для получения оперативной информации. Иногда в качестве оперативной часа через 3 получаешь ответ «проводится проверка»))».
7. Следственное управление СКР по Нижегородской области
Седьмое место с 439 баллами заняла пресс-служба следственного управления СКР по Нижегородской области. В прошлые годы она также входила в топы лучших нижегородских пресс-служб.
Комментарии коллег:
«Вопросы решают довольно быстро, зачастую можно «утрясти» даже по телефону, без запроса».
«Руководитель пресс-службы Юлия Юрьевна Склярова искренне полагает, что ее взаимодействие с журналистами должно сводиться к публикации новостей на сайте. Однако, как правило, это не особо интересные для журналистов бытовые убийства. Когда же речь идет о действительно громких происшествиях, получить адекватный комментарий очень сложно».
«Руководитель пресс-службы очень избирательна в контактах с журналистами».
«Юлия Юрьевна, пожалуйста, заведите электронную почту для запросов. XXI век на дворе, пока журналисты отправляют вам почтой Россией письма – тема уходит в небытие».
«Пресс-служба – это Ю.Ю. Склярова! И этим все сказано. У нее достаточно полномочий для собственных оперативных комментариев, что оставляет в тени других руководителей ведомства».
8. Прокуратура Нижегородской области
Немного отстала от пресс-службы СУ СКР по Нижегородской области (429 баллов) пресс-служба региональной прокуратуры – также постоянный участник нашего рейтинга.
Комментарии коллег:
«Много заметных инфоповодов, но с обработкой запросов журналистов есть проблемы».
«Отвечают на запросы в течение примерно двух недель. Ни слова за рамками официоза. Прокурорские новости, как и в случае с МВД, в основном сборка мелкой текучки с районов по принципу «надо чем-то заткнуть сайт». Прокуратура Нижнего Новгорода старается изобретать более интересные поводы».
«При работе с областной прокуратурой рассчитывать на быстрый ответ, как правило, не приходится. Но зато ответ зачастую бывает полным и развернутым».
9. Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области
Комментарии коллег:
«Высокая активность, когда есть заинтересованность».
«Быстрый отклик на запросы, контактное руководство».
«В целом любую информацию можно получить достаточно оперативно. Правда, не всегда это будет по-настоящему ценная информация и именно то, о чем ты спрашивал. Однако Роспотребнадзор можно отметить как первопроходца среди нижегородских ведомств в работе с мессенджерами».
«В первый и единственный раз общение не получилось. На самую простую просьбу нас переслали в Москву, так как общение с федералами – их компетенция. Зачем тогда вообще пресс-службу содержать такую?».
«Пресс-секретарь, которая сама ничего не решает, если тема резонансная, то сначала согласовывает ответ с Москвой».
10. Администрация Нижнего Новгорода
Замыкает десятку лучших нижегородских пресс-служб, по версии опрошенных журналистов, департамент общественных отношений и информации администрации Нижнего Новгорода и его подразделение – управление по работе со СМИ. В 2017 году сменилось руководство департамента: в начале года должность его руководителя покинул Даниил Смирнов. И. о. главы департамента стал Руслан Бадретдинов. В июле в качестве директора департамента был представлен Роман Амбарцумян, советник главы администрации Нижнего Новгорода по информационной политике.
Комментарии коллег:
«К сожалению, приход Романа не пошел на пользу. Открытости и оперативности стало меньше».
«С приходом Романа Амбарцумяна подведомственная пресс-служба была фактически демонтирована. Руководство не контролирует внутренние процессы, не стремится к качественной отработке запросов».
«Практически перестали отправлять запросы в пресс-службу мэрии. Отвечают долго (больше недели – это классика), часто – игнорируя конкретные вопросы, в духе «зарисовка на тему». При этом нельзя сказать, что пресс-секретари неграмотные. Просто, как минимум, нужно распределение тем запросов (городское хозяйство, экономический блок) между сотрудниками пресс-службы. А как максимум – директор департамента, к чьим просьбам оперативно предоставить СМИ информацию будут прислушиваться нужные журналистам спикеры».
«Катастрофа! Чехарда в руководстве городом привела к почти полной дезорганизации пресс-службы. Работать можно, только опираясь на исполнительность и профессионализм отдельных сотрудников».
«Из всей пресс-службы администрации, по-моему, работает только Руслан Бадретдинов. Он же и помогает в получении ответов на запросы, когда их ждешь по неделе, хотя дедлайн ставишь через сутки (чтобы пресс-служба подготовилась)».
«По-прежнему большие проблемы с оперативностью. Но в этом году подтянули качество ответов на запросы. Хотя бы перестали в ответ на запрос присылать старый пресс-релиз».
В опросе участвовали:
Юлия Асташкина, корреспондент НИА «Нижний Новгород»,
Сергей Бишлетов, корреспондент газеты «Патриоты Нижнего»,
Юлия Василишина, обозреватель «Комсомольской правды» в Нижнем Новгороде,
Ярослав Гунин, стрингер,
Ольга Дьякова, корреспондент ИА «НТА-Приволжье»,
Оксана Колотушкина, корреспондент ИА «НТА-Приволжье»,
Роман Кряжев, заместитель главного редактора «Коммерсант-Приволжье»,
Александр Пичугин, главный редактор ИА «Нижний сейчас», редактор интернет-ресурса «Репортер-НН»,
Александр Седов, политический обозреватель интернет-ресурса «Репортер-НН»,
Надежда Торопова, редактор ИА «Интерфакс-Поволжье»,
Роман Фильцов, главный редактор городского портала nn.ru.
Фото Олега Золото