Произошедший в центре Санкт-Петербурга взрыв президент России Владимир Путин назвал терактом. Тем самым глава государства озвучил версию, совершенно противоположную той, что накануне основной назвал Следственный комитет РФ. Эксперты в сфере безопасности согласились с президентом и обосновали свои позиции «ФедералПресс».
Эксперты, как и президент, склоняются к тому, что взрыв в супермаркете в Санкт-Петербурге – это теракт. Все признаки налицо. «Это уже второй теракт в Питере в этом году в городе президента – в Питере, – сказал «ФедералПресс» участник контртеррористической операции на Дубровке и вице-президент Фонда ветеранов боевых действий и участников вооруженных конфликтов Роман Касьяненко. – Может быть, президент как питерец специально решил взять эту ситуацию под личный контроль».
«Теракт в Петербурге – отголосок того, что не удалось чуть ранее»
Как считает экс-начальник Управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом Юрий Сапунов, «Владимир Владимирович – профессионал, он умеет адекватно квалифицировать любые противоправные действия и знает цену своих решений выверенных и четких». «По всем признакам я тоже считаю, что это теракт, направленный на устрашение граждан, – заявил эксперт. – Сейчас для ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) главное – запугать народ перед праздниками и перед выборами. Остатки недобитых нелюдей пытаются как-то дестабилизировать обстановку в нашей стране. Но с нашей стороны идет огромная комплексная работа на недопущение всего происходящего».
Сапунов убежден, что «в СМИ необходимо говорить о гражданской солидарности и бдительности. «Гражданам необходимо сообщать обо всех даже самых двусмысленных случаях. Если увидел – сообщи. Как говорят в органа, лучше перебдеть, чем недобдеть», - считает Сапунов.
Как объяснил председатель президиума организации «Офицеры России» Антон Цветков, «даже то, что мы с точки зрения обывателя можем назвать терактом, до тех пор, пока оперативно-следственным путем не будет подтверждено, что некое преступление соответствует определенным признакам теракта, то СК не может эту ситуацию определенно квалифицировать». «Не всегда сразу понятно – теракт это или нет. Но то что за сутки смогли установить что это теракт – в этом нет ничего удивительного», – считает Цветков.
По мнению эксперта, «Путин недаром выбрал для своего заявления именно аудиторию тех военных, кто сражался в Сирии, так как благодаря этим офицерам многие взрывы на нашей территории не прогремели».
«Россия остается одной из главных мишеней террористов сегодня, – сказал «ФедералПресс» международный политолог и израильский общественный деятель Авигдор Эскин. – И, к сожалению, теракты и дальше будут существенной частью российской жизни. Но российское участие в Сирии уменьшило террористический потенциал только тем, что навязало террористам свои действия за рубежом. На мой взгляд, это очень умный шаг с этой точки зрения. Ведь террористы "прут" туда воевать с Россией из разных стран мира, из других стран СНГ. Хорошо известно, что в рядах сирийских террористов высок процент русскоязычных участников. По опыту Израиля я скажу, что с террористами лучше работать на том этапе, когда они только еще задумали теракт. Когда террористы в первый раз посещают соответствующие соцсети и т.д.».
Как считает глава сектора проблем региональной безопасности РИСИ Игорь Николайчук, «мы существуем в новой реальности, где терроризм становится повседневностью». «Событие в Питере носит "терактовидный характер", то есть это может быть даже не совсем теракт. Хуже всего то, что наша жизнь дает потенциалы, некие ростки для совершения таких действий», - отметил эксперт.
При этом Николайчук считает, что «ньюсмейкинг президента всегда нужно рассматривать информационно многомерно». «В данном случае назвать это происшествие терактом до официальных действий следственных органов, пресс-службы ФСБ, конечно, несколько преждевременно, – отметил эксперт. – Но президент имел ввиду, что, безусловно, в данном случае можно связать все с сирийскими событиями, потому что уголовное это дело или террористическое – оно все равно так или иначе навеяно Сирией».
Вместе с тем, военный эксперт Роман Касьяненко говорит, что он «не стал подгонять под эту ситуацию Сирию». «И я не думаю, что сейчас наши войска вернутся в Сирию, если даже этот теракт связан с Сирией», - отмечает он.
Напомним, свое мнение о произошедшем в Санкт-Петербурге вечером 27 декабря, президент Владимир Путин высказал на встрече с офицерами, участвовавшими в операции ВКС в Сирии. «Вы знаете, что вчера в Петербурге был совершен террористический акт», – заявил глава государства.
Президент отметил, что ранее Федеральная служба безопасности предотвратила и другую попытку теракта. «А что было бы, если бы вот эти тысячи, о которых я сейчас сказал, сотни вернулись к нам, вернулись из Сирии обученными, вооруженными, хорошо подготовленными?» – обратился Владимир Путин к российским силовикам.
По его собственному признанию, он дал распоряжение главе ФСБ Александру Бортникову при задержании подозреваемых, если возникнет «угроза жизни и здоровью наших сотрудников действовать решительно». Президент подчеркнул, что в подобной ситуации необходимо «ликвидировать бандитов на месте» и «в плен никого не брать».
Сообщение о взрыве в супермаркете «Перекресток» на Кондратьевском проспекте в Санкт-Петербурге поступило 27 декабря около 18:30. Взрыв произошел в камере хранения, но задел одну из касс магазина. Правительство Санкт-Петербурга пообещало выплатить пострадавшим при теракте в «Перекрестке» по 300 тысяч рублей каждому из резервного фонда губернатора Георгия Полтавченко.
Скриншот: kremlin.ru