В Свердловской области в самом разгаре сбор подписей за кандидатов в президенты. Несмотря на мороз, десятки сборщиков каждый день приближают своих фаворитов к моменту регистрации в ЦИК. О том, как одно неудачное высказывание подвело сторонников действующего президента, каким образом штаб Ксении Собчак отбивается от обвинений в накрутке подписей и какие наказы избиратели передают Борису Титову, – в материале «ФедералПресс».
К 31 января кандидаты от непарламентских партий должны предъявить в Центризбирком 100 тысяч подписей, самовыдвиженцы (к их числу относится действующий глава государства Владимир Путин) – 300 тысяч. При этом в одном регионе может быть собрано не более 2500 подписей за партийного кандидата и не более 7500 – за самовыдвиженца. Обычно собранные подписи проходят проверку в региональном, а затем и в московском штабе кандидата, чтобы снизить процент брака. Закон запрещает сбор подписей по месту работы, учебы, при выдаче пенсий и других социальных выплат, при оказании благотворительной помощи. Организовывать сбор подписей не могут государственные и муниципальные ведомства, руководство организаций, члены избиркомов с правом решающего голоса. Не допускается принуждение и подкуп граждан, оставляющих подписи.
Сбором подписей за Владимира Путина до недавнего времени занималось движение «Волонтеры Победы». В Екатеринбурге это привело к скандалу: 5 января сбор подписей прокомментировал и. о. руководителя регионального отделения «Волонтеров» Эльдар Валиуллин, находившийся на одном из пунктов. Одновременно Валиуллин является членом городского избиркома, что и привлекло внимание общественности. Впрочем, никаких нарушений найдено не было: формально активист не имел отношения к кампании Путина. «Член комиссии просто неудачно выразился, сказав, что участвует в сборе подписей. Такие надуманные вбросы не в лучшем виде выставляют область», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» председатель городского избиркома Илья Захаров. «Волонтеры Победы» ни в одном из регионов сбором подписей уже не занимаются. Со следующей недели субъекты будут разные, но «Волонтеров» среди них точно не будет», – сообщил нашему изданию осведомленный источник. Стоит отметить, что штаб Владимира Путина на сегодняшний день собрал уже 408 тысяч подписей. Тем не менее, по сообщению ТАСС, сбор продолжится: это необходимо, чтобы сформировать более серьезный задел.
Шум произвели и обвинения мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана в адрес кандидатки от «Гражданской инициативы» Ксении Собчак. По сведениям главы города, подписи за нее собирают некие финансово-промышленные группы. Собчак потребовала от Ройзмана извинений и вызвала его на дебаты, но мэр приглашение отклонил. Корреспондент «ФедералПресс» посетил избирательный штаб Собчак вместе с известным юристом Иваном Кадочниковым, чтобы оценить подлинность подписей. «Подписи живые. Сразу видно, что написание цифр разное. Обратите внимание на цифру 8, цифру 0. Именно поэтому нужно, чтобы граждане сами указывали дату. В некоторых местах видно, что человек писал в неудобном положении», – заявил Кадочников, посмотрев несколько листов. «Сбор на предприятиях прямо запрещен законом, но поймать на этом очень сложно», – говорит он. «Когда люди работают на одном предприятии, средний возраст будет выше 28 лет, так как молодежь еще не работает на заводах. А у нас много молодежи 18-20 лет», – комментирует руководитель регионального штаба Евгений Рон.
«Характерно, что адреса идут вразнобой, это означает, что подписи реально собирают. На некоторых выборах сборщики просто берут данные ТСЖ, а потом ходят по квартирам. Это формально не запрещено, но избирком «делает зарубочку», что что-то не так, начинает более внимательно проверять», – указал Иван Кадочников. По словам Евгения Рона, сейчас в штабе 29 сборщиков, единовременно работает около двадцати. «У кого-то выходит пять подписей, у кого-то пятьдесят пять», – рассказал он. «По плану мы должны собрать 2500 подписей, сейчас собрано более 1500. Когда накапливается определенное количество, мы отправляем их курьерской службой в Москву. Там их заверяет уполномоченный от партии», – утверждает Рон. «Постоянно пытаются вступить в полемику, но не с нами, а с Собчак. Я улыбаюсь и говорю: я вас понял. Бывает, что просто проходят мимо и говорят: ну, собирайте дальше», – описал реакцию уральцев сборщик подписей Максим Верников.
Корреспондент «ФедералПресс» посетил и штаб кандидата от «Партии Роста» Бориса Титова. Там, в отличие от штаба Собчак, ему представили и список доверенных лиц, имеющих право заключать договора со сборщиками, и черновые материалы, а также уже готовую агитацию. Свидетельств подделки Иван Кадочников не выявил и здесь. Более того, юрист обратил внимание, что многие листы помяты: это свидетельствует о сборе «в полевых условиях». Самому корреспонденту «ФедералПресс» удалось обнаружить описку в названии одной из улиц: подпись тут же пометили специальной наклейкой, означающей брак. Таких наклеек немало. «Бывает, что человек не знает, что его паспорт недействителен или что он вообще числится умершим», – вспоминают в штабе возникавшие при проверке подписей казусы.
У Титова около двадцати сборщиков, но большинство подписей собирается не на улицах, а через знакомых. «Холодно, морозно, люди с паспортами не ходят», – объясняют в штабе. Впрочем, сборщики стоят в некоторых стратегических местах, где большая вероятность встретить целевую аудиторию Титова – предпринимателей и менеджеров. Это, например, холл отеля «Панорама» и кондитерская в «квартале миллионеров» на Красноармейской. Один из сборщиков в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» сообщил, что искал поддержки у знакомых по УрГЭУ. «Обычно сразу спрашивают, не за Путина ли собираю. Объясняю, что это Титов, предприниматель. Ставят подписи в основном по дружбе», – рассказал он.
Нижнетагильский активист Евгений Рохлин, в прошлом году баллотировавшийся в мэры, говорит, что в основном агитирует знакомых предпринимателей. По его словам, фигура Титова достаточно известна в городе. «Сейчас Нижний Тагил уже не рабочий город, как раньше, много людей заняты в малом и среднем бизнесе», – описывает он свою аудиторию. В штабе говорят, что зачастую при сборе подписей получают для Титова «наказы избирателей». Так, кандидата просили поддержать сохранение бесплатных мест в вузах. План по сбору подписей партия надеется выполнить с опережением, но пока об итогах говорить рано.
В Свердловской области собирают подписи и в поддержку лидера «Яблока» Григория Явлинского. Член регионального штаба Ирина Скачкова сообщила корреспонденту «ФедералПресс», что работа идет в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Туринске, Реже и Камышлове. Сейчас собрано уже около двух тысяч подписей. Агитации у «Яблока» пока нет, а договора со сборщиками подписывают уполномоченные лица в Москве. В основном подписи собирают у знакомых, однако не исключаются и другие способы. «В Камышлове подходил полицейский, интересовался, что за сбор», – вспоминает Скачкова.
Прочие кандидаты активности не проявляют. Лидер «Монархической партии» Антон Баков заявил корреспонденту «ФедералПресс», что пока не приступал к сбору подписей. Более того, уже известно, что он отметился на листе поддержки Ксении Собчак. Первый секретарь регионального отделения «Партии добрых дел» Сергей Евсин сообщил нашему изданию, что сбор подписей за журналистку Екатерину Гордон, выдвинутую этой политической силой, в Свердловской области не ведется. Связаться с представителями остальных непарламентских партий, предложивших свои кандидатуры, у корреспондента «ФедералПресс» не получилось.
«Большинство кандидатов «обречено» на ту или иную помощь по административной линии, а те усилия, которые предпринимают сборщики в публичном пространстве, носят скорее агитационный характер», – скептичен политолог Александр Пирогов. «Есть некая картинка: избиратели должны видеть процесс сбора подписей. Сколько у кого сборщиков, – неважно, важно, кто обозначает свое присутствие в публичном пространстве и демонстрирует все процессы, которые входят в ритуал под названием «выборы», – сказал он корреспонденту «ФедералПресс». В итоговый список войдут 6-8 кандидатов, прогнозирует Пирогов.
Руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин, напротив, считает, что «никакой конспирологии нет и тотального доминирования административного ресурса тоже нет». «Кандидаты достаточно амбициозны, собрать необходимые средства для сбора подписей они могут. При хорошей организации труда нормальная группа сборщиков может это сделать за небольшие деньги. Те обвинения, которые раздаются, ничем не подкреплены, это слухи из разряда «одна бабушка сказала». Есть попытки бросить тень на саму кампанию, подвергнуть сомнению легитимность и чистоту выборов. Но мы знаем, что именно сейчас к чистоте относятся рьяно и трепетно, никто не заинтересован в том, чтобы его поймали за руку», – опровергает он подозрения в адрес кандидатов, объясняя их «борьбой амбиций».
Фото: А. Калинин, И. Кадочников
Выборы президента России