Нижегородский фонд капремонта многоквартирных домов выиграл суд по взысканию 23,3 млн рублей долга по взносам за 2015 год со стороны администрации Дзержинска, второго по числу жителей города региона. В настоящее время региональный оператор судится также с другим крупным неплательщиком – администрацией Нижнего Новгорода, задолжавшей платежи за 2015 год на сумму почти 129 млн рублей. Доводы местные администрации привели похожие – возникшие разногласия по площадям помещений, находящихся в муниципальной собственности. Эксперты связывают это с плохой подготовкой к реализации закона о капремонте и возлагают ответственность за учет муниципальных помещений на городские власти. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Собираемость взносов на капитальный ремонт в 2017 году в фонд капремонта многоквартирных домов (МКД) Нижегородской области по состоянию на 1 января 2018 года составила 82,5 % (в 2016 году – 70,9 %), сообщили «ФедералПресс» в региональном операторе. При этом общая сумма задолженности по оплате взносов составила 2 млрд 455,2 млн рублей, из них 1 млрд 835,5 млн рублей задолжали граждане, 552,8 млн рублей – муниципалитеты. В фонде капремонта отмечают, что из 180 органов местного самоуправления (МСУ) Нижегородской области, имеющих муниципальное жилье в многоквартирных домах, злостными неплательщиками являются только Нижний Новгород и Дзержинск. Остальные осуществляют либо полные, либо частичные платежи. По данным регионального оператора, за 2015–2017 годы Нижний Новгород задолжал 333,5 млн рублей, Дзержинск – 79,2 млн рублей. По оценке местных администраций, общая задолженность по оплате взносов на данный момент составляет ориентировочно 312 млн и 100 млн рублей соответственно.
В январе Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) подтвердил решение нижегородского суда о взыскании с администрации Дзержинска 23,3 млн рублей долга по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов и 5,26 млн рублей пени. Основной долг сложился за период с 1 февраля по 30 ноября 2015 года. Фонд предъявил иск в части более 8,2 тыс. помещений, находящихся в муниципальной собственности, еще в декабре 2015 года. «Исполнительный лист в администрацию пока не поступал. А так как в настоящее время рассматривается вопрос о подаче кассационной жалобы на судебные акты, соответственно, вопрос оплаты будет решаться после получения решения кассационной инстанции», – сказали «ФедералПресс» в администрации Дзержинска.
С администрации Нижнего Новгорода областной фонд капремонта в настоящее время пытается взыскать 128,9 млн рублей задолженности по взносам, образовавшейся с февраля по октябрь 2015 года, 4,4 млн рублей пени и 4,2 млн рублей неосновательного обогащения. Очередное заседание по рассмотрению искового заявления, поданного в январе 2016 года, назначено на 6 февраля. Доля помещений, находящихся в муниципальной собственности в МКД, составляет 4,39 % (1,4 млн кв. метров) от общей площади МКД в Нижнем Новгороде.
В департаменте жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода отметили, что в январе 2017 года фонд капремонта направил в его адрес пакет документов для оплаты взносов за 2016 года. Ввиду того, что пакет был представлен не в полном объеме, департамент жилья возвратил его без рассмотрения. За оплатой взносов на капремонт за 2017 год региональный оператор в адрес департамента жилья не обращался, сообщили в городском ведомстве.
В администрации Дзержинска неплатежи объясняют тем, что до конца прошлого года шла сверка муниципальных помещений, на которые выставлялись счета. Аналогичный довод приводят и в департаменте жилья областного центра: «За время судебного разбирательства комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода (соответчик) было выявлено значительное расхождение в площадях помещений, находящихся в муниципальной собственности. В настоящее время сторонами ведется сверка площадей помещений, находящихся в муниципальной собственности».
«У меня глубокое ощущение, что вообще и федеральный, и областной законы о капитальном ремонте принимались без какой-либо подготовительной работы, анализа и исследования реальной ситуации с многоквартирным фондом в области. Это касается и определения реальных цифр по муниципальному жилью, это же касается изучения потребности капитального ремонта во всем многоквартирном фонде», – комментирует заместитель председателя законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров.
Иного мнения придерживается руководитель регионального центра общественного контроля «ЖКХ Нижегородской области» Александр Рыжов. «Все-таки органы местного самоуправления (МСУ), являясь собственниками помещений в многоквартирных домах, могли бы подать нам пример по дисциплинированности по оплате взносов на капремонт. Но в действительности они оказались крупнейшими должниками, – говорит он. – По этому поводу выражало обеспокоенность и законодательное собрание Нижегородской области, рекомендуя в выводах мониторинга реализации закона о капремонте.
На практике были случаи, когда руководителей муниципальных учреждений, расположенных в многоквартирном доме, жители приходили и спрашивали: почему не платите? Руководителю учреждения стыдно, что он не платит взносы на капремонт, а люди хотят спецсчет открыть, пораньше ремонт провести. Но директор ничего не может сделать, потому что представитель собственника этого помещения взнос на капремонт не платит. Да, действительно, часто бывает ссылка, что по площадям есть разногласия. Но, если ты управляешь муниципальным имуществом, ты должен осуществлять его регистрацию, необходимые действия по инвентаризации. То, что некоторые разногласия тянутся с 2015 года, свой вклад в реализацию региональной программы капитального ремонта вносят».
И. о. генерального директора нижегородского фонда капремонта Владимир Челомин тоже считает, что муниципалитет должен платить за капремонт точно так же, как и простые граждане. «А мы видим, что люди более ответственно относятся, чем главы МСУ, хотя публичная власть должна показывать пример», – говорит он.
Добавим, что о проблеме платежей за капремонт говорят и на федеральном уровне. На селекторном совещании в ноябре 2017 года министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень сообщил, что в некоторых регионах собираемость взносов с публичных собственников оказалась и вовсе нулевой. По данным министра, приведенным отраслевым интернет-журналом «Строительство.ru», в Нижегородской области по муниципальной собственности она составляла 15,8 %.
Другая сторона сбора взносов на капремонт – их использование по целевому назначению. Вице-спикер заксобрания Владислав Егоров в декабре прошлого года направлял врио губернатора Глебу Никитину обращение, в котором указал, что собранные с собственников помещений средства лежат на счету в управлении областного казначейства министерства финансов Нижегородской области. По данным коммуниста, сейчас там находятся порядка 5 млрд рублей (по данным минфина Нижегородской области – 4,82 млрд рублей на 1 января 2018 года). Егоров уже получил ответ на свое обращение, подписанный и.о. врио губернатора Евгением Люлиным. В нем говорится, что решение об открытии счета принято попечительским советом фонда капремонта «с целью обеспечения защиты денежных средств собственников жилья». По словам Егорова, проблему капремонта планируется обсудить на правительственном часе в заксобрании в марте.