По данным Карелиястата, в 2017 году инвестиции в основной капитал в регионе сократились на 5,1%. В Надвоицком промпарке – по-прежнему всего один резидент. На территории республики за год зарегистрировано 1106 новых компаний, при этом ликвидировано 2449. Как шутят предприниматели, в отношениях с бизнесом местные власти придерживаются метода кнута и пряника: немногочисленные формы господдержки – с одной стороны, высокие тарифы и бюрократия – с другой. 18 января на заседании правительства был представлен «большой пакет дополнительных мер поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности». Однако эксперты и представители бизнес-сообщества сообщили «ФедералПресс», что эти предложения нуждаются в доработке.
«Это больше похоже на популизм»
Сейчас карельский средний и малый бизнес может рассчитывать на правовую и информационную помощь государства, льготные арендные ставки на земельные участки, а также ряд субсидий: на частичное погашение займов по кредитам, покупку оборудования и развитие предпринимательской деятельности. На прошлой неделе чиновники озвучили дополнительные меры поддержки. В частности, это передача госимущества в безвозмездное пользование – под конкретные инвестпроекты и на конкурсной основе. «Речь идет об объектах недвижимости, на которые сегодня не выявлен спрос в ходе конкурсов по приватизации, – уточнил министр экономического развития Дмитрий Родионов. – Ревизия проведена, уже определено десять таких объектов в республике. Подобная мера поддержки успешно работает в Мурманской и Новосибирской областях».
По мнению экспертов, госимущество, которое не пользуется спросом, скорее всего, не будет востребовано даже на безвозмездной основе: расходы на его содержание и ремонт никто не отменял – равно как и бюрократические процедуры, обязательные даже для «неликвида». «Такое госимущество никому не нужно. Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в реконструкцию руин. Проще построить новый объект, – считает председатель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергей Авишев. – Это больше похоже на популизм – не более того. Все, что можно было продать в Республике Карелия – уже давным-давно продано. Вот если бы предпринимателю дали возможность получить бесплатно хороший земельный участок и помогли с инфраструктурой – это была бы более реальная мера поддержки».
По словам экс-директора Института экономики КарНЦ РАН, советника главы РК по экономическим вопросам Юрия Савельева, многое будет зависеть от того, на каких условиях имущество будет передаваться в пользование. «При формировании перечня государственного и муниципального имущества, которое может быть безвозмездно или на платной основе передано в пользование бизнесу, было бы целесообразно выделить имущественные комплексы, реконструкция, эксплуатация и развитие которых может осуществляться на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Это могут быть социально значимые объекты, использование которых позволит сохранить и улучшить качество предоставляемых населению услуг, и одновременно создать условия для ведения предпринимательской деятельности. Например, банно-прачечные комбинаты, хосписы, объекты ЖКХ и так далее», – считает эксперт.
А у предпринимателей спросили?
В представленном правительством проекте предполагается не только имущественная, но и финансовая поддержка предприятий. В основном, это субсидии на частичную компенсацию затрат на приобретение оборудования (для предприятий, работающих в сфере народных промыслов), строительство или реконструкцию объектов придорожного сервиса, создание туристических гостевых домов, а также на присоединение к объектам электросетевого хозяйства. В моногородах малый и средний бизнес смогут рассчитывать на особые условия предоставления микрозаймов через республиканскую микрокредитную организацию – под 6,8% годовых на сумму от 100 до 750 тысяч рублей.
Как признались собеседники «ФедералПресс», на бумаге предложенные правительством меры поддержки, возможно, и хороши, но будут ли они работать на практике? «Я, честно говоря, не знаю, обсуждалась ли модель господдержки в Республике Карелия с бизнес-сообществом, – признался Савельев. – Насколько я могу судить из общения с предпринимателями, большинство из них считают субсидии мерой чрезмерно бюрократизированной, как в плане подготовки пакета документов и рассмотрения заявок, так и последующих отчетов о целевом использовании субсидии. Есть и еще одна проблема. Мы можем утвердить сколько угодно видов субсидий, на все случаи жизни. Другой вопрос, что большинство из них могут остаться только лишь продекларированными, но не реально работающими в силу сложности порядка их предоставления, либо в силу отсутствия в бюджете денег на их финансирование». По его словам, по самым приблизительным подсчетам, если эти меры поддержки будут приняты и востребованы, на их финансирование региональному бюджету потребуется от 50 до 60 миллионов рублей. «Откуда брать эти деньги, пока непонятно», – подчеркнул Савельев.
Сергей Авишев считает, что отдельные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, озвученные республиканскими властями, могут быть востребованы. Однако довольно скромные по современным меркам суммы, которые предлагаются предпринимателям, вызывают массу вопросов. «Серьезное предприятие не станет обращаться за микрозаймом или субсидией в 100-300-500 тысяч рублей. Нужно говорить о более масштабных суммах. 100 тысяч предприниматель и сам найдет. Посмотрим, как эти меры будут работать. Пока я, к сожалению, вижу только некий популистский механизм. Ну, правительству же надо что-то делать?» – пояснил общественник.
Инвестору придется крепко подумать
Представители карельского турбизнеса, на который зачастую и рассчитаны меры господдержки, говорят, что предложения замечательные. Однако основных проблем, с которыми предприниматели сталкиваются ежедневно, это никак не решит. «Как владелец базы отдыха, могу сказать: если бы мне сейчас предложили с нуля инвестировать в объект размещения, я бы отказался, – признался директор туристической компании «Ратас» Владимир Кучеренко. – Во-первых, неопределенность, связанная с системным экономическим кризисом. При полномасштабном открытии направлений Египта и Турции мы неконкурентноспособны по цене и возможностям населения тратиться на отдых. Во-вторых, при таких тарифах на электроэнергию (9,50 рублей кВт/ч) содержание объекта недвижимости – дорогое удовольствие. К примеру, в Ленинградской области – 5,70 рублей кВт/ч. Ярко выраженная сезонность не позволяет компенсировать затраты за электроэнергию, когда отапливать базу отдыха в нашей широте требуется круглый год. В-третьих, абсолютно не сбалансированы ставки по арендной плате за земли рекреации, на которых и предлагается строить объекты инфраструктуры туризма».
По словам Кучеренко, парадоксы здесь на каждом шагу. В Карелии средняя ставка арендной платы варьируется от 2,5% до 3% от кадастровой стоимости земли, однако в отдельно взятом Пряжинском районе она почему-то составляет 7,3%. «При этом приватизация участка площадью до 3 гектаров стоит около 30% от кадастровой стоимости. На мой взгляд, потенциальному инвестору придется очень крепко подумать и посчитать, а нужно ли ему это?», – подытожил собеседник.
Властям нужно разбираться с тарифами
Юрий Савельев сообщил, что на днях отправил главе региона свои предложения по корректировке документа. По его мнению, субсидию на компенсацию затрат по технологическому присоединению к электросетям стоит заменить субсидией на подключение новых производств ко всем без исключения объектам коммунальной инфраструктуры (электричество, газ, тепло, вода и канализация). Еще одно предложение – добавить субсидии, связанные с инновационно-технологическим развитием и импортозамещением, чтобы поддержать действующие инновационные компании, а также предприятия, производящие товары на экспорт. Наконец, ученый предлагает разработать единый порядок предоставления субсидий, чтобы избежать излишней бюрократии.
«Я бы вообще предложил рассмотреть альтернативную модель поддержки бизнеса в Республике Карелия, предполагающую поэтапный уход от бюджетных субсидий – невозвратной формы поддержки, оценить эффективность которой довольно сложно – к расширению форм финансовой поддержки бизнеса с использованием региональных финансовых институтов – Фонда микрокредитования малого бизнеса и Гарантийного фонда Республики Карелия», – сказал Савельев. – Также стоит подумать о создании регионального фонда развития промышленности. Тем более, что эта модель сейчас активно внедряется со стороны Минэкономразвития».
Известный карельский предприниматель, генеральный директор компании «МВ Barbell» Вадим Маркелов считает, что программы поддержки бизнеса были всегда, но положительного эффекта они практически никогда не давали. «Министерство экономики распределяло гранты, давали деньги фермерам, давали лес под продажу, деньги под развитие бизнеса, под закупку станков – все это уже было. Предлагаемая правительством программа очень похожа на предыдущие. Почему раньше это не работало, а сейчас вдруг заработает?» – удивился предприниматель. По его мнению, первым делом необходимо тщательно проанализировать программы, которые уже были реализованы, сделать выводы, почему они провалились, и не повторять прошлых ошибок.
«Вопрос надо решать более глобально, – уверен Сергей Авишев. – Не компенсировать затраты на электроэнергию, а разбираться с тарифами. Глава Республики перед выборами обещал, что у нас тарифы будут как в Ленинградской области. Если это обещание будет выполнено, инвестор сам придет – без каких-либо «пряников». Ему от государства нужно будет только одно: чтобы не мешали, не отправляли за каким-то разрешением через 186 кабинетов, не усложняли вопросы с арендой. Это была бы самая эффективная мера государственной поддержки».
Напомним, что в конце декабря 2017 года представители Карелии защитили заявку в Минэкономразвития на федеральную субсидию для развития малого и среднего бизнеса.