Исследования показали, что государственные и муниципальные закупки в Волгоградской области малопрозрачны и неконкурентны. Почему сложилась такая практика, чем она угрожает бюджету и в целом эффективности госвласти, можно ли ее изменить и каким образом – разбирался «ФедералПресс».
Объем средств, которые сэкономил консолидированный бюджет Волгоградской области при снижении цен на конкурсных закупочных процедурах, в 2017 году вырос впервые за три последних года. При этом сэкономить удалось чуть больше, чем в 2011 году, когда общий объем трат на госзакупки был почти вдвое меньше.
Кроме того, вышел экспертный отчет Аналитического центра при правительстве России, в котором по общему индексу эффективности закупки Волгоградской области отнесены на 69-е место в России.
Узнали свое место
Свежий рейтинг Аналитического центра при правительстве РФ и компания «Закупки 360» (мониторинговая система) составлен на основе данных за первое полугодие 2017-го. По совокупному рейтингу Волгоградская область получила 69-е место, тогда как по итогам 2016 была на 10 строчек выше.
Региональные госзакуки были проанализированы по пяти группам показателей, а также отдельно на субъектовом и муниципальном уровнях, а также в среднем. Так, при 69-м общем месте по чисто муниципальным закупкам Волгоградская область 39-я, а по индикатору «только региональные» – аж на 73-м месте. Ниже только республики Северного Кавказа, Мордовия, Магаданская и, что любопытно, Белгородская области.
В Волгоградской области формальная конкуренция – больше одной заявки на тендер – есть в конкурсах по 88,6 % от объема закупок. При этом количество таких закупок всего 49 % – общее место региона 70-е. А по эффективности планированию и вовсе занимает 79-е место. Этот показатель эксперты оценивали по проценту стоимости контрактов, заключенных и исполненных в IV квартале года, а также по количеству контрактов, заключенных с падением 25 % и более от начальной максимальной цены контракта. Таких тендеров в Волгограде, кстати, больше 35 %.
По конфликтности закупок не все плохо – 39 место. Показатель исчисляется по проценту закупок, по которым жалобы в ФАС были признаны обоснованными или частично обоснованными. По «подозрительности закупок» при этом – один из пяти критериев их эффективности. Она оценивается исходя из стоимости одного дня заключенного контракта в регионе (стоимость контракта в расчете на один день его исполнения), а также доли контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную цену при организации конкурса. В Волгоградской области, кстати, один день исполнения контракта стоит 5518 рублей – это вдвое больше, чем в Саратове, но вдвое меньше, чем в Карачаево-Черкесии. Сравнивать с Москвой, Московской областью и нефтегазодобывающими регионами некорректно, потому что там существенно выше размеры контрактов.
Отметим, что почти по всем показателям в 2017 году результат у Волгоградской области ухудшился. Методику, по которой проводит исследования Аналитический центр при правительстве, впрочем, многие эксперты критикуют.
По открытым данным портала госзакупок, общее снижение цены контрактов на конкурсных процедурах в Волгоградской области за 2017 год составило 2,45 млрд рублей. С одной стороны, это почти в пять раз больше, чем в 2014-м году, вместе с тем в 2015 и даже в 2011 году регион сэкономил на заключении конкурсных контрактов 2,56 млрд и 2,31 млрд рублей соответственно. При этом собственно траты составили и 44,76 млрд и 34,39 млрд рублей против 52,33 млрд рублей в 2017-м году. Попросту говоря, эффективность экономии от конкурсных процедур постоянно снижается.
«Уникальный» типовой опыт
Однако именно объемы экономии, полученной бюджетом от изменения региональной системы закупок, власти Волгоградской области публично называют одним из главных своих достижений.
Так, на встрече с недовольными коммерсантами весной прошлого года губернатор Андрей Бочаров заявил, что области с 2014 (по начало 2017-го) удалось сэкономить больше 23 млрд рублей. Речь идет о выгодах от системы централизации, которая замкнула большинство однотипных закупок для государственных и муниципальных нужд на большие и даже сверхбольшие лоты. В результате действительно есть экономия, впрочем, высчитать ее точный размер достаточно проблематично. Несмотря на то, что в официальных сообщениях власти подобная централизация называлась передовым, успешным и чуть ли не уникальным опытом, эксперты отмечают, что подход универсальный. Практика пришла из бизнеса, который таким образом оптимизирует расходы. При этом за скобками оставляются такие функции государственного управления как стимулирование местных предпринимателей.
Кроме того, существуют и иные факторы, не позволяющие считать подход абсолютным благом, хотя бы потому, что из-за него страдает конкурентность. Доля контрактов с крупнейшими поставщиками во всех без исключения регионах превышает 50 %, а в некоторых, как и в Волгограде, зашкаливает за 80 %. Регионы часто проводят крупные закупки, на которые могут претендовать лишь один-два подрядчика, что, конечно, формально способствует экономии, но ухудшает конкуренцию. Что лучше в долгосрочном плане сказать уже сложно. Например, в Волгоградской области с каждым годом сокращается уровень экономии по нескольким распорядителям бюджета, например, комитет транспорта и дорожного хозяйства, который в 2014-м экономил почти 12 % от начальной цены контракта, а сейчас уже около 8 %.
Порочная практика
«Года четыре назад по всей стране активно обсуждалась необходимость централизации закупочных процедур, и это виделось абсолютным благом для экономии бюджетных средств, – поясняет член регионального штаба ОНФ, активист проекта «За честные закупки» Эдгар Петросян. – Прошли годы и Волгоградская область является лидером в централизации, и мы уже чувствуем на себе проблемы от такого подхода. Это монополизация многих отраслей, снижение уровня конкуренции, а как следствие отсутствие серьезной экономии бюджетных средств и снижение предпринимательской активности в целом по экономике региона». Петросян добавляет: «У нас в регионе теперь сформированы целые отрасли, где практически без конкуренции крупные подряды получают компании из других регионов, это и дорожное строительство, и питание, отчасти сфера перевозок, а как следствие налоги с прибыли они уводят в регионы, где зарегистрированы, что бьет по нашему скудному бюджету». По словам эксперта, полностью уходить от централизации не стоит, но лоты следует формировать таким образом, чтобы требования и размер поставок позволяли реально конкурировать местному малому и среднему бизнесу, который платит налоги в регионе.
Как пояснили в ОНФ, в Волгоградской области существуют и вовсе удивительные практики, когда один из региональных комитетов, пользуясь временной неопределенностью с разграничением отдельных полномочий с муниципальными властями, открыто ведет нецелевые траты. «Пока криминал не доказан, но все данные аккумулируются, и они поступят куда надо», – заверили в штабе. Одну очень громкую историю по волгоградским сомнительным закупкам ОНФ-овцы уже довели до стадии, когда обязаны вмешаться федеральные властные структуры. Картелем, занявшимся детским питанием в Волгоградской и Ульяновской областях занимается ФАС, проверки ведут и силовые структуры.
«Коррупция будет всегда довлеющим фактором, но не менее опасна бюрократизация, когда стандартизация методологии и процедур перерастает в избыточную формализацию заявок, не позволяющих учесть специфику конкретной потребности, – отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Бороться с этим надо с помощью повышения прозрачности. Нужна качественная обратная связь с бизнес-сообществом – не просто планировать закупки, но позволять бизнесу иметь тайминг со своей стороны и обеспечивать более конкурентные и привлекательные условия».
Напомним, что несмотря на стабилизацию бюджетной ситуации, казна Волгоградской области только по образованию имеет недостаток финансирования более чем на 3 млрд рублей только по обязательным нуждам. Возможное повышение конкуренции в госзакупках могло бы высвободить необходимые ресурсы.