Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
0

«Наши проблемы никому не нужны». Волгоградским инвалидам оказался недоступен мундиаль

Общественники Волгограда заявили, реорганизация транспортной сети в рамках подготовки к футбольному чемпионату мира обернулась многочисленными нарушениями прав людей с ограниченными физическими возможностями. Выводы сделаны на основе трехмесячного мониторинга новых и отремонтированных объектов на их соответствие федеральным законам. Что не так с недостроенными остановками и уже работающими торговыми галереями, почему мост, время сдачи которого просрочено уже дважды, вновь нужно переделывать и как общаются власти с инвалидами – в материале «ФедералПресс»

На старых или сравнительно новых объектах, но на которые волгоградские активисты уже успели пожаловаться, проблема организации «доступной среды» решается, констатируют общественники. Зато сложная ситуация как раз на новых объектах, которые, вообще-то, должны были изначально возводиться с соблюдением законных норм.

«За столько лет у нас впервые столь бестолковая работа, – констатирует председатель Ассоциации незрячих «Надежда» Татьяна Михайленко, – изначально все сделано неправильно, потом придется выправлять. Какой-то мизер улучшается, но хуже куда больше».

Что не так

С октября прошлого года «Надежда», кстати, на средства гранта областной администрации для социально-ориентированных НКО, проводила в области мониторинг соблюдения законодательства по обеспечения безбарьерной среды для инвалидов на объектах инфраструктуры, построенных или реконструированных к чемпионату мира по футболу. Активисты проверили переходы через автотрассы и ж/д пути, гостиницы, нестационарные торговые павильоны, остановки, светофоры, тротуары и т.п.

Итоги исследования обсудили совместно с еще несколькими общественными структурами и надзорными органами. Они не утешительны – как говорится, шаг вперед, два назад.

В 2016 вступила в силу новая редакция закона «о социальной защите инвалидов в РФ», в которой ужесточены требования к обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов. Однако в Волгоградской области закон не то, чтобы не читали, но, скорее всего, слишком торопятся сделать объекты любой ценой, не всегда задумываясь, что вскоре придется это переделывать.

Кое-что, как отмечают активисты, все-таки меняется. Обычно там, где они успели написать жалобы властям или в прокуратуру. Так, именно «око государево» в Волжском потребовало от застройщика установить подъемные платформы в новых домах для проживающих там инвалидов-колясочников, проживающих там.

На надземных переходах через федеральную трассу в Михайловке и Иловле после жалоб на лестничный марш нанесены тактильная и контрастная маркировка. В гостинице Park Inn сделали парковку для инвалидов и разместили на входе специальные информационные указатели. Придется установить тактильные указатели и подъемные платформы муницпаоьному пассажирскому перевозчику «Метроэлектротранс» – на станциях «Профсоюзная и ТЮЗ». Так решил областной суд, отказавший в жалобе МУПа, пытавшегося оспорить предписание прокуратуры.

Появились светофоры с обратным отсчетом времени. Для слабовидящих и слепых людей все новые пешеходные светофоры оборудованы устройством звуковой сигнализации. В старых это было не везде.  Но вот громкость сигналов отрегулирована весьма своеобразно.

Активист «Надежды» Евгений Рыбников объяснил: «звуковые сигналы должны быть установлены с обеих сторон перехода и должны быть слышны в пределах двух третей ширины пешеходного перехода. То есть если, проезжая часть 21 метр — шесть полос по 3,5 метра – то звуковой сигнал должен быть слышан на 14 метров с каждой из сторон дороги».

Фактически же новые светофоры не только тише, чем надо, но идет смешение звуков и дезориентируют слабовидящих. «По ГОСТу шум надо определять не на глаз или слух, а измерять шумомером первого класса точности. По сути, каждый светофор подлежит индивидуальной настройке», – уточнил Рыбников.

 

Эту проблему уже удалось решить – именно благодаря настойчивости инвалидов, которые требовали и требовали разобраться с новыми светофорами. Но, отмечают общественники, именно так и работают все направления – только после того, как общественники напишут в прокуратуру или совсем уж допекут жалобами администрацию или предпринимателей. Последние, кстати, на контакт идут. Причем постепенно понимают, что с очевидной выгодой для себя. Так, по словам члена регионального штаба ОНФ Владимира Ерофеева, есть конкретные примеры того, как коммерсанты, например, сделавшие кафе-кулинарию реально доступной для колясок резко увеличили выручку. Проходимость в короткие сроки поднялась многократно – благодаря пенсионерам и матерям с колясками.  

Новые торговые павильоны на Новороссийском рынке, рейд по которым в сентябре показал полную неприспособленность новых объектов, а их, по условиям конкурса мэрии, должны были делать по современным стандартам в части доступной среды, тоже исправились.

Но проблема, как выясняется, в другом

Общественники в один голос утверждают: у властей и контролирующих структур нет системного подхода. Тех же новых киосков, которые устанавливают взамен уничтоженных прошлой весной, отмечает Татьяна Михайленко, устанавливают по городу чуть ли не 800. В нормативное состояние привели только те две, на которые пожаловались общественники. «Это что такое, остальные так и останутся, или мы должны только ходить и писать в прокуратуру, – недоумевает руководитель «Надежды». «Осталось четыре месяца, что сделают? За четыре года не смогли, чего теперь ждать», – добавила она. 

Мост не туда

Ни один из пешеходных переходов в Волгограде по-прежнему недоступен: ни подземные, ни даже надземные.

Самый яркий пример непродуманности действий властей это так называемый Комсомольский путепровод. Долгие годы мост, проходящий над железнодорожным вокзалом, был в аварийном состоянии, в 2015 году нашли средства для его ремонта, в декабре 2016-го обновленный за 294 млн рублей путепровод тождественно открывал лично губернатор Андрей Бочаров. Чуть позже выяснилось, что сделано далеко не все и многое не так, как должно было быть. Подрядчика ООО «Аваль-строй» (Ростов-на-Дону)волгоградские власти включили в список недобросовестных, нашли нового для доделывания объекта. Срок его контракта истек 1 декабря прошлого года, однако, как рассказали сейчас власти, он полностью незакончен до сих пор.

Не было на Комсомольском мосту и лестничных сходов. Вернее, старые разобрали, а новые завершили только в конце января 2018 года. На них установили пандусы, точнее швеллеры якобы для колясок. Якобы, потому что общественная проверка четко установила – пользоваться ими невозможно, они фактически лишь имитируют реальные объекты для доступной среды. Уклон швеллеров 45-47% (при нормативе в 8%), размер также не совпадает с российскими стандартами. Чтобы реально обеспечить безбарьерную среду следует сделать лифты или подъемные платформы, установить поручни с двух сторон лестничных маршей  (сейчас там просто имеются ограждения), нанести разметку и так далее. По итогам проверки подана жалоба в прокуратуру.

Впрочем, возможно, что декоративные швеллеры скоро разберут.

«Это ремонт, а не реконструкция, поэтому там только то, что было, параметры технические не менялись», – рассказал замруководителя волгоградского «Комдорстроя» Александр Хабаров. На упрек, что прежде швеллеров не было, он добавил, что «уберут» и добавил, что вообще «объект незакончен, идет стройка».

Комсомольский мост давно стал своего рода «позором города», что, впрочем, неохотно признают власти. Именно поэтому, по сведениям «ФедералПресс», в мероприятии не приняли участие, например, городские депутаты, которых активно приглашали. Что касается сити-менеджера Виталия Лихачева, то к нему, пояснила Татьяна Михайленко, она пытается попасть на прием больше года.

Не пускают общественников и на строительство стадиона «Волгоград арена», лишь уверяя, что «там все нормально».

Руководитель проекта Politrus.com Виталий Арьков называет демарш депутатов странным, чему объяснением может быть разве что то, что «инвалидов втемную используют оппоненты Лихачева». Вместе с тем, отмечает Арьков, «Игнорирование всегда напоминает страусиную позицию головой в песок. «Сильная власть не уходит от диалога», – добавил политолог.

«Комсомольский путепровод не уникален, это просто показатель уровня работы властей. Он таков по весьма прозаической причине – набирают лояльных, дружественно и даже кровно близких, а не компетентных, – рассуждает заместитель директора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин, – есть, конечно, и квалифицированные люди, но вопрос же в том, кто принимает решения и в мотивации. Сделать хорошо и быстро – нет интереса. Излишняя активность может быть воспринята как нелояльность, даже попытка подсидеть начальство».

Общественники, конечно, написали достаточно пространную декларацию с требованиями к властям разного уровня, а в ОНФ пообещали посодействовать в отстаивании этих требований. Однако до мундиаля уже меньше четырех месяцев.

Впрочем, многие из собравшихся отмечают, что подготовка к ЧМ не должна абсолютизироваться.

«Вокруг Комсомольского моста много других проблем. Там неправильно сделали стыки и от этого в многоэтажках рядом пошли трещины по стенам, – напомнил аппарата уполномоченного по правам человека Юрий Корзеев, – где был контроль?».

«Почему мы, вообще, все увязываем с чемпионатом мира. Мне как волгоградцу, в общем, все равно, что подумают условные французы (их в Волгограде не будет, а вот сборная Англии играет – прим. «ФедералПресс»), которые приедут сюда. Мы живем в своем Волгограде, неужели нам самим неприятно сделать свою среду достойной и комфортной для проживания всех, не только с ограниченными возможностями? Надо блюсти свои интересы, помнить, что мы – великая России, а не ждать, что все спишем на этот чемпионат», – подытожил Корзеев.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.