Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
2

Как уральцам заработать на ЭКСПО-2025. Опыт Лондона для Екатеринбурга

Канатная дорога, новые станции метро, скоростной трамвай и «зеленые» здания. Тема глобального строительства к мировым мероприятиям актуальна для уральской столицы как никогда. Сейчас Екатеринбург активно продвигает свою заявку на проведение всемирной выставки ЭКСПО-2025 и уже заявил, что построит «умный город». Корреспондент «ФедералПресс» в рамках рабочего визита в Лондон посетил несколько мест, построенных для Олимпиады 2012 года в столице Великобритании, и выяснил, как лондонцы обновили транспортную инфраструктуру, на какие проекты не поскупились и уже заработали на этом. Топ-5 инноваций, которые за пять лет после проведения Олимпийских Игр улучшили жизнь британцев и обогатили их, и которые вполне могут быть реализованы в уральской столице благодаря проведению выставки, – в материале «ФедералПресс».

Канатная дорога

Канатная дорога Emirates Airline, соединившая Гринвич и королевские доки

Канатная дорога Emirates Airline была открыта к Олимпийским Играм 2012 года на востоке Лондона и соединила через Темзу O2 арену (которая во время игр официально называлась «Северная арена Гринвича») на южной стороне реки и крупный выставочный центр ExCeL London на северной стороне реки. Оба объекта были построены для проведения всемирных соревнований. Канатная дорога позволила организовать между зданиями быстрое перемещение гостей Олимпиады. Пропускная способность канатки составляет 2500 человек в час в каждую сторону, это позволило разгрузить улицы города во время Олимпиады.

Строительство обошлось городу и его инвесторам в более, чем 60 млн фунтов. Главным инвестором выступили Emirates Airlines, собственно это отразилось и в названии канатной дороги. В течение 10 лет авиакомпания ОАЭ будут финансировать проект.

Основной участок проходит на высоте 90 метров. Во время поездки на канатной дороге открываются совершенно разные виды. На востоке Лондона расположен район Доклендс (Docklands). В 19 веке на этой территории был порт Лондона, поэтому можно увидеть старые портовые краны.

С 60-х годов XX века территория не использовалась: портовая индустрия переместилась в более глубоководные порты Англии, куда могли заходить тяжелые суда. С 80-х годов началось активное развитие района: старые верфи ремонтировались, строились новые здания, небольшие предприятия. Все это можно увидеть проезжая над Темзой.

Канатная дорога в Екатеринбурге к ЭКСПО -2025 со смотровой площадкой на телебашне

В Екатеринбурге новым транспортным элементом также может стать канатная дорога. Проект разработали уральские инженеры Александр Дегтярев и Виктор Крылов. Как рассказал Виктор Крылов корреспонденту «ФедеалПресс», основным элементом для подвесной канатной дороги может стать скандально известная телебашня:

«С фирмой – изготовителем канатных дорог есть контакт, они готовы предоставить варианты. Доходность дороги может быть порядка 50 млн долларов в год, она окупается! Саму башню мы бы использовали как пересадочную площадку, там не было бы никакой механизации – вся она была бы на земле. Великолепный туристический маршрут! Башня может окупаться только при потоке посетителей. Лифтами такую проходимость обеспечить нельзя. Смотровая площадка заполняется быстро, но окупить невозможно».

При этом Виктор Крылов предлагает использовать телебашню как пересадочный пункт и не ограничиваться одной веткой. Согласно проекту, «лучи» канатной дороги, могли бы расходиться в сторону ЦПКиО им. Маяковского, вдоль реки Исеть – в сторону ДИВСа, а также в сторону улицы Ясной. Только в одну сторону, например, до станции метро «Динамо», протяженность ветки вдоль реки Исеть могла бы составить 2 километра.

Кстати, в одном из заявлений глава Уральского банка Сбербанка Владимир Черкашин выразил готовность участвовать в финансировании проекта по сохранению телебашни, если он был бы завершен и принят на реализацию.

Канатную дорогу построить вряд ли получится. В феврале УГМК начала снос телебашни. «Медники» планируют построить на этом месте ледовую арену.

Оптимизация метро

Лондонская «подземка»

Во время поездки по канатной дроге в Лондоне из капсулы открывается вид на деловой квартал Канари-Уорф (Canary Wharf). Это второй финансовый центр Лондона, который был построен в конце 90-х и начал активно развиваться в нулевых с открытием станции метро, а к Олимпиаде стал полноценным новым денежным центром мегаполиса.

Автор эксклюзивных туров по Лондону Софи Кэмпбелл в рамках экскурсии по Лондону рассказала, что именно Олимпиада стала той отправной точкой, которая позволила расширить возможности транспортной сети Лондона.

Например, в декабре 2018 года будет открыта Линия Кроссрейл (Crossrail line), которая обеспечит прямую связь востока Лондона с западом, эта линия будет объединена с системой линий метрополитена, но фактически не будет являться его частью. Эту линию можно смело назвать продолжением развития транспортной инфраструктуры города, начало которому положили олимпийские игры. Именно благодаря Играм восточная окраина Лондона стала одним из активно развивающихся районов города.

Строительство второй ветки метро в Екатеринбурге

В случае если Екатеринбург выиграет конкурс на право проведения ЭКСПО-2025, столицу Среднего Урала ждет вторая ветка метро. Ее появление будет обязательным для обеспечения доступности ЭКСПО-парка.

Создатели заявочной книги ЭКСПО-2025 анонсируют, что «метро будет развиваться в соответствии с ранее принятыми документами» - то есть по трем линиям, которые пересекаются в центральной части города. Одна из линий, идущая на ВИЗ, как раз и должна получить станцию на транспортном хабе площадки ЭКСПО.

На «Иннопроме» в 2017 году на общественном координационном совете по инвестиционным проектам озвучили, сколько будет стоить строительство второй ветки метро. Стоимость первой очереди в ценах первого квартала 2017 года составила 30 млрд рублей (а если считать со станцией «Западная», то более чем 7-километровая ветка обойдется в 39 млрд рублей). Кроме того, вторая очередь второй линии – до Каменных палаток – оценивается в пределах 40 млрд рублей. Таким образом, вся вторая линия будет стоить более 80 млрд рублей.

Обсуждалось, что теоретически строительство первой очереди, на ВИЗ, можно будет завершить до 2020 года, а второй – до 300-летия города.

Основным способом финансирования проекта строительства метро назвали не федеральный бюджет, а механизмы концессии, когда инвестор в течение пары десятилетий получает выплаты за счёт платы за проезд.

Кроме того, были названы и другие способы «мотивировать» – это подземные пространства, которые можно использовать, например, под торговлю и бизнес. Однако после «Иннопрома» решение строить вторую метку метро снова перенесли.

Как сообщил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, именно победа Екатеринбурга в борьбе за право провести ЭКСПО-2025 позволит начать строительство раньше второй ветки метро и поможет привлечь инвестиции.

«Поиск инвесторов на строительство метро не прекращался ни на минуту. Я уверен, что мы победим и выиграем право проведения выставки ЭКСПО. А это в свою очередь приведет к реализации проекта строительства метро, и средства найдутся. Уверен, что метро в Екатеринбурге будет. С ЭКСПО это будет быстрее», – ранее заявил губернатор.

Развитие наземного железнодорожного транспорта

Развитие легкого наземного автоматического метро в Лондоне

Канатная дорога является частью транспортной инфраструктуры Лондона, объединяет две станции – Royal Docks и Greenwich Peninsula (расположенную рядом со станцией метро North Greenwich) на ней действуют обычные проездные билеты и карточки Ойстер (Oyster) – аналог нашей Е-карты. Если нет билета, его можно купить прямо на станции.

Если продолжать рассматривать Лондон из капсулы Emirates Airline, как раз передвигаясь в сторону Royal Docks, можно увидеть железнодорожные пути. Это DLR (Docklands Light Railway) - доклендское метро, легкая автоматическая железная дорога в восточной части города. Это, можно сказать, своеобразный «скоростной трамвай» в Лондоне.

DLR уже существовал (был открыт в 1987 году), но был значительно улучшен для Олимпийских игр: новые станции и существующие станции удлинили, по маршруту пустили более длинные поезда. Как рассказывает Софи, во время проведения Игр особенно радовало доклендское метро детей. Они все старались сесть в поезде на передние сидения к пульту управления и изображали проводников. На самом деле, поезд двигается автоматически.

Скоростной трамвай в Екатеринбурге

Мастер-план ЭКСПО в Екатеринбурге обещает, что работа метро будет скоординирована с работой наземного транспорта, чтобы повысить эффективность использования самой высокоскоростной внедорожной магистрали.

В случае если уральская столица выиграет борьбу за проведение ЭКСПО-2025, в Екатеринбурге рассматривают идею «скоростного поверхностного трамвая» для связи между центром города и ВИЗом-Правобережным.

«Мы задумываемся, если Екатеринбург примет ЭКСПО, то скоростная магистраль обязательно соединит центр города с ВИЗом-Правобережным», - заявил в одном из публичных выступлений замглавы администрации уральской столицы по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков.

По словам заместителя главы администрации Екатеринбурга Алексея Белышева, в рамках разработки Генплана-2035 будут разрабатываться несколько вариантов, каким образом можно соединить ВИЗ-Правобережный и центральную часть города. Как отметил Белышев, время в пути до центра должно составить всего 15 минут. Обсуждается вопрос о строительстве железнодорожной ветки и в другие активно застраивающиеся районы Екатеринбурга. Кстати, на координационном совете ситуацию с перспективами стройки линий до Верхней Пышмы, Академического и Солнечного назвали «трамвайным ренессансом».

«Умные» здания

Центр урбанистики The Crystal

Пересекая Темзу по канатной дороге можно увидеть не только жилые кварталы, промзону, но и еще одно здание, построенное в течении олимпийского года, – это центр урбанистики The Crystal.

Центр, посвященный городам будущего, в сентябре 2012 года открыла компания Siemens. Инвестиции компании в проект составили более 30 миллионов фунтов. Прототипом для The Crystal послужил дворец Crystal Palace, построенный в 1851 году для размещения Great Exhibition Лондона, - так называлось ЭКСПО в Лондоне. Инновационное здание из стекла и железа стало символом промышленной революции.

Здание в виде многогранного кристалла это и экспонат и платформа для самой большой интерактивной урбанистической выставки. В нем расположены выставочные пространства, аудитории, конференц-залы, офисные помещения, кафе и сувенирный магазин.

The Сrystal одно из самых «зеленых» зданий в мире. Его площадь составляет более 6000 квадратных метров, при этом оно потребляет на 50 % меньше энергии и выделяет на 65% меньше углекислого газа, чем подобные офисные сооружения.

Стеклянные панели и изолированная крыша создают свой собственный «парниковый эффект». Все энергетические потребности комплекса обеспечиваются электричеством, вырабатываемым за счет солнечной энергии и геотермального теплового насоса. Таким образом, благодаря инновационным технологиям и возобновляемым ресурсам здание снижает потребление энергии и выбросы углекислого газа. The Crystal собирает и перерабатывает дождевую воду, а особая конструкция обеспечивает дополнительную теплоизоляцию.

«Умный город» в Екатеринбурге

На Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале состоялась презентация концепции первого в России «умного города», который построят в Екатеринбурге, если он победит в конкурсе на право проведения Всемирной универсальной выставки в 2025 году. Пока держат в секрете, какие умные здания там возведут.

Как заявил вице-премьер России Аркадий Дворкович, в Экспо-парке будут развиваться «зеленые» технологии, например солнечная энергетика. «Это выгодно. Солнечная энергетика точно выгодна. Что касается ветрогенерации, то сейчас такие расчеты ведутся. По предварительным данным, есть возможность реализовать такие проекты», - сказал он.

Событийная среда

Олимпийская деревня в Стратфорде (Stratford)

Стратфорд (Stratford) был максимально непривлекательным районом Восточного Лондона. Так сложилось исторически, что это часть города была предназначена для рабочих. С течением времени, район становился все более маргинальным, с большим количеством бездомных. Многие жители района принимали идею со строительством олимпийской деревни в штыки, аргументировав тем, что район будет в бесконечных стройках, ненужных толпах, и жизнь здесь станет гораздо дороже. Спустя пять лет после проведения международных соревнований можно сказать, что эта часть Лондона стала полноценным районом как для жизни, так и для бизнеса: бездомных здесь практически нет, функционирует развитая инфраструктура, в отличие от Афин, где часть района с олимпийской деревней оказалась просто заброшенной.

Обустройством Стратфорда»(Stratford) и местной инфраструктурой занимается корпорация London Legacy Development. По словам директора по маркетингу, коммуникациям и стратегии корпорации Бена Флетчера, «главный успех заключается в том, что ядро людей, которые жили в Стратфорда»(Stratford)раньше, осталось здесь и сейчас. А потом уже подтянулись новые жители. Мы уверены, что лучше Лондона с олимпийским наследием не справлялся еще ни один город».

Для Великобритании Олимпийские игры были имиджевым проектом: в результате в городе преобразовали неблагополучную территорию в пригодное для жизни место. Для того чтобы сделать территорию пригодной для жизни, оттуда вывозили тонны земли, очищали ее, а затем возвращали на место. Сейчас на территории Олимпийского парка продолжается стройка в рамках преобразования олимпийского наследия в жилое. Так называемая программа «Наследие».

ЭКСПО-парк в Екатеринбурге

Пока «умные» технологии, которые применят при строительстве ЭКСПО-парка, держат в секрете, в заявочной книге уже указано, как примерно будет делиться рабочее пространство, созданное для проведения мировой выставки.

Концепция выставки ЭКСПО-2025 включает в себя ЭКСПО-парк на 184 гектара, где расположатся павильоны, 114,2 гектара отойдут под жилые блоки для посетителей выставки, на еще 21 гектаре появится жилой район из 8–12-этажных домов. Кроме того, здесь планируют построить парк развлечений площадью 15 гектаров.

Основная площадка – ЭКСПО-арена – крытый павильон, который власти в будущем хотят приспособить под мультифункциональный центр для мероприятий на круглый год: хоккея, баскетбола, концертов.

И все же главный итог ЭКСПО-2025 для Екатеринбурга, по замыслу авторов заявки, -фактически новый отстроенный с нуля район города. 60% площади ЭКСПО-парка займут озелененные площадки, широкие дороги и пешеходные маршруты, а павильоны, оставшиеся от Экспо, будут использоваться как обычная городская инфраструктура. Российский павильон станет торгово-развлекательным ЭКСПО-музеем. На площадке останутся медицинский центр, спорткомплекс, центр детского творчества, многоцелевой выставочный комплекс и центр инноваций для детей.

Если использовать опыт Лондона и строить ЭКСПО-парк не только для проведения самой выставки, которая продлится полгода, можно предполагать, что инвестиции будут оправданы.

ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ

По предварительным подсчетам, расходы на строительство инфраструктуры в Екатеринбурге составят около 100-150 млрд рублей (98,6 млрд капитальных вложений – если опираться на заявочную книгу). Почти треть этой суммы – 31,3 млрд рублей – уйдет на создание парковок, дорог (в том числе внутренней сети дорог в ЭКСПО-парке), озеленение и освещение территории. Еще треть бюджета – 35,8 млрд рублей планируют направить на создание павильонов и других конструкций ЭКСПО-парка, в том числе логистических объектов.

Ранее Аркадий Дворкович заявил, что эти расходы нужно оценивать не как «траты на ЭКСПО», так как федерация все равно планировала вкладывать эти деньги в развитие города.

Расходы на саму организацию выставки за полгода оцениваются в 49,1 миллиарда рублей. По предварительным расчетам, организаторы могут выручить 27,2 млрд рублей от продажи билетов и еще 28,6 млрд рублей – от коммерческой деятельности на выставках. Таким образом (если не учитывать расходы на организацию транспортной логистики и строительство самого ЭКСПО-города), непосредственно мероприятие будет работать в плюс и заработает по планам примерно 6,7 млрд рублей за весь период.

К примеру, Лондон смог не только окупить возведение олимпийских объектов и транспортную инфраструктуру (бюджет – 15 миллиардов долларов), но и заработать. По данным, Газета.ру, доход от олимпийских объектов в Лондоне составил 9,9 млрд фунтов стерлингов по состоянию на сентябрь 2013 года. Из них 5,9 млрд фунтов – это доходы от смежных видов деятельности на олимпийских объектах, в том числе сдача в аренду стадионов для проведения концертов и спортивных мероприятий. 2,5 млрд – это полученные дополнительные инвестиции от британских компаний в олимпийское наследие (58% от всех инвестиций приходится на инвесторов, у которых нет резиденций в Лондоне). 1,5 млрд фунтов стерлингов было получено в результате заключения контрактов с иностранными компаниями, в том числе подписания более 60 контрактов по строительству и сопровождению спортивных объектов для Олимпиады в Сочи в 2014 году, и для чемпионата мира по футболу, который должен пройти в России в 2018 году.

Напомним, конкурентами столицы Урала в конкурсе на право проведения ЭКСПО-2025 выступают Осака (Япония) и Баку (Азейбарджан). Имя победителя станет известно в ходе голосования на 164-й сессии генеральной ассамблеи Международного бюро выставок в ноябре в Париже. В случае победы Екатеринбург будет проводить всемирную выставку со 2 мая по 2 ноября 2025 года.

Сюжет по этой теме
10 октября 2018, 09:40

«ЭКСПО-2025»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.