Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

Прибрать к рукам. Пассажирские перевозки в Самаре уезжают к частному инвестору

Который может быть близок к руководству администрации области

Областные и городские власти готовятся передать в частные руки пассажирские перевозки. Имущество единственного в Самаре муниципального автобусного предприятия «Пассажиравтотранс» в виде подвижного состава и ремонтных корпусов поступит в аренду коммерческому перевозчику. По официальной версии, это происходит ради финансового оздоровления МП, которое находится в одном шаге от банкротства. Согласно другой точки зрения, сегодня мы наблюдаем давно подготовленный передел рынка с последующей монополизацией его структурой, близкой руководству губернии. Подробности – в материале «ФедералПресс».

На самое дно

В августе прошлого года областной арбитражный суд возбудил производство по делу о банкротстве МП «Пассажирский автомобильный транспорт» (ПАТ). Предприятие копило убытки с 2012 года. Основными причинами убыточности «Пассажиравтотранса» представители мэрии называли снижение пассажиропотока, неэффективность использования имущества ПАТ и закупок, недополучение субсидий, высокую закредитованность, и неудачную лизинговую сделку по закупке автобусов. Последняя стала поводом для заявления о несостоятельности МП.

В 2005 году предприятие – в ту пору «Самараавтотранс» – заключило с ОАО «Самараоблагропромснаб» (СОАПС) договор о передаче в долгосрочный лизинг 16 автобусов. Через два года МП сменило название на «Пассажиравтотранс», а в 2016-м СОАПС обанкротился. Незадолго до ликвидации фирма передала право требования к МП собственнику ее акций Владимиру Раптанову. Тот, в свою очередь, переуступил это право ООО «Волгатрансавто» (ВТА). Притом, что возглавлял одну из организаций-учредителей ВТА. На тот момент долг предприятия перед СОАПС, и соответственно, перед ВТА составлял 14,1 млн рублей. На протяжении года МП обжаловало требования «Волгатрансавто» и проиграло все инстанции. После чего кредитор подал на банкротство.

Как сообщает горадминистрация, «Пассажиравтотранс» обслуживает 45 городских и 25 сезонных дачных маршрутов. Подвижной состав предприятия состоит из 437 единиц. Ежедневно автобусами ПАТ перевозятся более 100 тыс. пассажиров. Однако этого недостаточно, чтобы вывести организацию из долговой ямы. По сведениям источников «ФедералПресс», долги предприятия превышают миллиард рублей. Покрыть их город не в состоянии, учитывая, что еще миллиард необходим для закупки новых автобусов к чемпионату мира по футболу. Об этом говорил сам врио губернатора Дмитрий Азаров.

Медвежья услуга?

На помощь властям пришел частный инвестор. В ноябре 2017 года в областном правительстве прошло совещание по вопросу транспортного обеспечения ЧМ-2018 под председательством первого зампреда правительства Виктора Кудряшова. На совещании самарской мэрии предписали подготовить данные о передаче инвестору в аренду имущества ПАТ – автобусов и ремонтных цехов. Взамен инвестору предписали погасить долги предприятия в течение ближайших лет. Вторым условием для инвестора является закупка для города новых автобусов, 100 из которых нужны уже в этом году для проведения мундиаля, говорит председатель правления областного «Центра общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов. При этом эксперт и члены правительства не уточняют название организации, которая выступит в качестве инвестора.

О том, кто вероятнее всего займет это место, рассказал депутат губернской думы Михаил Матвеев. Парламентарий получил ряд писем, безымянные авторы которых называют себя работниками «Пассажиравтотранса». Представители инициативной группы не рискнули подписаться под своими словами, поскольку прямо указывают на организацию, которая вот-вот «приберет к рукам» имущество муниципального предприятия. Письма имеются в редакции «ФедералПресс». По мнению их авторов, происходящее сегодня с МП – планомерный захват рынка пассажирских перевозок, который покрывается и поддерживается во властных структурах.

Сдается, вы из этих…

«Есть информация, что в апреле муниципальное предприятие фактически прекратит деятельность, имущество в виде подвижного состава получит ООО «СамараАвтоГаз» (САГ – прим. авт.), а сотрудникам уже предложено увольняться по собственному желанию с предложением трудоустроиться в ООО «СамараАвтоГаз»», – говорится в одном из сообщений. Подтвердить эту информацию у обеих организаций «ФедералПресс» не удалось – руководства перевозчиков не выходят на связь, а на телефоны отвечают лица, «не уполномоченные давать комментарии». Редакция направила запросы. Что любопытно, как заверил представитель САГ, управляющие компании постоянно отсутствуют на месте – без конца участвуют в заседаниях в преддверии ЧМ.

Сегодня САГ – один из крупнейших самарских перевозчиков и единственная частная компания, которая помимо МП возит льготников на территории города. Фирма охватывает с десяток прибыльных маршрутов и имеет все шансы подвинуть «Пассажиравтотранс». Косвенно мнение о «СамараАвтоГазе» как о будущем инвесторе ПАТ подтверждается и другими обстоятельствами. 13 февраля в Самару прибыли 100 новых автобусов МАЗ из Белоруссии для организации пассажирских перевозок к ЧМ. Модели в мае прошлого года купил САГ – то самое второе условие, о котором говорит общественник Андрей Ишмуратов. Стоит обратить внимание и на то, что в этом месяце на сайтах поиска вакансий «СамараАвтоГаз» опубликовал более десяти заявок, включая вакансии бухгалтеров, экономистов, менеджеров, руководителей и специалистов службы организации перевозок, что указывает на расширение организации.

Довезли до банкротства

Стоит ли считать передачу имущества ПАТ коммерческому перевозчику захватом и монополизацией, или это последняя попытка властей сохранить МП – вот что следует прояснить. «Вопрос о ликвидации предприятия не ставился, – говорится в ответе облправительства за подписью Виктора Кудряшова на запрос депутата. – Речь шла об оптимизации его деятельности, одним из возможных направлений которой является передача в аренду избыточных производственных площадей предприятия заинтересованным инвесторам с направлением полученных доходов от аренды на финансирование текущей деятельности предприятия». Такова официальная позиция. Но есть и факты, которые говорят о другом.

«Откуда взялись долги ПАТ? – задается вопросом Андрей Ишмуратов. – При прошлых администрациях выстроили схему, по которой муниципальные маршруты дублируются коммерческими. Водители маршруток сокращают интервал передвижения и прибывают на остановки перед муниципальным транспортом. В результате у МП мало пассажиров – выручка получается меньше расходов. Траты на содержание автобусов, бензин, зарплаты сотрудников не компенсируются выручкой. Предприятию приходилось копить долги и нечем было платить проценты. А дальше – банкротство».

Как считает общественник, МП целенаправленно загнали в такую ситуацию. Не последнюю роль в этом сыграл департамент транспорта. «Дептранс будто бы действовал в интересах частников, вместо того, чтобы запретить коммерческие перевозки или отобрать у них выгодные маршруты, – рассуждает эксперт. – Интересно, что когда частному перевозчику передавался какой-нибудь льготный маршрут по аналогии с муниципальным, то есть льготный, с этого маршрута исчезали все дублеры. А с муниципальных маршрутов дублеров не убирали. Потому что при обилии перевозчиков этот бизнес в Самаре в конечном итоге принадлежит одной группе лиц. И предположительно эти лица имеют аффилированных людей в департаменте транспорта».

«Кудряшов в своем ответе дает успокаивающую версию. Но, говорят, ПАТ начал копить долги в бытность, когда Кудряшов был вице-мэром, и в том числе курировал транспорт, – говорит Михаил Матвеев. – Тогда же ПАТ стал недополучать субсидии, в то время как их платили трамвайно-троллейбусным организациям. На этом фоне все выгодные маршруты передали частникам. В том числе «СамараАвтоГазу». Есть мнение, что это искусственное доведение предприятия до банкротства».

По неподтвержденной пока информации источников «ФедералПресс», за «СамараАвтоГазом» и другими причастными к краху МП лицами стоит Алексей Ушамирский – близкий к Дмитрию Азарову бизнесмен с криминальным душком, который тянется из 90-х. В прошлом министр транспорта и депутат губдумы, обязанный своим взлетом покровителю нынешнего врио губернатора олигарху Владимиру Аветисяну. В том числе бывший владелец ОАО «Самараоблагропромснаб» – той самой компании, которая отдала в лизинг автобусы предприятию.

А, может, пронесет

Итак, муниципальное имущество переходит в частные руки по аналогии с МП «Водоканал», сетями которого владеет ООО «Самарские коммунальные системы». Но так ли это плохо, спрашивает Ишмуратов. «Нужно понимать, что для коммерческого перевозчика такая сделка – не столь лакомый кусок, а обременение, – считает общественник. – Областное правительство ставит перед этими лицами условие: вы создали убытки и расплачивайтесь с ними. Берите ПАТ вместе с долгами. На мой взгляд, это справедливо и выгодно для города. Теоретически есть альтернатива купить новые автобусы за бюджетный счет, выплатить из бюджета долги предприятия и убрать с маршрутов всех нецивилизованных перевозчиков. Но это предполагает катастрофические траты и чревато тем, что лет через пять частники появятся вновь – система порочна. Поскольку коммерческий перевозчик согласился помочь МП, приняли решение передать имущество предприятия ему».

Как замечает эксперт, риск в этой сделке тоже есть. Если власти не обуздают коммерческих перевозчиков, частники могут перебросить автобусы на дублирование маршрутов электротранспорта и по аналогичной схеме довести до банкротства ТТУ. Город фактически лишится автобусного муниципального предприятия, а ситуация останется прежней. «Поэтому необходимо убрать всех дублеров и убрать из дептранса людей, аффилированных частникам, – говорит Ишмуратов. – Впрочем, потеряет ли город муниципальное предприятие – это тоже вопрос. Формально имущество отойдет частным лицам в аренду на определенный срок, по истечении которого вернется к МП. За счет аренды и погашения долгов предприятие сможет восстановить работу. Если обеспечить надлежащий контроль и навести порядок в маршрутной сети, горожане не почувствуют разницы».

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.