горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Саратовская область
6 марта 2018, 18:43 0
Редакция «ФедералПресс» / Иван Лалетин

На коммерческие рельсы. Как Саратов будет решать проблемы изношенного электротранспорта

В Саратове появилась надежда на модернизацию трамвайной сети. На Саратовском экономическом форуме заключен четырехсторонний договор о намерениях между правительством Саратовской области, администрацией города, ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодор-Инвест». Что инвестор планирует сделать с саратовским электротранспортом, и какие у этого проекта перспективы – в материале «ФедералПресс».

Наверное, ни один проект, представленный на проходившем 5 и 6 марта Саратовском экономическом форуме, не вызвал такого интереса, как возможность модернизации трамвайной сети областного центра. «ФедералПресс» уже писал, что городской электротранспорт Саратова находится в колоссальном упадке, только недавно МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) смог выйти из судебных процессов, в результате которых муниципальное предприятие могло потерять два депо и три подстанции, находившихся в залоге у Россельхозбанка. Сейчас появилась договоренность, что МУПП расплатится с инвестором в течение трех лет.

Однако перспективы предприятия до сих пор остаются туманными: нового подвижного состава нет, рельсы и электрическая сеть постепенно приходят в негодность. Средств, которые бюджет Саратова выделяет на функционирование СГЭТ (120 млн рублей в 2018 году – прим. ред.), хватает аккуратно на погашение текущих убытков.

«Инвестор не хочет быть обманутым»

Информация о том, что есть вероятность кардинальных изменений в ближайшие 7-10 лет, появилась внезапно - саратовский электротранспорт передадут в концессию. Сама по себе идея не нова, в 2014 году ее озвучивал занимавший на тот момент пост заместителя главы администрации Саратова Дмитрий Федотов. Однако тогда депутаты идею не одобрили, назвав ее «фантастической». С тех пор тема продвигалась лишь намеками и всерьез не обсуждалась. Даже за несколько дней до форума чиновники правительства старались избегать слова «концессия», отмечая лишь, что появилась компания, готовая вложиться в модернизацию сети и подвижного состава, а на каких условиях - обсуждается.

9840c3555e8d0cf192aec9657cb4c32f.jpg

Подписи под документами поставили губернатор Саратовской области Валерий Радаев, президент ООО «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур, гендиректор ООО «Автодор-Инвест» Александр Кондрашов и глава Саратов Михаил Исаев.
Потенциальный концессионер саратовского электротранспорта – ООО «ПК Транспортные системы», компания, выигравшая в 2016 году тендер на поставку 300 трамваев «Витязь-М» для Москвы. В марте прошлого года транспорт вышел на маршруты. Соучредители общества - Феликс Винокур (50 %) и ООО «Холдинг транскомпонент» (50 %).

Четырехстороннее соглашение о намерениях предусматривает модернизацию наземного электрического транспорта и обновление подвижного состава, развитие улично-дорожной сети, включая проекты строительства и модернизации существующей трамвайной сети и модернизацию транспортной инфраструктуры города Саратова.

Предполагается, что официальное подписание концессионного соглашения произойдет через 9 - 12 месяцев, в течение трех - семи лет будет создан центр сервисного обслуживания, обновлен подвижной состав, подготовлено технико-экономическое обоснование для строительства новых линий, в течение 10 лет предполагается процесс строительства новых линий.

Сколько будет вложено в проект, пока точно не известно. Совладелец «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур отметил, что вложения инвестора составят порядка 8-10 млрд рублей. В презентациях проекта говорится об общей стоимости проекта в 25 млрд рублей. Впрочем, пока любые цифры предварительны.

«Очень важно в этой ситуации не ошибиться в расчетах пассажиропотока. Если мы хотим привлечь инвестора и выйти на самоокупаемость, надо все правильно посчитать, - заявил на пленарном заседании форума Феликс Винокур. - Мы должны знать, что, если сегодняшний пассажиропоток такой, то завтра он будет другой. Надо приблизительно понимать, какой именно. В 70-х годах в Саратове трамвайная сеть перевозила 100 млн человек в год, то сегодня она перевозит 20 млн человек в год. И мы должны ориентироваться на развитие, понимать, куда город идет и как он будет развиваться. Ошибки, допущенные при проектировании, угнетают систему в течение 30 лет. <...> Трамвай - это продукт достаточно фондоемкий. Один раз купив трамвайный вагон и создав трамвайную систему, мы ее эксплуатируем минимум 30 лет. Это значит, что любая ошибка, допущенная при проектировании, выльется нам 30-летними затратами».

14089308386f27cfc0ac6d7074221eb4.jpg

Сроки выхода на заключение концессионного соглашения в 9-12 месяцев Винокур называет «абсолютно реальными». «Самое главное - это провести правильные отсчеты, потому что инвестор приходит на конкретный проект и быть обманутым он не хочет. Надо поработать в городе, понять, куда развивается город, понять, как он развивается, сделать документы дорожного планирования правильно и приступить, собственно, к работе», - говорит он. При этом представитель потенциальной компании-инвестора отмечает, что «существующая инфраструктура не готова для того, чтобы правильно и эффективно эксплуатировать подвижной состав». По его словам, концессионер будет сначала выходить на существующую инфраструктуру, затем постепенно ремонтировать контактную сеть, рельсовое хозяйство и подстанции. Не понятно, кстати, какова в этой истории роль «Саратовгорэлектротранса», потому что о концессии МУПП с его долгами, речь не идет. Логика процесса подсказывает, что муниципальное предприятие будет некоторое время сосуществовать с частным перевозчиком, а затем будет обанкрочено как неэффективное.

«Имеют возможность увеличить тарифы»

В мэрии очень надеются, что городской электротранспорт приведут в порядок. «Очень приятно, что нашлись инвесторы, готовые вкладываться в самый экологичный вид транспорта, способные видеть перспективу своих трудов и пользу для жителей в первую очередь. Со стороны муниципалитета нам предстоит сделать огромную работу: разработать схему движения общественного транспорта, убрать дублирующие маршруты общественного транспорта, рассчитать пассажиропоток», цитирует пресс-служба горадминистрации главу Саратова Михаила Исаева.

В принципе, независимые аналитики считают, что передача городского электротранспорта в концессию - решение верное, так как в бюджетах муниципалитетов средств на поддержание предприятий в рабочем состоянии нет. «При этом изношенность инфраструктуры очень высокая и может существенно превышать 50 %. В такой ситуации необходимы инвестиции, - отмечает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. - А средства есть только в частных компаниях. Отсюда и возникают договоры концессии, которые позволяют провести модернизацию сетей и инфраструктуры без участия государственных средств». По оценкам аналитиков, сейчас в России действует порядка 0,9 – 1 тыс. договоров концессии. «Отметим, что концессионер, заключая данный договор, получит возможность эксплуатировать данную инфраструктуру, компенсируя тем самым свои вложения», - говорит господин Зварич.

6afd72a2634ee7858062ce537edc0bbf.jpg

Впрочем, однозначного мнения о том, что предложенный вариант - единственно правильный, нет. Например, депутат саратовской гордумы Антон Ищенко считает, что перспектива захода в город частного инвестора - результат бездействия городских властей: «С одной стороны, это, наверное, выход из сложившейся ситуации, с учетом отсутствия управленческих решений и средств в городском бюджете. С другой стороны, это лишний раз подтверждает, что наши руководители не способны справиться с трудностями и задачами, которые сегодня ставит население».

«Что такое концессия? Это те же люди, у них одна голова и две руки, ничем они не отличаются от руководителей, которые возглавляют муниципальное предприятие. Они, как правило, точно так же привлекают кредитные ресурсы. Единственное, что у них есть дополнительно - то, что они имеют возможность увеличить тарифы и за счет этого окупить свои затраты. В этом плане концессия выгодна для концессионера, но не выгодна для муниципалитета и населения. Следует ждать повышения тарифов», - считает Антон Ищенко.

Кроме того, депутат недоволен тем, что вопрос практически ни с кем не обсуждался. «Решения принимаются кулуарно, без стратегии и технического объяснения. Это пугает. Думаю, возникнет еще не один вопрос, который станет проблемой, и источники этого заключаются в том, что не было учтено максимум мнений», - отмечает депутат гордумы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Россельхозбанк
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1