13 апреля акционеры «Новороссийского морского торгового порта» выберут новый состав совета директоров. Мероприятие пройдет на фоне арестов руководства группы «Сумма», владеющей крупным пакетом акций НМТП, и отказа «Траснефти» от переговоров о выкупе ее доли. О борьбе за контроль над стратегическим транспортным узлом и роли порта в фатальных проблемах «Суммы» –в материале «ФедералПресс».
Проблемный актив
Сделка по выкупу «Транснефтью» доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) готовилась уже давно, а в последнее время она находилась в финальной стадии. Еще в феврале продажу одобрила ФАС, тем самым давая возможность «Транснефти» консолидировать контрольный пакет в 50,1 % в своих руках. Стоимость и детали сделки не раскрывались, но на конец зимы пакет «Суммы» на Московской бирже оценивался в 41,2 млрд рублей.
В настоящий момент «Сумма» и «Транснефть» владеют 50,1 % акций НМТП (через кипрский Novoport Holding Ltd.) на паритетной основе. Кроме того, оператор магистральных нефтепроводов лично контролирует еще 10,5 % акций портового оператора через дочернюю компанию ЗАО «Транснефть-Сервис». Росимуществу принадлежат 20 % акций порта. Структуры РЖД владеют 5,3 % НМТП. Остальные акции порта находятся в свободном обращении.
Однако сделке не суждено было состояться. В минувший вторник оператор магистральных нефтепроводов на неопределенный срок свернул переговоры о выкупе акций НМТП с опальной группой «Сумма», сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, отметив, что у компании по-прежнему имеется стремление к увеличению доли в акционерном капитале НМТП. Демин уточнил, что на следующей неделе должно состояться внеочередное собрание акционеров НМТП с избранием нового состава совета директоров: монополист предлагает избрать председателем совета директоров НМТП представителя государства.
Напомним, что в конце марта были арестован совладелец компании миллиардер Зиявудин Магомедовы и его брат Магомед (бывший сенатор). Кроме того, прошло задержание ряда других ключевых менеджеров холдинга. А сотрудники ФСБ провели обыски и выемку документов в АО «Якутская топливно-энергетической компания», основным акционером которой является Зиявудин Магомедов. Ему инкриминируют хищение на 2,5 млрд рублей и организацию преступного сообщества. Кроме того, один из эпизодов дела связан с хищениями при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининграде.
По мнению директора консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрия Фетисова, проблемы «Суммы» перешли в острую стадию после выявленных нарушений на стройке стадиона в Калининграде. При этом история с Новороссийским портом имеет побочный характер и развивается на фоне общего ухудшения положения компании.
С этим тезисом не согласен директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, по словам которого, крупные проблемы «Суммы» возникли в тот момент, когда совпали интересы сразу нескольких групп, конфликтовавших с холдингом. Салин считает судьба НМТП предрешена – он должен отойти к «Транснефти». По его словам, руководство «Суммы» и ранее хотело продать свой пакет акций в компании, как и ряд других своих активов. Причиной этого стало видимое ослабление политических позиций бизнес-группы, заставившее ее думать о минимизации рисков и избавление от потенциально проблемных активов. «Но зафиксировать позиции не удалось, поскольку объявленная «Суммой» цена за контролируемые ей акции не устроила «Транснефть». Поэтому сейчас сделка произойдет либо в безденежной форме, либо за гораздо меньшие деньги», – отметил эксперт, считающий, что несговорчивость бизнес-группы могла стать одним из катализаторов проблем.
Частно-государственные приоритеты
По мнению Павла Салина, в нынешней ситуации проглядывается заинтересованность государства в получение инфраструктурных активов «Суммы», когда НМТП является лишь одним из них. Эксперт напоминает, что бизнес-группа также располагает активами на Дальнем Востоке и в Дагестане. Можно ожидать, что все они, так или иначе, перейдут под контроль государства – вопрос лишь в сроках и условиях перехода.
По словам эксперта, политический аспект уголовного дела связан с активным курсом на огосударствление экономики, взятым руководством страны еще полтора года назад. «После выборов этот курс получил новый импульс: инфраструктурные активы будут переходить под контроль государства или госкомпаний, как мы видим на примере Новороссийского порта. Россия намеревается участвовать в международных инфраструктурных проектах, прежде всего в китайском «Экономический пояс шелкового пути». И чтобы сделать китайцам конкурентоспособное предложение, необходимо консолидировать все ресурсы данной отраслям в руках государства», – уверен Салин.
«Сегодня государство возвращает себе контроль над распроданными в 90-е годы предприятиями в стратегических отраслях. Оно делает это либо напрямую, изымая их у собственников под тем или иным предлогом, либо опосредованно – заводя туда финансовые структуры, прямо или косвенно аффилированные с государством», – делится своим видением главред интернет-портала «За Краснодар» Вячеслав Потапов. Эксперт напомнил, что совсем недавно государственный контроль был установлен над еще одной кубанской компанией, имеющей ключевое значение для России – торговой сетью «Магнит».
В то же время Вячеслав Потапов отметил, что в сложившейся в России системе руководство любого крупного бизнеса уже давно, так или иначе, аффилировано с какими-либо группами силовиков. Журналист считает, что связанную с «Транснефтью» группу интересов можно обозначить как силовиков-государственников. «Происходящее с Новороссийским портом говорит о том, что курирующим ранее отрасль людям просто перестали доверять в федеральном центре. Теперь контролем будут заниматься люди, которые имеют больше доверие у руководства и не засветились в негативных моментах», – уточняет Вячеслав Потапов. Впрочем, смена руководства в таком стратегически важном предприятии как НМТП в любом случае будет связана с согласованием у высшего руководства страны.
Предприятие стратегического значения
Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав входят два крупнейших порта России: порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.
Группа НМТП обработала порядка 18 % общего грузооборота российских морских портов в 2017 году. В 2017 году грузооборот группы достиг 143,5 млн тонн. Консолидированная выручка группы НМТП по МСФО в 2016 году составила 865,5 млн долларов, EBITDA – 675,5 млн долларов. Через порт идет крупнейший поток зерновых российского экспорта. Кроме того, это самый большой канал поставки нефти за рубеж.
«Непосредственно Новороссийский порт как транспортный узел играет архистратегическое значение», – рассказывает заместитель главы Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. – Он входит в число ведущих мировых портов как по объему грузооборота, так и по технологическим возможностям». Полиди напоминает, что в стратегии развития региона до 2030 заложена идея создания южного логистического хаба, в связи с чем роль порта будет повышаться.