Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

Кампания против «Метростроя»: кому нужны сложности монополиста

В понедельник «Петербургская сбытовая компания» заявила о задолженности «Метростоя» по оплате электроэнергии, которая может поставить под удар открытие к ЧМ-2018 станции «Новокрестовская» в конце апреля. В компании это опровергли, но за последние месяцы монополист подземного строительства в городе несколько раз попадал в СМИ по не самым позитивным поводам. «ФедералПресс» разбирался, идет ли речь об информационной кампании и кто может быть в ней заинтересован.

В Петербурге рынок строительства метро при формальной конкуренции фактически монополизирован, единственным подрядчиком уже много лет является ОАО «Метрострой». Про то, что у вице-губернатора Игоря Албина есть свои интересы в вопросе открытия рынка петербургского метростроения, «ФедералПресс» писал.

По данным рейтингового агентства строительного комплекса, по итогам 2017 года в Петербурге и Ленобласти обанкротились более 280 строительных компаний, почти столько же покинули рынок в 2016 году. На фоне информации о финансовых проблемах у многих застройщиков появились слухи, что у главного подрядчика петербургского метрополитена – «Метростроя» – возникли аналогичные сложности.

Сейчас ОАО «Метрострой» и его подрядчики ведут работы сразу на четырех ветках метро. Согласно опубликованному годовому отчету компании за 2017 год, результаты оказались лучше, чем прогнозировалось – чистая прибыль составила 436,6 млн рублей, в 2016 году чистая прибыль составила около 497 млн рублей. «Однако материалы, которые за последнее время появились на страницах некоторых СМИ, создали впечатление, что компания балансирует на грани убыточности», – сообщил «ФедералПресс» источник в «Метрострое».

Созвучие как проблема

По словам собеседника агентства, «ложное представление о финансовом положении «Метростроя» создавалось намеренно и в интересах третьих лиц». «На эту мысль наводит тот факт, что новости о компании регулярно оказываются в топе поисковых систем, и, что характерно, информация в них бывает очень далека от действительности. Яркий тому пример – ситуация вокруг ЗАО «СМУ-11 Метрострой», одного из подрядчиков ОАО «Метрострой», – сказал собеседник агентства.

Напомним, что в ноябре 2017 году гендиректору этой организации Андрею Морозову было предъявлено обвинение в неуплате налогов, уголовное дело став поводом для целого ряда слухов и публикаций. «В СМИ по ошибке, а может быть и умышленно, указывалось, что Морозов является генеральным директором «Метростроя». Новости тиражировались со скоростью молнии, правда, позднее с той же скоростью исправлялись или удалялись вовсе. Происходило это регулярно», – добавил источник.

Накануне пресс-служба Главнго следственного управления СКР по Петербургу сообщила, что генеральный директор ЗАО «СМУ-11 Метрострой» Андрей Морозов и предприниматель Олег Хорев предстанут перед судом по делу о неуплате налогов на сумму более 700 млн рублей.

Стоит отметить, что ситуация с путаницей отчасти вызвана тем, что «ЗАО «СМУ-11 Метрострой» был указан на сайте компании, как входящий в ОАО «Метрострой». «Мы не знаем и не можем знать причин, которые привели к сегодняшней ситуации, так как данное закрытое акционерное общество («СМУ-11 Метрострой»), хоть и входит в неофициальную структуру «Метростроя», является самостоятельной юридической единицей. И если во многих закрытых акционерных обществах (в том числе в организации со схожим названием ЗАО «СМУ №11Метростроя», собеседником которой является тот же Алексей Морозов) ОАО «Метрострой» выступает одним из акционеров в той или иной части, то конкретное ЗАО «СМУ-11 Метрострой» организовано и управляется без участия компании», – сказали в пресс-службе.

Политические игры

Следующим эпизодом, который можно расценить как атаку на «Метрострой», стала ситуация с забастовкой работников все того же «СМУ-11 Метрострой» при проходке тоннеля от «Театральной» до «Горного университета». История с вышедшими в начале марта на забастовку на два дня метростроителями приковала внимание общественности и СМИ почти на месяц. Работники «СМУ-11 Метрострой» решили добиваться возврата долгов по зарплате с прошлого года с помощью остановки проходческого щита под Невой.

«Остается лишь один вопрос: что мешало сделать это раньше? Деньги от «Метростроя», который является генподрядчиком строительства, ЗАО «СМУ-11 Метрострой» получало регулярно, но вот выдать их людям не могло – счета заморозила налоговая инспекция за долги. И лишь забастовка заставила разработать и согласовать законную схему, позволившую довести деньги до сотрудников «СМУ-11», – рассказал «ФедералПресс» представитель профсоюза компании.

По его словам, ситуация беспрецедентная, видимо, потому и потребовалось столько времени на решение проблемы. «А для заинтересованных лиц забастовка стала новым поводом ударить по имиджу «Метростроя», по-другому вывод, что если «Метрострой» – генподрядчик, то значит он и виноват, объяснить сложно», – сказал собеседник агентства.

Как сообщил «ФедералПресс» источник в администрации Петербурга, ситуация с задержкой зарплаты и забастовка стала разменной картой в политической борьбе за места в правительстве города. «Целью тут были Албин и Полтавченко, ведь скандал во время предвыборной компании президента очень сильно сказался на их позициях», – сказал он.

Между тем, как говорят, за всей этой историей стоят люди, близкие к полпредству в СЗФО, который выводят из игры возможных конкурентов за губернаторское кресло. «История с забастовкой на стройке в петербургском метро стала неприятным сюрпризом для министра Соколова, который пока еще вроде фигурирует в списках кандидатов на «царство» в Петербурге», – рассказал «ФедералПресс» источник в Минтрансе.

Назад в будущее

В СМИ проходили и другие сюжеты, связанны с «Метростроем». «С опережением почти в три недели и со ссылкой на собственные неназванные источники отдельные издания утверждали, что компании доначислили миллиардные налоги, пени и штрафы, в то время как сама налоговая инспекция не только не вынесла такого решения, но даже не приступила к рассмотрению вопроса. Либо источники оказались недостоверные, либо путешествие в машине времени нарушило пространственно-временной континуум. Так или иначе, но кто-то явно торопился навязать обывателю определенные выводы. Очевидно, что кому-то очень выгодно, чтобы деловая репутация одного из значимых для Петербурга строительных предприятий оказалась подпорчена», – заявил «ФедералПресс» представитель компании .

Впрочем, городская политика – далеко не единственная версия происходящего. Можно вспомнить возобновление СК в марте расследования в отношении главы петербургского метрополитена Александра Гарюгина, его обвиняют в превышение должностных полномочий при строительстве станции «Адмиралтейская». «ФедералПресс» писал о борьбе за месте главы подземки.

экспертное мнение
Дмитрий Солонников
07.03.2018, 14:16

«Забастовка в метро Петербурга не связана с выборами, но проблемы у Гарюгина были давно»

Речь может идти и о политике самой компании. Несмотря на то, что информационные атаки на «Метрострой» некоторые источники приписывают Смольному. Это утверждение, с одной стороны, кажется неубедительным: 21% акций ОАО «Метрострой» принадлежит городу, и еще 25% ГУП «Петербургский метрополитен», этого достаточно для решающего голоса в вопросах управления компанией. С другой стороны – не невозможным.

«На самом деле уже давно не секрет, что в Смольном, в профильном блоке, не очень довольны тем, что компания не всегда сговорчива в ценовом плане. Метрострой регулярно побеждает на конкурсах не за счет цены, а за счет других показателей. А мы помним, что сейчас в приоритете у Смольного экономия любыми способами. А негативный фон в прессе может стать дополнительным козырем в руках властей», – сказал «ФедералПресс» руководитель транспортного направления аналитического агентства «G-Урбаника» Алексей Аристов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.