Кандидаты на пост гендиректора муниципального «Нижегородэлектротранса» представили свое видение вывода предприятия из тяжелого положения. Большинство участников конкурса считают, что без серьезных финансовых вливаний – будь то частных или из городского бюджета – муниципальный перевозчик не выживет. Однако в программах претендентов прозвучали и более конкретные предложения, как снизить неэффективные расходы и повысить доходы предприятия. К каким выводам пришло по итогам совещания руководство города, читайте в материале «ФедералПресс».
В Нижнем Новгороде меняется руководство двух муниципальных транспортных предприятий. На Дмитрии Цыганкове, по выражению главы города Владимира Панова, лежит не тень, а черная туча из-за того, что он, будучи и. о. генерального директора «Нижегородпассажиравтотранса» (НПАТ), был также учредителем коммерческих организаций. Вместо него руководить автобусным предприятием будет Артем Коновалов, заместитель председателя НТС Ассоциации предприятий энергетики Московской области «Мособлтеплоэнерго». По словам Панова, основной кандидат на должность проходит собеседование в областном министерстве транспорта и автодорог, но затем обязательно расскажет городским депутатам свое видение развития НПАТ.
А к выбору нового гендиректора «Нижегородэлектротранса» (НЭТ) градоначальник решил подойти по-другому. Напомним, что должность стала вакантной после увольнения Максима Дранишникова в феврале этого года. В марте администрация города объявила конкурс на замещение этой должности. К НПАТ такой способ назначения руководителя не применили в первую очередь из-за остроты и сложности вопроса, пояснил глава города. По сути это две модели, и через некоторое время станет понятно, какая из них дает лучшие результаты, либо они обе рабочие.
Всего на участие в конкурсе на пост руководителя «НЭТ» заявления подали 11 кандидатов, пять из них были отсеяны. В понедельник оставшиеся претенденты озвучили свои программы развития электротранспорта в Нижнем Новгороде и, главным образом, исправления той ситуации, в которой находится муниципальный перевозчик.
Антикризисные меры до оздоровления не довели
Сегодня «Нижегородэлектротранс» обслуживает 18 троллейбусных и 18 трамвайных маршрутов. В парке предприятия насчитывается 300 трамваев и 194 троллейбуса, изношенность подвижного состава составляет 82,1 % и 91,7 % соответственно. О тяжелом положении предприятия участникам открытого совещания в мэрии поведал его технический директор Евгений Ануфриев, тоже один из конкурсантов. При ежемесячных доходах «НЭТ» в 101,5 млн рублей расходы предприятия только на электроэнергию, страховые и прочие взносы составляют 109 млн рублей. Доля внешнего финансирования с 2013 года снизилась с 48 % до 27 % в 2017 году, фонд оплаты труда за четыре года увеличился на 6 % при том, что расходы на коммунальные услуги выросли на 37 %. Количество длительно простаивающего подвижного состава увеличилось с 1 % в 2013 году до 22 % в настоящее время.
Ануфриев напомнил, что в 2016 году совместно с администрацией города был разработан план антикризисных мероприятий на предприятии. «Два года мы «оздоравливались». Результатами этого финансового оздоровления стало то, что нам удалось отстоять достаточно востребованное троллейбусное депо № 3, а не продать, – рассказал Ануфриев. – Фонд заработной платы предприятия уменьшен более чем на 5 %, средняя зарплата водителей – больше чем на 10 %. Увеличилось количество случаев нелояльности работников к руководству предприятия, жалобы в контролирующие органы, профсоюзы, СМИ».
План развития электротранспорта в Нижнем Новгороде, по мнению Ануфриева, состоит в достижении договоренности с городской администрацией об оплате оказываемых населению услуг по экономически обоснованной стоимости. По расчетам региональной службы по тарифам (РСТ), себестоимость поездки после прошлогоднего повышения стоимости составила 28,55 рублей, по другой оценке, – 44,21 рубля. Ануфриев все приводил в пример другой город ПФО – Ижевск, где, по его словам, при меньшей протяженности путей и численности населения минимизировано дублирование маршрутов, частные перевозчики работают на маршрутах, подвозящих к магистральным, а электротранспортники из всех субсидий получают только компенсацию выпадающих доходов за перевозку льготников.
Концессия не панацея
Второй конкурсант Владимир Котов (последнее место работы – управление Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД») в свою очередь выразил недоумение тем, что в Нижнем Новгороде дублируются даже маршруты муниципальных автобусов и электротранспорта, в итоге оба МП терпят убытки. Он также обратил внимание, что транспортные предприятия игнорируют места большого скопления пассажиров, на перевозке которых они могут заработать, а ведь можно организовать адресный подвоз и вечерние рейсы. По подсчетам претендента, на линии сейчас нужно вывести порядка 60 трамвайных вагонов и 80 троллейбусов. Обособление трамвайных линий и отдельные полосы для движения троллейбусов сделают электротранспорт более привлекательным для людей и, как следствие, снизят его убыточность, уверен кандидат.
Довольно интересный момент всплыл в выступлениях Евгения Ануфриева и Владимира Котова. Оба конкурсанта сообщили о некой возможности заключения концессионного соглашения на развитие трамвайного движения. По имеющейся у Котова информации, речь идет об инвестициях в размере 10–15 млрд рублей, однако потенциальный концессионер не хочет вкладывать деньги, если будет дублирование маршрутов. Со слов Котова, инвестором предлагает стать ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» («ПКТИ», г. Москва) – организация, пытающаяся войти в несколько российских регионов. «ФедералПресс» уже писал, что «ПКТИ» предлагала развивать транспортную систему второго по величине города Нижегородской области – Дзержинска, однако местные власти отнеслись к компании с недоверием.
Любой концессионер наверняка захочет забрать прибыльные маршруты, предостерег Владимир Котов. В Нижнем Новгороде таким лакомым куском может стать, к примеру, трамвайное депо № 2, которое в месяц перевозит больше пассажиров, чем метрополитен (1,5 млн человек против 1,2 млн соответственно), и по сути вытягивает весь «Нижегородэлектротранс».
Решения на грани фантастики
Следующий кандидат Елена Лекомцева (областное министерство транспорта и автодорог) предложила сделать из нижегородского трамвая – первого в России – новый символ города. По ее мнению, нужно развивать непрофильную деятельность предприятия и провести его полную инвентаризацию, после которой можно сделать выводы о возможности сохранения существующих депо. С анализа текущей деятельности предприятия предложил начать индивидуальный предприниматель Никита Суходоев, который намерен вывести предприятие из минуса, а затем начать повышать его доходы.
Самые конкретные действия, которые можно предпринять для снижения расходов и увеличения доходов «НЭТ», пожалуй, привел Алексей Мокеев (последнее место работы – МКУ «Управление инженерной защиты территории города Нижнего Новгорода»). Возможности для этого кандидат видит в изменении системы учета электроэнергии и вводе АСКУЭ с последующим выходом на рынок электроэнергии и мощностей, что позволит, по его мнению, экономить по 50 млн рублей в год. Следующий шаг (правда, как признал сам кандидат, из области фантастики) – выступить в качестве сетевой компании, то есть осуществлять техприсоединение сторонних потребителей к имеющимся у предприятия мощностям, что не только принесет доход, но и позволит отремонтировать и перевооружить трансформаторные подстанции. Из более «приземленных» мер по сокращению расходов, предложенных Мокеевым, – закупка запчастей у производителей и самостоятельная реализация рекламных площадей в подвижном составе, а не через посредников.
Завершал выступления конкурсантов генеральный директор МП «Нижегородская городская транспортная компания» Александр Хватов. Он видит решение в выполнении «НЭТ» транспортной работы в полном объеме – с соблюдением выхода подвижного состава на линии и интервалами движения, оптимизацией диспетчерского управления и бескондукторной системой учета пассажиров. По мнению Хватова, нужен пересмотр заключенных договоров и объявление торгов с экономически обоснованной стоимостью. Но это все внутренние потенциалы роста. Внешние же – реформирование маршрутной сети, которое можно осуществить по различным схемам, например, по принципу метро.
Идеальный кандидат по итогам совещания выявлен не был, констатировал глава города Владимир Панов (который, кстати, подошел только к выступлению Хватова). «Было отмечено, что многие кандидаты продемонстрировали сильные стороны в какой-то области, но не комплексно – такого кандидата выбрано не было. Предположу, что, учитывая разброс оценок и мнений в отношении всех выступающих, мы будем предлагать трудоустроиться уже непосредственно не только директором, но и заместителем. Возможно, нам удастся собрать из кандидатов хорошую новую команду», – резюмировал градоначальник. Предполагается, что будущий руководитель «НЭТ» определится до конца недели.
Фото предоставлены администрацией Нижнего Новгорода.