Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

В России ликвидированы десятки заправок, торговавших контрафактом

На запрос «заправился некачественным топливом бензином» в сети выходит десятки миллионов жалоб. Масштаб проблемы впечатляет. Зачастую результаты проверки независимых АЗС неудовлетворительны: до трети всех проб топлива оказываются такими, что этой жидкостью можно только жуков в саду травить, но ни в коем случае не заливать в машину. В России борьба с контрафактом носит постоянный характер. Совсем недавно в ходе рейда правоохранительных органов, проводившегося по запросу Росстандарта и информации, предоставленной от компании «Роснефть», были закрыты десятки автозаправочных станций и нефтебаз в разных регионах России. Почему этого недостаточно — разбирался «Федерал Пресс».

Проблема контрафактного топлива не нова: еще два года назад Автомотоассоциация провела анализ качества топлива, взятого с различных российских АЗС. Как оказалось, тогда до 30% российского горючего было контрафактом.

После ряда проверок Росстандарта в 2017 году, когда ведомство проверило 249 независимых заправок, нарушения были обнаружены на 35% станций. В докладе, подготовленном аналитиками службы качества, говорится, что основными источниками фальсифицированного топлива являются базы нефтепродуктообеспечения, осуществляющие отгрузку топлива в розницу.  По экспертным оценкам, которые делались для Росстандарта, оборот «серого» топлива в России составляет до 10 миллионов тонн в год.  В некоторых регионах доля контрафактной продукции на топливном рынке достигает 50-60%. 

Генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов подтвердил «Федерал Пресс», что в России доля контрафакта достаточная высокая. «Примерно пятая часть всего дизельного топлива на внутреннем рынке - это контрафакт. То есть товар, который не соответствует требованиям технического регламента, в частности по содержанию серы. Источники этого продукта в основном независимые НПЗ, в том числе мини-заводы, – говорит он.

«На заправках контрафакт тоже встречается – некоторые независимые АЗС или в открытую продают, например, судовое топливо или продают его же, но под видом дизеля»,  - говорит эксперт.

Очевидно, что это большой теневой бизнес. И его масштабы впечатляют: на этой неделе правоохранительные органы, изучив информацию, полученную от Росстандарта и специалистов «Роснефти», закрыли два мини-НПЗ на территории Воронежской и Саратовской областей, нефтебазу на территории Воронежской области, три десятка заправок на территории нескольких регионов страны  – в Воронежской, Саратовской, Архангельской, Курской областей, в Башкортостане и Алтайском крае. Кроме того, конфисковано  шесть контейнерных АЗС, 17 резервуаров, оборудование для производства и реализации, изъято более 250 тонн контрафактной продукции и пресечена деятельность двух незаконных интернет-ресурсов, продававших фальсификат.  

Но не стоит думать, что некачественный бензин — удел только глубинки, столицы тоже «отметились». Буквально в те же самые дни, что полиция накрывала бензинового спрута в Черноземье, федерация автовладельцев России провела анализ бензина и дизельного топлива в Петербурге и Ленобласти. Как сообщают информагенства, На пробы брали топливо и самый популярный бензин - АИ-92. Все исследования проводились в лабораторных условиях, а результаты отправлялись в Росстандарт. Как оказалось, в Петербурге контрафактный каждый десятый литр бензина. С дизтопливом ситуация хуже – контрафактом является каждый третий литр.

Росстандарт и сам регулярно проводит проверки качества топлива,  и в устанавливает  нарушения качества: превышения по сере, несоответствие октанового числа и наличие недопустимых элементов в топливе.

Итак, по какой же схеме действуют такие заправки, где они берут сырье для своих подделок? В ходе проверок в Ростове-на-Дону, выяснилось следующее: некоторые недобросовестные  представители  АЗС приобретают  небольшие партии топлива, а затем, прикрываясь паспортом качества крупных производителей, например «Роснефти», продают уже своё контрафактное топливо на протяжении длительного времени. То есть документы, например, на дизельное топливо, у АЗС есть, но если вчитаться – станция купила партию полгода назад и всего-то в объеме около 19 тонн. Но АЗС на трассе только за одни сутки реализует почти 40 тонн топлива.  

«Роснефть» в целях защиты интересов потребителей содействует принимаемым мерам по пресечению оборота контрафактного топлива.  Специалисты  компании взяли пробы топлива, которую потом отправили в независимую лабораторию. Результаты исследований показали - 100% проб не соответствовало нормам ГОСТ и технического регламента.  

«К нам поступили образцы дизельного топлива, отмечено значительное превышение серы», – рассказывает начальник испытательной лаборатории ФБУ Ростовский центр стандартизации и метрологии Ирина  Сибирякова.  

Согласно показателям лаборатории, количество серы в пробах было превышено в 160 раз. Такая ядовитая смесь из выхлопной трубы может нанести невосполнимый ущерб экологии. Как поведет себя мотор машины, заправленный таким дизелем, не может сказать никто. Более того, топливо не только не соответствовало регламенту, а было еще и опасно для жизни.

Превышение содержания серы в топливе – одна из главных проблем в топливе, особенно в дизельном: зачастую порог превышен в сотни раз. Например, в ходе проверки в Ростове-на-Дону удалось обнаружить одну из частных АЗС, где этот показатель – более восьми тысяч мг на килограмм при допустимом содержании –  10 мг на килограмм. Отметим, что по документам на АЗС все было в порядке. В чем причина?

Как рассказывал СМИ президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, рост оптовых цен у нефтекомпаний подталкивает многие независимые АЗС, которых у нас в стране больше, чем сетевых, закупать контрафакт.

Повлиять на владельцев заправок может Росстандарт совместно с прокуратурой. Но пробелы в законодательстве не всегда позволяют провести внезапную проверку.  «В соответствие с существующим сегодня положением, внеплановая выездная проверка проводится исключительно после уведомления проверяемого субъекта не менее чем за 24 часа», – отмечает руководитель южного межрегионального территориального управления «Росстандарта» Павел Овчаренко.  

Осенью 2017 года специалисты центрального аппарата Росстандарта рассказали журналистам, что плановые проверки можно проводить лишь раз в три года, но этого количества явно недостаточно. Тогда же, как сообщала "Российская газета", в Росстандарте разработали методические рекомендации для проведения общественного контроля на АЗС. По мнению главы Росстандарта Алексея Абрамова, разработанные рекомендации помогут повысить эффективность комплексного контроля за качеством топлива. 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.