На рынке пассажирских авиаперевозок снова заговорили о повышении цен на билеты – на этот раз из-за задуманного правительством России маневра с НДС.
Как пишет «Коммерсантъ», предлагается обнулить налог для внутренних перелетов в обход Москвы. При этом компенсировать потери бюджета Минфин планирует, увеличив до прежнего уровня (20 %) НДС для перевозок через аэропорты столицы.
Раньше дополнительно снизить НДС для внутренних рейсов предложил глава «Реновы» Виктор Вексельберг. В России 75 % авиарейсов проходят через Москву и только четверть ее минуют. В Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта подсчитали, что обнуление НДС для «внестоличных» рейсов будет стоить бюджету 17 млрд рублей. Однако повышение налога для московских перелетов позволит собрать дополнительно 37 млрд. Таким образом, налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд в год, и они вынуждены будут поднять цены на 8-10 % на все рейсы. Поэтому перераспределение приведет к эффекту, который будет обратен задуманному.
В АЭВТ предлагают оставить НДС для полетов через Москву на уровне 10 %, при этом снижая налог на внестоличные рейсы. Раньше правительство обнулило НДС для полетов на Дальний Восток до 2025 года (нулевая ставка бессрочно действует также для Крыма и Калининграда). Ставка в 10 % для внутренних рейсов была сохранена до конца 2020 года.
На прошлой неделе авиакомпании объявили о повышении стоимости билетов в связи с ростом цен на топливо. По данным Минэнерго, за год авиакеросин подорожал на 44,7 %. Компании заявили, что к цене полета в эконом-классе добавится 200 рублей, в бизнес-классе – 400.
«Все предельно просто: насколько вырастет налог для компаний, настолько вырастут и цены, и это еще наложится на все прочие факторы, - сказал «ФедералПресс» исполнительной директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – При том, что через Московский авиаузел проходит три пассажира из четырех, фактически это ударит по большинству пассажиров. Поэтому хочется, чтобы наши чиновники, представляющие финансовый блок, еще раз тщательно взвесили те последствия, которые неизбежно произойдут. А мы понимаем, что снижение тарифов приведет к снижению темпов роста, а может быть, и сокращению объема перевозок».
Пантелеев напомнил, что снижение НДС для внутренних перевозок до 10 % позитивно сказалось на отрасли: цены на билеты в 2017 году не выросли, а объем перевозок увеличился на 20 %, до рекордных уровней для отечественной авиации. «В авиаотрасли было создано большое количество рабочих мест. Сократятся перевозки, и позитивный эффект, который был достигнут, очень быстро растает, как туман», – предупредил эксперт.
В Минтрансе рассчитывали на снижение средней стоимости билетов в этом году из-за введения безбагажных тарифов. Они действительно повлияли на цены, однако в итоге плюс от снижения издержек перевозчиков осел только в карманах нефтяных компаний. Внутренних резервов для снижения издержек у авиации не осталось, резюмировал Пантелеев.