Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), которая владеет горевшим в минувшие выходные владикавказским «Электроцинком», собирается перенести мощности пострадавшего завода на Урал. Как потребовал того мэр города после стихийного митинга жителей республики: они были напуганы выбросами с предприятия. О том, насколько перемещение производства выгодно компании и зачем небезупречный в экологическом плане завод в и без того грязном регионе, – в материале «ФедералПресс».
«УГМК действительно просчитывает вариант переноса производства из Владикавказа на другое свое предприятие – Челябинский цинковый завод. «Компания изучает вопросы, связанные с организацией временных схем поставок сырья и отгрузки готовой продукции, в том числе с участием предприятия в Челябинске. На сегодня такого решения нет. Если оно будет принято, то с учетом возможностей Челябинского цинкового завода, в том числе в части воздействия предприятия на состояние окружающей среды», – пояснили «ФедералПресс» в компании.
Сейчас даже возможность переноса части мощностей на Урал выглядит как определенная уступка жителям Владикавказа. Они, напомним, устроили массовый митинг после пожара на «Электроцинке», который произошел 21 октября. Несколько сотен горожан вышли тогда к мэрии и потребовали остановить производство к четвергу, 25 октября. Мэр города Махарбек Хадарцев потребовал от УГМК закрыть завод «Электроцинк», который расположен в городе, и перенести его на Урал.
На заявление мэра Владикавказа представители УГМК поначалу среагировали сухо, сказав, что «это очень эмоциональное высказывание». Сейчас «Электроцинк» остановлен, и, возможно, к работе в прежнем ритме металлургический завод уже не вернется. Чтобы восстановить разрушенные мощности, потребуется немало времени и денег. Гендиректор «Электроцинка» Игорь Ходько 23 октября сообщил, что предприятие планирует восстановить цех электролиза, в котором случился пожар, и на это, по предварительным данным, может уйти от 6 до 8 месяцев. По словам других экспертов, чтобы возобновить работу цеха, потребуется еще и 9–10 млрд рублей. Если же морально устаревший завод не восстанавливать, а отстраивать заново, это потребует 40–50 миллиардов, и только на его проектирование может уйти от 1 до 3 лет.
Поэтому перенос производства цинка из Владикавказа для компании выглядит не только как уступка жителям Осетии, но и очень выгодное решение.
«Это, конечно, не будет равноценной заменой, потому что Челябинский цинковый завод – более молодое предприятие, чем «Электроцинк», – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. – Там современное оборудование, и, соответственно, степень безопасности намного выше, чем на «Электроцинке», на котором технологические мощности уже устарели (разве что за исключением цеха электролизов, на котором и произошел пожар)».
Перенос мощностей в Челябинск может не только помочь УГМК быстро восстановить объемы производства цинка и его сплавов, но и решить другую, социальную проблему.
Дело в том, что общественность Владикавказа и республиканские надзорные органы уже много лет подряд конфликтуют с «Электроцинком». Им кажется, что руководство не очень много вкладывает в то, чтобы сделать предприятие безопасным.
Построенный еще в XIX веке, завод в «нулевых» был на грани банкротства. По данным сайта предприятия, на тот момент мощности завода были изношены на 70 %. В 2003 году «Электроцинк» вошел в состав УГМК. После этого, с 2004 по 2016 год, металлургическая компания инвестировала в завод по программам техперевооружения более 10 млрд рублей. За тот же период в экологические программы направлено тоже немного – около 2 млрд рублей.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в первом полугодии 2018 года, опубликованным на сайте компании, за шесть месяцев планировалось вложить в завод 109 млн рублей. При этом чистая прибыль составила 330 миллионов, тогда как годом ранее – 252 миллиона.
Интересно, как же удается на такие, скажем прямо, незначительные средства избавлять жителей от вреда производства? Похоже, ответ на этот вопрос нашли в региональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Сотрудники ведомства обнаружили массу нарушений в деятельности «Электроцинка», связанных с экологическими последствиями работы предприятия. Сейчас в Арбитражном суде Республики Северная Осетия рассматривается сразу шесть дел между заводом и Росприроднадзором.
«ФедералПресс» также писал о нарушениях, которые нашло ведомство в работе завода. Например, промывную серу – отход – предприятие вдруг стало считать продукцией! В Росприроднадзоре нашли этому объяснение: раньше эти отходы можно было складировать в хранилище. Но потом законодательство изменилось, захоронение шлама на территории города стало запрещено. И вместо того, чтобы внедрить современные технологии, вывозить шлам и утилизировать, завод решил иначе. На предприятии, по данным ведомства, отходы выпаривают, а твердые остатки сжигают. При этом в атмосферу выбрасываются не только углекислый газ, но и тяжелые металлы.
Очередной громкий скандал вокруг предприятия произошел несколько недель, незадолго до пожара. Жители Владикавказа запустили петицию, требуя заставить УГМК отказаться от взрыва цеха свинцового производства на «Электроцинке», так как это отразится на экологической обстановке в городе. Тогда в горно-металлургической компании заявили, что они не откажутся от использования технологии взрыва для сноса мощностей. Были приведены доводы в пользу того, что взрыв ущерба не нанесет. Снести цех предприятие планировало до конца 2018 года, чтобы освободить площадку для строительства нового цеха электролиза цинка.
Зная, какими способами компания экономит на решении проблем с выбросами, нет-нет да и усомнишься в том, а надо ли доверять УГМК, когда ее представители заявляют, что все делают безопасно. В случае с переносом цинкового производства из Владикавказа в Челябинск сложно даже предположить, хорошо это или нет.
«Другой вопрос, есть ли у Челябинского цинкового завода возможности для размещения дополнительных производств, потому что он находится в черте города и расти вширь вряд ли сможет. Но, во всяком случае возможно, этот вариант переноса мощностей намного лучше – хотя бы потому, что заявление об этом позволяет успокоить людей во Владикавказе. В целом этот вариант для компании наиболее оптимальный. Челябинское предприятие выпускает ту же продукцию, что и завод во Владикавказе, при этом у него есть планы по увеличению выпуска продукции. Но тут есть и еще одна проблема – как отнесутся к этому жители Челябинска? Ведь это город, в котором находится несколько металлургических предприятий, загрязняющих атмосферу, и люди могут быть не в восторге от идеи переноса», – отмечает Хазанов.
Челябинск – один из самых экологически грязных регионов страны, и основные выбросы в атмосферу делают как раз металлургические предприятия. Цинковый завод в среде особо дымящих замечен не был давно, после того как тут поставили очень мощные очистные сооружения. Однако в июне этого года на заводе сотрудники управления МВД по Челябинской области провели комплекс оперативных мероприятий. В проверке задействованы лаборатории для взятия проб воздуха.
«ФедералПресс» не смог узнать у челябинского Росприроднадзора, уведомляла ли УГМК о переносе мощностей проблемного «Электроцинка» на Урал: пресс-секретарь организации не взял трубку. В минэкологии региона отметили, что этот вопрос находится не в их компетенции, а в ведении Росприроднадзора.
Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин