Реализация 12 национальных проектов станет стратегической задачей российских властей на ближайшие шесть лет. Документы разработаны. Деньги выделены, и теперь главное – эффективно их использовать. Предыдущий опыт нацпроектов повлек, с одной стороны, ранее небывалое обновление и развитие образования, здравоохранения, АПК и жилищной сферы, с другой – именно тогда страна впервые узнала, сколько чиновников нагрели руки на этом. Как будет сейчас, кто будет контролировать бюджетные потоки, а кто и вкладывать в развитие? Президент Владимир Путин уже встретился с ключевыми участниками этого процесса.
Консолидировать усилия
Двенадцать стратегических направлений Путин обозначил в своем майском указе, который появился сразу после инаугурации вновь избранного президента России. Этот документ стал стартовой точкой для профильных министерств, которым предстояло разработать национальные проекты по своим направлениям. И вот прошло почти полгода.
Владимир Путин, говоря о нацпроектах, подчеркивает мысль о том, что они должны повлечь «настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере». «Прежде всего, чтобы обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России, широкие возможности для самореализации каждого человека, в целом укрепить конкурентоспособность страны, добиться лидерства в тех сферах, которые, безусловно, определят будущее и России, и всего мира. Это, без всякого преувеличения, исторические задачи», – заявил президент и на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам, который Путин провел на этой неделе.
Что сложнее всего в этой работе – найти деньги (28 трлн рублей на шесть лет) на прорыв или не растратить их впустую? Многие наверняка помнят середину 2000-х, когда страна впервые услышала слова «национальный проект». Тогда миллиарды рублей были вложены в образование, здравоохранение, ЖКХ и АПК. Были ли прорыв? Был, этого даже отрицать не стоит. Но были и многочисленные коррупционные скандалы, причем практически в каждом субъекте федерации. Многие чиновники поплатились за «томографы», закуп которых производился по завышенным ценам.
Сейчас должно быть все по-другому. Во всяком случае, этого требует президент. Владимир Путин считает, что «нужен содержательный контроль, контроль по существу». «Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчётами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда всё-таки бывает, – заметил президент. – Главное в итоге – это реальные позитивные изменения в жизни каждого человека, каждой российской семьи».
Со своей стороны контролировать реализацию нацпроектов должны и СМИ. Во многом благодаря журналистам, надеется Путин, будет налажен «эффективный механизм обратной связи», что чиновники наконец-то начнут сверять свои шаги с интересами людей и делать всё, чтобы рядовые россияне стали непосредственными участниками реализации нацпроектов.
«Нужно шире использовать накопленный опыт гражданского контроля», – эти слова президент адресовал на совете по стратегическому развитию представителям движения, созданного по его инициативе, Общероссийского народного фронта – еще одного важного звена в контроле за реализацией нацпроектов.
И ОНФ услышал своего лидера. Например, столичные «фронтовики» планируют осуществлять экспертное сопровождение нацпроектов и госпрограмм в постоянном режиме. «В новую программу московского отделения ОНФ вошли конкретные прикладные шаги и действия по каждому из 12 тематических направлений нового «майского указа» президента, которые помогут реализовать в Москве государственные программы и национальные проекты», – отмечают в московском штабе ОНФ.
Конкретные шаги – это решение вопросов трудоустройства женщин, находящихся в декретном отпуске, профессиональная подготовка педагогов по раннему развитию детей, открытие в каждом жилом районе столицы общественных мастерских для школьников по столярному и токарному мастерству, резьбе по дереву и авиамоделированию в рамках реализации проекта ОНФ «Равные возможности – детям». Народный фронт также предлагает московским властям разработать проект развития дорожной сети в Новой Москве, улучшить деятельность бюро медико-социальной экспертизы, сформировать эффективную систему защиты прав пациентов. «Новый формат работы – это работа на тематических площадках, зеркально отражающих в тематическом отношении все основные национальные проекты и программы, составляющие новый «майские указ». Она носит комплексный, народный характер и соответствует тем задачам, которые стоят перед Народным фронтом на современном этапе», – отмечает руководитель регионального исполкома ОНФ в Москве Александр Веледеев.
Спустить на регионы не получится
Каждому субъекту страны в реализации национальных проектов, кстати, отводится особая роль. И на этом президент Владимир Путин делает особый акцент. По его мнению, «успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов». «Именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных, практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, рост производительности труда, да и по многим другим направлениям», – говорит глава государства.
И тут же делает важную ремарку (очевидно, чтобы федералы не перегибали палку): «Всё это, однако, не означает, что можно просто переложить ответственность на субъекты федерации, спустить им планы и показатели по разнарядке».
Для самого Путина новые проекты имеют статус именно национальных. Следовательно, они должны консолидировать усилия и чиновников, и общества, и бизнеса. Последний пункт обращает на себя особое внимание. «Мы ждём от руководителей ВЭБа, «Газпрома», «Ростеха», «Ростелекома», «Роснефти», «Росатома», других структур с госучастием проработанных предложений по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы и проекты прорыва», – объявил президент.
И тут уж никто не посмеет возразить и напомнить о налогах, которые эти компании и так платят в бюджет. Ведь речь не идет о том, что несколько месяцев назад пытался внедрить советник президента Андрей Белоусов, предложивший пополнить госказну за счет металлургических предприятий, то есть «изъять» сверхдоходы. «Задача – предложить инвесторам, частным компаниям действительно перспективные, выгодные проекты, чтобы они могли развиваться, создавать новые рабочие места, наращивать экспорт, выходить на глобальные рынки», – пояснил Путин.
Без решения кадровых вопросов прорыва тоже ожидать не стоит, а потому все, кто будет причастен к реализации нацпроектов, должны всегда помнить об этом.
Экология в центре внимания
Один из важнейших нацпроектов, от эффективности реализации которого в буквальном смысле зависит будущее каждого жителя страны, – «Экология». По словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, большинство предложений ОП РФ вошло в итоговый документ. Дударева уверена, что новой команде Минприроды во главе с Дмитрием Кобылкиным удастся реализовать к 2024 году поставленные цели: обеспечить эффективное обращение с отходами производства и потребления, добиться кардинального снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повысить качество питьевой воды и т.д.). «То, о чем много лет говорилось на площадках профильных министерств, но так и не было учтено, сегодня вошло в национальный проект, – сообщила Альбина Дударева. – Наиболее важный тезис – изменение системы управления отходами. Наконец-то это сферу стали рассматривать не просто как услугу, а как создание новой отрасли – это и развитие экологического машиностроения, и новые материалы, произведенные из отходов, и вовлечение вторичных ресурсов во вторичный оборот. Рассматривается целая отрасль, которая может дать экономике достаточно большой доход. В том числе это и толчок для развития малого и среднего бизнеса, потому что у них появится сырье, которое в противном случае бы сгнило на свалках».
Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев в комментарии для «ФедералПресс» отметил еще один крайне важный момент – соответствие паспортов нацпроектов с параметрами бюджета. Это касается всех нацпроектов. Фадеев акцентировал внимание на экологическом направлении. Простой пример: в паспорте проекта «Экология» есть строчка 1.1 на седьмой странице, согласно которой на создание и внесение в уставный фонд публично-правовой компании Минфином должно быть заложено в бюджете 78 млрд рублей, обеспечивающих софинансирование создания инфраструктуры по ТКО. «Этих денег сейчас в проекте государственного бюджета эксперты не видят. И есть сомнения, не только в Общественной палате, но и в Счетной палате (об этом сказал Алексей Кудрин на стратегическом совете), в достижимости целей, поставленных в национальных проектах», – отметил Фадеев.
По его словам, недостаток финансирования чувствуется и в проекте «Экология». «У наших экспертов, которые пока не видят инвестиционной привлекательности отрасли по обращению с отходами и вообще экологической экономики, которая просто не создана, конечно, есть сомнения в достижении показателей проекта в отсутствие денег, – признается глава ОП РФ. – Во многих городах сопротивляется полулегальный рынок, бизнес не хочет вкладываться в те же самые НДТ. Надеяться, что все произойдет само по себе, из-за того, что мы это написали на бумаге, – не приходится».
Валерий Фадеев считает, что «нужно будет работать и общественным институтам на местах, и активистам, и волонтерам. «Мы надеемся, что поможет та самая армия общественных инспекторов – те люди, которые живут на местах и хотят нового качества окружающей среды. Надо помочь и бизнесу, и чиновникам осознать необходимость перехода от варварского отношения к природе через современные технологические решения к другому – более бережному отношению как к ресурсам, так и к самой окружающей среде», – заявил Фадеев.
Ждем эффект
По мнению политолога Аббаса Галлямова, для реализации новых нацпроектов, да еще в большем количестве, необходимо, прежде всего, изменить «саму модель функционирования государства».
Сомнения вызывает честность чиновников. Политолог Илья Гращенков говорит, что распределение государственных финансов на масштабные проекты будет эффективно. «По сути, это попытка воскресить систему государственного планирования, которая была основой экономики в позднем СССР, – поясняет эксперт. – Но тогда госплан жёстко контролировал все и на всех этапах, коррупция была исключена. Но даже при таком подходе система хозяйствования не доказала свою эффективность и в конечном итоге была упразднена, а её место заняла рыночная экономика».
По словам эксперта, в госбюджете сегодня не так много денег, а основные финансово успешные компании – это госкорпорации. «Именно им президенты поручает заняться исполнением своих указов по нацпроектам. Логика в этом конечно есть – задействовать отечественные разработки, материалы, финансировать внутри страны, тем самым развивая экономику. Кроме того, если деньги пойдут из госкорпорации, они будут вынуждены контролировать и расходы, тем самым борясь с коррупцией», – считает Гращенков.
Политолог вспоминает нацпроекты середины нулевых. Тогда их курировал нынешний премьер Дмитрий Медведев. И эффект от тех проектов «до сих пор под вопросом», говорит Илья Гращенков. «Сегодня таких нацпроектов в несколько раз больше. Соответственно контролировать их сложнее, экономическая ситуация в стране гораздо хуже чем в те годы, что создает дополнительную нагрузку на всех уровнях их реализации, – полагает эксперт. – Нет гарантии, что не будет выполнено множество лишних действий – например, закупка оборудования, на котором некому будет работать, дома, в которых никто не будет жить и т.д.».
Фото: kremlin.ru