Глава Челябинска Евгений Тефтелев покидает свой пост. О его отставке заявил губернатор Борис Дубровский. «ФедералПресс» вспомнил наиболее яркие события и скандалы за последние четыре года, связанные с именем мэра.
Решение губернатора
Об отставке Евгения Тефтелева давно ходили слухи. Челябинцев не устраивало качество уборки дорог в зимний период, когда даже появилось выражение «тефтелевы кучи», на него обижались владельцы малого бизнеса за кампанию по сносу киосков, урбанисты критиковали главу города за установку заборов вдоль тротуаров, а также за то, что администрация согласовывает уплотнительную застройку.
Три дня назад Евгений Тефтелев, комментируя новую волну слухов, заявил: «Как только будет решение, я с вами сразу же поделюсь». Однако официальное сообщение сегодня поступило сразу от главы региона. Борис Дубровсикй мотивировал свое решение желанием придать развитию города новый импульс. Исполняющий обязанности мэра будет назначен 20 ноября. Большинство экспертов сходятся во мнении, что должность может достаться заместителю Тефтелева Владимиру Елистратову. Он, к слову, подходит под описания претендента, которые в день отставки главы обозначил Борис Дубровский: «Во-первых, это должен быть человек, хорошо знакомый с городским хозяйством, специалист во всех сферах городской жизни. Во-вторых, он должен быть открытым для людей, жить их интересами, заботами и нуждами, слышать земляков, реагировать на их наказы. В-третьих, важно, чтобы это был патриот Челябинска, человек, который любит наш город и сможет неравнодушно и ответственно руководить столицей региона», – отметил губернатор.
Совсем недавно политолог Андрей Лавров говорил, что отставка Тефтелева маловероятна. Опасения были понятны: в регионе началась подготовка к выборам губернатора, а действующий мэр является верным человеком из команды Дубровского, который намерен пойти на второй срок.
Ряд экспертов, напротив, воспринимали челябинского мэра как угрозу для политического будущего губернатора. У общества претензий к нему было так много, что пребывание на этом посту могло ударить по позициям главы региона.
Тефтелевы кучи в зимнем и летнем исполнении
Буквально в первые годы своей работы на посту главы Челябинска Евгений Тефтелев получил среди горожан дурную славу. Новый градоначальник, который занимал аналогичный пост в Магнитогорске, не справился с напором природной стихии. Город оказался завален снегом, который коммунальные службы не убирали. Несмотря на вал критики и требований горожан навести в этой сфере порядок, кардинальные меры не предпринимались. С приходом весны ситуация только обострилась: мегаполис погрузился в грязь от растаявшего снега.
Новые «тефтелевы кучи» образовались уже этой осенью. На этот раз они нанесли не меньший урон как самому городу, так и репутации его руководителя. Напомним, после экстренного закрытия городской свалки и переноса маршрутов на полигон в Полетаево многие перевозчики отказались выполнять рейсы. В результате случился мусорный коллапс: контейнерные площадки оказались переполнены. Однако, вместо того чтобы позаботиться о недопущении подобной ситуации, Евгений Тефтелев ввел в Челябинске режим ЧС, который позволил заключить контракты с более удобными фирмами и без проведения торгов. Прокуратура тогда пригрозила серьезными разбирательствами и даже уголовными делами.
Неспортивное поведение
Главный челябинский «фронтовик» напомнил и еще об одном громком скандале. При Тефтелеве началась безжалостная оптимизация спортивных школ и их передача под управление МБУ «Спортивный город». В первом полугодии 2017 года были расторгнуты договоры с руководителями спортивных школ «Факел» и «Гармония», а осенью – с директором ДЮСШ «Атлет». В марте уже этого года об увольнении без объяснения причин был уведомлен директор и один из основателей школы карате «Конас» Олег Строгонов, который провел голодовку. Эту проблему неоднократно поднимали члены Общероссийского народного фронта, приглашали к диалогу представителей мэрии и управления спорта, однако чаще их призывы не находили отклика.
Проблема была решена, а оптимизация остановлена только после вмешательства федерального штаба ОНФ и лично губернатора Бориса Дубровского. В ходе разбирательств тогда выяснилось, что к началу оптимизации вовсе не имелось соответствующего распоряжения Евгения Тефтелева. В результате от этих действий пострадали не только руководители и тренеры спортивных школ, а прежде всего юные спортсмены. Мэрия тогда свои решения мотивировала нуждами экономии бюджета и повышения экономической эффективность заведений. При этом экономить на своих нуждах Евгений Тефтелев не спешил.
«Наша критическая повестка в адрес города началась с негативного повода - покупки по «серой» схеме «Фольксвагенов» через МУП ПОВВ, которые эксплуатировались главой города. В адрес администрации нами было сделано довольно резкое заявление о том, что использовать такие механизмы некорректно и что такие предметы роскоши не являются предметами первой необходимости. К тому же сам Евгений Николаевич критиковал предыдущего главу именно за роскошь транспортных средств, на которых он передвигался», – рассказал «ФедералПресс» глава регионального исполкома ОНФ в Челябинской области Денис Рыжий.
Много не значит хорошо
Ряд скандалов, связанных с действиями администрации Челябинска под руководством Евгения Тефтелева, касается строительства, а точнее точечной застройки. Разрешение на строительство домов выдавалось под объекты, которые размещались в критической близости к уже существующим высоткам. Такую строительную политику критиковало правительство области. Вице-губернатор Сергей Сушков даже назвал челябинские дворы «колодцами» и отметил, что из-за снижения степени проветриваемости территорий страдает экология города.
В ряде случаев жители выступали против и даже объявляли войну застройщикам. Последний пример - дом на улице Калинина, который начали строить буквально на детской площадке. Как не раз отмечали активисты ОНФ, это нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Были случаи, когда нарушался генеральный план города и вместо детских садов и парков появлялись новые высотки. Все это, по мнению экспертов, являлось признаками некомпетентного управления.
К слову, в Челябинске в настоящее время разрабатывается новый генеральный план города. Уже принят дизайн-код, благодаря которому в мегаполисе сократится количество слишком ярких вывесок и баннеров. Это особенно актуально перед саммитами ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске летом 2020 года. К этому же времени появятся новые конгресс-холлы. гостиницы, набережные и транспортные развязки. Но это скорее заслуга региональных властей.
Время руководства Челябинском запомнится и борьбой с незаконными киосками. С гостевых маршрутов активно сносятся мини-магазины, прежде всего торгующие шаурмой.
«Тефтелев не воевал с киосками. Воевало управление торговли. Не совсем однозначно это воспринимается, – отметил председатель Общественной палаты города Челябинска Юрий Зацепилин. – У нас есть закон и некая воля управлять городом. Здесь возник конфликт интересов, а при любом таком конфликте есть скрытая правда. Там люди просто не слушали. Можно было это решить без войн. К этому привело отсутствие культуры переговоров у нас»
Тупиковый путь
Не была решена в Челябинске и проблема транспорта, в развитии которого так нуждается крупный город, испытывающий проблемы с экологией. По оценкам экспертов, автомобильный транспорт приносит около 30 % загрязнения воздуха. Решить проблему могло бы сокращение в городе автомобилей и распространение трамваев, троллейбусов и автобусов. Однако при Евгении Тефтелеве было признано банкротом муниципальное унитарное предприятие «Челябинский автобусный транспорт». Все имущество перешло в ООО «Общественный городской транспорт». Таким образом, управление процессами было поставлено под вопрос.
Кроме того, город закупал старые автобусы. Из почти полумиллиона машин в ремонте нуждались и не могли выйти на маршруты порядка 200. Объявленная война нелегальным перевозчикам не принесла видимого успеха: безопасность общественного городского транспорта не снизилась, качество предоставляемых услуг далеко не всегда соответствует требованиям пассажиров.
Продолжая инфраструктурную тематику, стоит отметить усиление критики в сфере градостроительства и обеспечения комфорта для населения. В этом вопросе немалую роль сыграло движение Челябинский урбанист под руководством Льва Владова. Он критиковал городские власти за не аккуратные клумбы, установку вдоль тротуаров заборов, загромождение улиц повторяющимися дорожными знаками и прочее.
Отметим, новому главе Челябинска на этом посту будет нескучно. Впереди кампания по выборам губернатора, противостояние элит и передел наиболее лакомых рынков, а также крупные международные мероприятия – саммиты ШОС и БРИКС.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области
Смена власти на местах