В Волгоградской области в ближайшие дни будет объявлено о резком повышении платы за вывоз мусора. Соответствующие расчеты исходят не только из логики всероссийской реформы сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), но и из некоторых особенностей региона – истории становления здесь отрасли, а также первых действий регионального оператора «Управление отходами – Волгоград». По предварительной информации, тариф вырастет в среднем в 3 раза. Что конкретно обещает оператор и что уже начал делать, хватает ли ему контейнеров? Правда ли, что оператору просто некуда возить мусор, чем любопытны компании, получившие от него колоссальные подряды, а также чего опасаются общественники? Об этом – в материале «ФедералПресс».
Волгоградская область – один из последних регионов, где тариф на вывоз мусора до сих пор не утвержден. Накануне состоялось заседание регионального комитета по тарифам(КТР), в повестке которого несколько десятков вопросов, но утверждение тарифа на вывоз ТКО официально не было рассмотрено. По опыту работы государственных и муниципальных органов региона, самые важные вопросы здесь часто рассматривают в разделе «разное». Собственно вчера для неких представителей общественности были представлены прогнозные параметры тарифа. Он составит «не больше» 115 рублей с человека. Таким образом, рост в среднем будет трехкратным. Сейчас в областном центре вывоз мусора со средней двухкомнатной квартиры обходится примерно в 95 рублей в месяц, при этом в таком помещении, как правило, прописано три человека.
Окончательно решение коллегия комитета КТР примет 20 декабря – в крайний возможный по закону срок.
Напомним, с 1 января в России должна заработать новая система обращения с ТКО. Ее базовые цели – исключить образование стихийных свалок, а также постепенно уменьшить долю отходов, подлежащих захоронению, за счет того, что после сортировки часть будет направляться на переработку. Собственно, такие вызовы перед властями поставила практика – две основные проблемы отрасли по всей стране – это непрозрачность и криминогенность, а также физическое исчерпание ресурса существующих полигонов.
К слову, в прошлом году в регионе сортировку прошло около 15 % собранных отходов, при этом на нелегальных свалках, по разным оценкам, осталась примерно половина ТКО.
Недешевое удовольствие
Главное новшество не в том, что возить мусор теперь будут только на лицензированные полигоны и по строго отработанной схеме. Именно это, как уверяют участники отрасли, и приведет к удорожанию услуги. Во-первых, отсекут «серых» перевозчиков, которых невозможно контролировать, а работать будут только компании, которые имеют хорошую технику и оборудованы ГЛОНАСС, – если нерадивый перевозчик повезет отходы не на лицензированную свалку, а в ближайший овраг, то это обнаружат.
Из многих населенных пунктов путь до ближайшего полигона увеличится на десятки и даже сотни километров, а затраты на топливо также включены в новый тариф. Наконец, прежде большинство перевозчиков не платили НДС вовсе, а регоператор делать это обязан – по ставке 20 %.
Кроме того, на его плечи ложится и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую прежде мусорщики избегали всеми правдами и неправдами.
В Волгоградской области, в отличие от многих регионов (в Краснодарском крае их три, а в Ростовской области пять), будет лишь один оператор на всю территорию.
Тариф также будет утвержден единым. Как уже отмечено, он вырастет и будет будет рассчитываться по числу жильцов. Итоговая плата за вывоз мусора складывается таким образом: норматив накопления ТКО (который, кстати, повысили буквально за пару недель до заключения соглашения с регоператором. – прим. ред.) умножают на единый тариф. Для жильцов квартир в месяц норматив установлен в 0,206 кубометра мусора, для частного сектора – 0,203 кубометра. Нормативы, как пояснила председатель комитета тарифного регулирования (КТР) региона Светлана Горелова, приняты на основе исследований специалистов от власти.
Напомним, конкурсные процедуры проходили с самого начала напряженно. В проведение аукциона вмешивалась ФАС, а чуть позже единственный конкурент «Управления отходами» отказался от участия, объявив, что меняет формат работы в регионе.
ООО «Управление отходами Волгоград» прямо связано с ЗАО «ИК «Лидер», которому принадлежат ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Концессии теплоснабжения», с разной степенью успешности управляющие муниципальными сетями соответственно водоканала и теплоснабжения. Сейчас компании фактически находятся в стадии объединения – там теперь едины не только гендиректор, но, как сообщили источники внутри концессионных предприятий, целый ряд служб.
При этом ООО «Концессии водоснабжения» также является акционером Информационно-вычислительного центра ЖКХ и ТЭК и владеет рядом управляющих компаний, обслуживающих больше трети жилого фонда Волгограда. Интересно, что в руководстве регионального управления ФАС создание такого коммунального холдинга широкого профиля не считают опасным с точки зрения монополизации. «Мы боремся не с доминирующим положением, а с злоупотреблением таковым», – заявлял ранее «ФедералПресс» глава УФАС по региону Роман Лучников.
При этом критериев злоупотребления он не назвал. Отметим, что динамика роста тарифов на услуги ЖКХ в регионе одна из самых бойких в России. Но власти настаивают, что волгоградцы по-прежнему получают все услуги по исключительно льготным тарифам.
В «Управлении отходами Волгоград» сообщили «ФедералПресс», что заявку они направили в комитет тарифного регулирования областной администрации 13 ноября. «Говорить о конкретном значении тарифа можно будет только после проверки и рассмотрения в КТР. Плата населения рассчитывается на одного проживающего исходя из утвержденных нормативов накопления отходов», – пояснили в компании.
К слову, этот подход (раньше рассчитывалось от квадратных метров жилья), хотя и выглядит справедливым на первый взгляд, фактически приведет к ухудшению социального самочувствия малообеспеченных. Так, семья с несколькими детьми в маленькой квартире будет платить столько же, сколько такая же семья в большой, но многократно больше, чем при старой модели начисления.
Всего, согласно операторскому соглашению, за 10 лет «Управление отходами Волгоград» получит выручку в 26,3 млрд рублей.
Сейчас регоператор активно работает с заключением контрактов с подрядчиками – по перевозке и размещению отходов. Кроме того, «Управление отходами» закупило значительный автопарк спецтехники на шасси Mercedes, а также приобрело новые контейнеры.
Территориальную схему власти региона утвердили еще в 2015 году, но сейчас она актуализируется уже с участием регоператора. Компания провела инвентаризацию контейнерных площадок и обнаружила, что их на 16 % больше, чем указано в территориальной схеме областного комитета природных ресурсов. Организация площадок – это забота органов местного самоуправления. Кстати, во многих населенных пунктах применяется «бестарный» способ складирования – то есть отходы выставляются в мешках и пакетах без контейнеров вовсе.
Куда все это?
Своих полигонов у регоператора нет, но это, как подтвердили «ФедералПресс» в компании, и не планировалось. Есть только несколько объектов сортировки, в том числе и в Волгограде – в Кировском и Дзержинском районах. А размещать отходы ООО «Управление отходами – Волгоград» будет на полигонах сторонних организаций, в том числе и принадлежащих их бывшему конкуренту в конкурсе на статус оператора. Соответствующие конкурсные процедуры идут. Согласно данным портала госзакупок, регоператор планирует пользоваться всеми шестью объектами размещения, которые включены в территориальную схему. Цены на размещение на них разнятся в зависимости от состояния полигона. Так, на новеньких «Спецавтотрансе» (Камышин) и «Волга-бизнесе» (Волжский) цена за кубометр вырастет соответственно со 189 и 138 рублей в следующем году до 204 и 149 в 2020-м.
Именно в размещении и притаился один из самых больших вопросов. Неоднократно встречались данные, что как минимум два полигона – «Спецпроект» в Светлоярском районе и «Экосфера» в Урюпинске – заполнены соответственно на 100 и 91 %. Добавим, что расценки на размещение на них дешевле, чем на новых полигонах.
Руководитель «Зеленого патруля» в Волгоградской области Ярослав Князев, который также входит в число акционеров полигона «Комус», предполагает, что оператор планирует использовать заполненные полигоны именно из соображений экономии.
«Практически не сомневаюсь, что тариф рассчитан из 170 рублей, а везти будут туда по 90, а то и 70», – рассуждает он. Именно поэтому, считает Князев, из программы не убрали и «Комус», погрязший сейчас в судебных разбирательствах и уголовных делах: «Бывший директор Юрий Спицын, по моим данным, сейчас под домашним арестом по подозрению в налоговых злоупотреблениях. Место полигона чертовски неудобное, но все равно у оператора, подозреваю, голубая мечта вообще все везти на «Комус», потому что там дешево (69 рублей за кубометр. – прим. ред.).
Профессиональные эксперты считают полигон переполненным, потому что остаток проектной мощности ссылается на четвертую карту, которая по документам введена в эксплуатацию, но фактически не существует. Там нет гидрозамка, то есть глиняной укладки дна, хотя бывший директор пытался этим летом обмануть областной экосовет. Он уверял, что замок есть, вырыв какую-то яму и показывая природный суглинок».
Князев уверен – пока не завершены правовые процедуры вокруг «Комуса» (там много вопросов, в том числе и вступление в права наследства после смерти одного из акционеров), включать его в схему работы регоператора не стоит.
«Примерно такая же ситуация, насколько я понимаю, и со Светлоярским полигоном. Если все так, как я это вижу, то прибыль выходит больше 100 %. На таких условиях и я, да вообще любой бы с удовольствием занялся этим бизнесом!» – воскликнул Князев.
Регоператор данные об исчерпании ресурса полигонов опровергает. «В своей деятельности мы оперируем официальными данными, которые получаем из территориальной схемы и от госорганов. По нашим сведениям, полигон в Светлоярском районе может принимать отходы еще несколько лет, а в Урюпинске был реконструирован – теперь его остаточная емкость достигает 85 %», – пояснил гендиректор компании Рудольф Цаберт. Он также уточнил, что необходимость создания новых мощностей определяет областной комитет природных ресурсов.
Интересно, что последним из объявленных тендеров регоператора значится покупка услуги «по консалтинговому сопровождению проекта начала деятельности регионального оператора по обращению с ТКО». Аукцион только начался, на такое консультирование компания готова потратить 3,67 млн рублей.
Впрочем, гораздо большие по финансовым затратам конкурсы оператор уже отыграл. Многие из них также вызывают изрядное недоумение.
Так, сразу три крупнейших лота на общую сумму чуть больше 4,5 млрд рублей достались ООО «Волга-Д». Это предприятие обязуются в течение трех лет оказывать услуги по вывозу мусора по трем зонам региона – Северо-западной (12 районов и два города на территории от Фрловского до Нехаевского районов), Северной зоне (11 районов и два города – от Дубовского до Котовского районов) и Волжской (все 6 заволжских районов региона и город Волжский). У ООО «Волга-Д» уставной капитал 10 тыс. рублей, основной вид деятельности – «управление собственным и арендованным недвижимым имуществом», а также баланс в 6,6 млн рублей при кредиторской задолженности в 3,5 млн и выручке (все данные за 2017 год) в 4,9 млн рублей.
Но самое интересное даже не в этом, а в том, что «Волга-Д» связана сразу с тремя управляющими компаниями, имеющими непростую репутацию. Это ООО «ГУК», ООО «ЖЭК» и ООО «ЦКО-1». Последняя, например, имеет задолженность по исполнительным производствам почти на 3 млн рублей и является ответчиком по искам в 51,7 миллиона. Компания «ГУК» должна судебным приставам 7,6 млн рублей, а ранее уже уплатила почти 17 миллионов, а вот ЖЭК, хотя и должна немного, но прежде погасила 93,6 млн рублей. У всех компаний уставной капитал – 10 тыс. рублей, в руководстве всех четырех организаций недавно были одни и те же люди. Среди них выделяется Вячеслав Дьяков, бывший заместитель руководителя Госжилинспекции по Волгоградской области, бывший глава Красноармейского района, а также экс-кандидат в гордуму и даже участник конкурса на пост сити-менеджера. Наверное, большинству жителей он запомнился по скандалу вокруг благоустройства аллеи имени 50-летия Октября.
Кстати, действующий наемный глава Волгограда Виталий Лихачев, посещавший презентацию спецтехники регоператора, высказался о перспективах копании достаточно осторожно, в духе «время покажет».
При этом «Волга-Д» как раз в Волгограде работать не будет – вывоз в черте города будет организован непосредственно оператором на тех самых «мерседесах».
«Представители бизнес-сообщества, которые занимаются сбором и утилизацией, например, пластика, никак не могут наладить контакт с оператором, – сетует руководитель проекта ОНФ «Генеральная уборка» Константин Глушенок. – Больше того, и наши попытки выйти на руководство пока закончились ничем. Мы не знаем, с кем разговаривать». По словам общественника, «чуть ли не все, что должно было быть сделано на переходном этапе, не выполнено». «Мы пока не критикуем, а выражаем обеспокоенность, – добавил Глушенок, – ситуация непонятная, есть множество неотрегулированных вопросов. Во-первых, небывалое скопление несанкционированного размещения и избыточного размещения на многих контейнерных площадках. Это повсеместно, разве что за исключением центра города. Я видел это и сам, пройдя весь Краснооктябрьский район пешком, видно все прекрасно и по нанесению на интерактивную карту свалок ОНФ. Захламленность, по этим данным, увеличивается очень резко, особенно почему-то в Красноармейском районе Волгограда, а Калачевский район области зарастает просто рекордными темпами».
При этом, рассуждает общественник, как раз сейчас должно идти сокращение несанкционированных свалок. «Понятно, что вновь появившиеся с 1 января – это их проблема, а те, что возникают сейчас? Непонятно. Наши эксперты и волонтеры готовы к диалогу, готовы содействовать, но не видим движения навстречу с той стороны», – подытожил Глушенок.
Добавим, что отказаться от договора с региональным оператором не получится. По закону на 16-й день после публичной оферты (опубликования в официальном печатном органе) он считается заключенным автоматически.